Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Школьная готовность"
материал (подготовительная группа)

Ершова Екатерина Сергеевна

В данном родительском собрании речь пойдет о разных видах готовности к школе: физической, личностной, мотивационной и интеллектуальной. А также об умениях и навыках, необходимых для будущего первоклассника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Школьная готовность»

     Дорогие родители, мы очень рады видеть вас. Тема нашего родительского собрания «Школьная готовность». Выбрана она неслучайно. Приближается тот день, когда ваш ребенок впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Психолого-педагогическая «готовность ребенка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной.

     С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признается всеми взрослыми.

     Физическая готовность наших детей находится на высоком уровне. В течение недели у нас проходят 2 занятия ритмики, 2 занятия физкультурой, одно из них на свежем воздухе и 1 занятие в бассейне. Всего 5 занятий в неделю. И это не случайно. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно-двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. При подготовке к школе важен режим дня: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое чувство времени. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Режим помогает сочетать труд и отдых, привыкать к новым условиям жизни. Согласно исследованиям врачей, работоспособность в течение дня не одинакова. Можно установить 2 пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8:00 до 11:00 утра – дети в это время будут находиться в школе. Затем происходит понижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16:00 и 18:00, а потом следует резкий спад трудоспособности. Из этих данных исследований врачей следует, что жесткий контроль за выполнением домашних заданий после 18:00 пользы не приносит и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу.

     Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребенком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребенка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребенка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребенка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Определить личностную готовность Вашего ребенка Вы можете самостоятельно, задав ему очень простой вопрос: «Ты хочешь пойти в школу?» Если ребенок ответил положительно, то следует уточнить: «Почему ты хочешь пойти в школу?». Если ответ ребенка предполагает развитие познавательных интересов, стремление к получению новых знаний, то волноваться не о чем – внутренняя позиция школьника уже сформировалась. А вот если в ответе ребенка будет просматриваться интерес к школе только с внешней стороны (покупка нового портфеля со всем его содержимым, новой красивой формы, знакомство с новыми друзьями и т.д.), то это говорит пока о том, что принять внутреннюю позицию школьника ребенок еще не готов.

Мы задали эти вопросы детям, вот какие ответы были получены:

Катя: Да, там все посложнее. Мне нравится все такое сложное.

Вероника: Да, потому что там много всякого интересного, можно узнать много разного. Если будешь хорошо учиться получишь 5, тебя могут вызвать к доске.

Захар: Да, потому что я хочу быть умным.

Можете дома самостоятельно задать эти вопросы и проверить. Большинство детей готовы и хотят обучаться в школе.

     Наличие внутренней позиции школьника говорит о том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности. Ребенок просто стремится к поступлению в школу – это для него великая почетная обязанность. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

     Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированность желания учиться (мотивационная готовность). Но и это еще не все. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребенок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать и считать.  Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать и слышать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Многие родители ставят на первое место интеллектуальную готовность ребенка к обучению. Однако учителя считают иначе: и ставят на первое место мотивационную готовность, которая по их мнению является самой важной.

      Сегодня несмотря на то, что занятие проходит в непривычное для нас время, все дети активно работали, отвечали по руке, соблюдали дисциплину, слушали ответы друг друга. При затруднении не терялись, а пытались исправить ошибку. Это говорит о развитой мотивационно-волевой готовности.

     Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой труд. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. Однако, не следует впадать в другую крайность, изображая школу местом сплошных радостей и успехов. Мы ведь еще не знаем, как пойдет у ребенка учеба, как сложатся отношения со сверстниками и учителями. Для ребенка учеба – праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

     Интеллектуальная готовность ребенка к школе подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов. Ребенок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен также уровень развития памяти.

Какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у будущего первоклассника?

Ребенок, поступающий в 1 класс, должен знать:

  1. В какой стране он живет, в какой городе, на какой улице, в каком доме и какой квартире.
  2. Полные имена членов семьи, их профессии.
  3. Правила поведения в общественных местах и на улице.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  1. Уметь слышать и слушать.
  2. Уметь пересказывать прочитанное взрослыми, увиденное.
  3. Уметь четко произносить все звуки речи.
  4. Уметь интонационно выделять звук в словах.
  5. Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
  6. Уметь владеть навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).
  7. Уметь произносить слова по слогам.
  8. Уметь составлять предложения из 3-5 слов.
  9. Уметь использовать в речи обобщающие понятия, подбирать определение к существительному.
  10. Уметь составлять рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
  11. Уметь составлять несколько предложений о предмете.
  12. Различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение).
  13. Уметь наизусть читать любимое стихотворение.
  14. Знать автора прочитанного стихотворения.
  15. Уметь передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

  1. Знать числа от 0 до 20.
  2. Уметь считать до 10 и обратно.
  3. Уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка.
  4. Знать знаки +, -, =
  5. Уметь сравнивать числа первого десятка (Мы сравниваем двузначные и однозначные).
  6. Уметь соотносить цифру и число предметов.
  7. Уметь сравнивать 2 группы предметов (по парам).
  8. Уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  9. Знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг.
  10. Уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме.
  11. Уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «вперед», «за», «между».
  12. Уметь ориентироваться на листе бумаги («слева», «справа», «внизу», «вверху»).
  13. Уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы (по форме, размеру, цвету).
  14. Называть материалы, из которых изготовлены предметы.
  15. Сравнивать предметы по длине, высоте, ширине.
  16. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большого размера.
  17. Понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
  18. Знать дни недели, их последовательность.
  19. Проводить прямые, не дрожащие линии.
  20. «Видеть» строку и писать в ней.
  21. Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  1. Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и пр.).
  2. Уметь различать диких и домашних животных.
  3. Уметь различать по внешнему виду птиц.
  4. Иметь представление о сезонных признаках природы.
  5. Знать 1-3 комнатные растения.
  6. Уметь различать овощи и фрукты.
  7. Уметь определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.
  8. Иметь представление о труде людей в городе и сельской местности.
  9. Знать название основных профессий и уметь объяснять, чем занимаются люди этих профессий.
  10. Уметь раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  11. Знать названия дней недели, части суток, название месяцев.

Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки его к школе?

Развитие мелких мышц руки (работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами и пластилином; рисование в альбомах карандашами и красками) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, мышления).

Также дети должны уметь:

  • Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;
  • Точно ловить и кидать мяч;
  • Работать с пластилином, бумагой и картоном;
  • На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;
  • Застегивать пуговицы, завязывать шнурки;
  • Должны уметь рассказывать о своей семье.

Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу. А если такой ребенок попадает в школу, то он плохо усваивает программу, успеваемость его снижается, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

Сейчас я назову «портрет» первоклассника, неготового к школе. Пусть эти моменты заставят Вас задуматься:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольное поведение, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т.п.).

Советы родителям:

  • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
  • Не заучивайте азбуку наизусть, а так делают, к сожалению. Не читайте по пять раз одно и то же. Выучите все буквы и поищите книги с кратким текстом. Развесьте слова в комнате и научите их узнавать. Потом прочитайте книгу вместе с ребенком (две книжечки за неделю – достаточно).
  • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка. И в них есть слова, знакомые в обиходе, по непонятные по отношению к листу бумаги (это слова «за», «над», «под»).
  • Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу; вежливо обращаться к другому.
  • Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, надеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой, ведь в школе придется многое делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
  • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

Совсем скоро в жизни вашего малыша наступит очень сложный период, он станет школьником. И очень-очень многое в этот период будет зависеть от вас, вашего терпения, организованности и родительской любви. Ну, а пока у вас еще есть время, все в ваших руках.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ"

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красива...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему:«Что такое готовность к школе».

Цели: − обогащение знаний родителей о готовности к обучению в школе;− подведение итогов работы специалистов и детей за год.Задачи:− ознакомление родителей с основными характеристиками готовности ребен...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"...

Родительское собрание в подготовительной группе на тему «Школьная готовность – это». Воспитатель 1 квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность», вовлечение родителей в процесс ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....