Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования для развития зрительно-двигательной координации детей с ЗПР.
статья по теме

Батталова Наталья Маратовна

 

Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от навыков нормально развивающихся сверстников того же возраста и детей с ЗПР, уже посещающих специализированный детский сад. Отсутствие интереса к процессу и результату рисования («не могу», «не получается», а отсюда «не хочу»), активности, низкий уровень работоспособности — вот что характерно для наших детей.

Это еще раз подтверждает необхо­димость в целенаправленном обучении таких детей рисованию. Но сложность состоит и в том, что родители детей с ЗПР не осозна­ют значимости рисования для коррек­ции и развития компенсаторных меха­низмов у детей. А ведь именно заня­тия по рисованию оказывают замет­ное коррекционно-развивающее воз­действие: влияют на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (глав­ным образом — моторику рук) сферы, что важно для обучения детей пись­му в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachimost_korrekcionno.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значимость коррекционно-развивающих игр с использованием рисования

для развития зрительно-двигательной  координации детей с ЗПР.

        

        Перед  педагогическим  коллективом  дошкольного  образования  компенсирующего вида (дети с ЗПР) стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в школе, обеспечить их социализацию.

        Практика показывает, что у детей дошкольного возраста с ЗПР, поступающих в специализированное дошкольное учреждение, несмотря на возраст (даже 6 лет), навыки рисования значительно отстают от навыков нормально развивающихся сверстников того же возраста и детей с ЗПР, уже посещающих специализированный детский сад. Отсутствие интереса к процессу и результату рисования («не могу», «не получается», а отсюда «не хочу»), активности, низкий уровень работоспособности — вот что характерно для наших детей.

Это еще раз подтверждает необходимость в целенаправленном обучении таких детей рисованию. Но сложность состоит и в том, что родители детей с ЗПР не осознают значимости рисования для коррекции и развития компенсаторных механизмов у детей. А ведь именно занятия по рисованию оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие: влияют на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (главным образом — моторику рук) сферы, что важно для обучения детей письму в школе.

У детей с ЗПР наблюдается комплексное нарушение развития, одним из компонентов которого является нарушение моторики и зрительно-двигательной координации, что приводит к снижению результативности рисования, нарушается точность движений. Графические умения и навыки, необходимые для рисования, требуют единства и взаимодействия зрительной и двигательно-моторной координации.

Иногда педагоги на первое место ставят учебную деятельность, не придавая важности главному виду деятельности для дошкольников — игре. Но ведь именно через игру возможно достичь обучающий цели - сделать ребенка не пассивным участником рисования, а активным. Мы включаем коррекционно-развивающие игры в изодеятельность (в начале занятия — для привлечения внимания, в середине — для активизации детей, в конце — для снятия напряжения), в самостоятельную деятельность или, наоборот, включаем элементы рисования в дидактическую игру. Ребенку для усвоения материала, способов действия требуются многократные повторения, что и происходит в процессе игры.

В настоящее время в продаже имеется много дидактических игр, но чтобы их использовать в специальном детском саду, нам приходится адаптировать их под наших детей — частично изменять материал (что-то убрать, изменить, дополнить), придумать свой вариант игры. Часто мы создаем свои игры и упражнения, пособия к ним.

«Волшебная муфточка»

Педагоги часто используют в играх «чудесный мешочек». У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие моторики рук, пальцев (движения неточные, неуверенные, несогласованные; руки вялые или чересчур напряжены), поэтому мешочек заменили на «муфту» — открытый с двух сторон мешочек, входящие отверстия которого собраны на резинку по обхвату руки ребенка. У детей появилась возможность действовать двумя руками одновременно. Муфта расширяет варианты игр: можно собрать на ощупь пирамидку, вкладыши и т. д.

«Волшебная книжка»

Многообразно качество и количество книжек-раскрасок на прилавках магазинов, и в то же время большинство из них невозможно использовать в работе с нашими детьми. Поэтому мы создали «волшебную книжку». На каждой страничке задание: «Спрячь животных в домик», «Уложи клубочки в коробки», «Волшебное окошко», «Смешарики».

Подобранные готовые картинки вырезаются или создаются из цветной бумага, затем наклеиваются на лист (можно то же самое просто нарисовать на листе бумаги) и вкладываются в файлы. Таких листов в книжке может быть от одного до нескольких. Это зависит от возраста, особенностей и возможностей ребенка.

Использование такой «книжки» дает возможность дошкольнику исправить ошибку (ребенок рисует фломастером и может стереть не понравившееся ему изображение влажной мыльной губкой).

При использовании такой раскраски у детей снижается неуверенность в своих силах, исчезает боязнь ошибки, повышается активность, уверенность, самостоятельность, самооценка.

«Волшебное окошко»

Трудности наших детей в раскрашивании (неумение регулировать размер штриха, его направление) привели к созданию «волшебного окошка». Это, например, половинка пластиковой крышки майонезного ведерка (ее удобно захватывать пальчиками, удерживать в определенном месте листа). Вырезанные в крышке прорези разной ширины ограничивают движение руки ребенка сверху вниз, а контурные границы изображения — слева и справа. Детям нравится раскрашивать шерсть животных, оперение птиц (от головы к хвосту), чередовать цвета. В дальнейшем ребенок раскрашивает без опоры на «окошко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы на тему"Пальчиковые игры в развитии навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Перспективное планирование на год по теме:"Пальчиковые игры в развитии навыков самостоятельности у детей раннего возраста."...

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"

способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...