Как родителям учить стихи с детьми с задержкой речевого развития
учебно-методический материал (средняя группа)

Ковалева Наталья Владимировна

Приемы разычиывния стихов с детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zauchivaniya_stihov_s_detmi_s_zrr.docx398.73 КБ

Предварительный просмотр:

Как родителям учить стихи с детьми с задержкой речевого развития

Много стихов знает ваш ребенок? Насколько легко он их заучивает? Сколько времени вам нужно, чтобы выучить короткое стихотворение? Бывают при разучивании перестановки слов в строчках? Ваш малыш не может рассказать две строчки Деду Морозу? Если все это вас беспокоит, и вы уже опустили руки, то эта статья именно для вас.

Знание стихотворений может служить хорошим тестом для проверки уровня развития речи ребенка. Закономерность простая: если ребенок знает много стихотворений, значит у него хорошо развита память и внимание, а, следовательно, и речь. Существует и обратная зависимость: стихи в полной мере развивают интеллект и речь.

Для чего нужно учить стихи

Стихи мощно развивают речевые компоненты:

1. Фонематический слух. Стихи приучают ребенка к активному прислушиванию к речи, что развивает способность к различению на слух сходных звуков.

2. Чувство ритма и умение пользоваться речевым дыханием, что очень важно для развития речи ребенка. Ведь наша речь по своей природе ритмична.

3. Словарный запас. В каждом, пусть даже коротком двустишии, есть слова, которые мы не часто используем. Объясняя их ребенку, мы вводим их в пассивный и активный словарь.

4. При чтении и заучивании стихов ненавязчиво формируется грамматический строй речи.

5. Стихи насыщены порой непривычными речевыми оборотами, которые ребенок потом сможет использовать в свободной речи.

Кроме того, в отличие от логических игр, которые развивают только левое полушарие, стихи активизируют межполушарное взаимодействие. Благотворно они влияют и на эмоциональное развитие ребенка. Даже короткие детские стишки наполнены простыми детскими эмоциями радости, грусти, переживаний, страхов и взаимопомощи.

В 3-4 года у детей активно развивается память, поэтому в этом возрасте можно и нужно заучивать короткие двустишия или четверостишия, а затем постепенно увеличивать объем.

Как учить стихи с детьми

Учить стихи нужно, даже если у ребенка явные проблемы с речью. Если малыш плохо говорит, ему подойдут короткие стихотворные формы, например:

Ди-ди-ди, к нам иди.

Ду-ду-ду, я иду.

Ок-ок-ок, у Тани сок.

Вместо «Тани» подставьте другое имя ребенка или просто слово «мама», тогда стихотворение станет малышу ближе. Повторяйте стихотворение ярко, эмоционально, несколько раз. Работе над стихотворной формой уделяйте 1-2 минуты. Возвращайтесь к одним и тем же строкам неоднократно. Перед последним словом в строчке останавливайтесь, ждите и показывайте ребенку, что он должен досказать словечко сам.

Как только появится договаривание последнего слова в строчке, не забудьте похвалить ребенка. Продолжайте наполнять пассивную речь ребенка стихотворными строками. Когда-нибудь стихи обязательно перейдут и в активный словарь.

Приемы запоминания стихов

1. Для эффективного запоминания используйте прием сопряженных действий:

  • хлопайте в ладоши в такт стихотворения;
  • «дирижируйте» невидимым оркестром;

Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой

Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой

  • поочередно сгибайте-разгибайте кулачки;

Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой

Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой

  • сгибайте-разгибайте руки в локтях, как роботы;
  • шагайте с высоко поднятыми коленями;

Фото из книги «Логопедическая ритмика» Е. АнищенковойФото из книги «Логопедическая ритмика» Е. Анищенковой

  • ритмично отбивайте фитбол или мяч рукой или имитируйте это движение;
  • повторяйте стихотворение, ритмично подпрыгивая на фитболе;
  • раскачивайтесь на балансире;
  • наконец, показывайте все, о чем говорится в стихотворении, как драматические артисты. Все это поможет ребенку впоследствии вспомнить заученные строчки.

2. Для быстрого запоминания используйте мнемотехнику: делайте к каждой строчке стихотворения рисунок-схему, опираясь на которую ребенок может вспомнить стихотворение.

Приведу пример:

У Сени и Сани судак в сметане.

А соседская киска будет есть сосиски.

Смотрите на рисунок-схему на фото.

Рисунок автора

Рисунок автора

К каждому стихотворению можно рисовать подобные картинки или пиктограммы.

С вами была логопед Ковалева Наталья Владимировна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития"

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от двух до трех лет) с задержкой речевого развития....

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Конспект открытого занятия в дошкольном отделении с детьми с задержкой речевого развития по лепке на тему: «Божья коровка»

Цель занятия:- расширять представления об окружающем мире;- продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска;- закреплять приемы скатывания шариков между ладонями;- закреплять п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»

Данная система коррекционного воздействия предназначена для работы с детьми раннего возраста (от 1,5 до трех лет) с задержкой речевого развития разной этиологии. Это неговорящие дети или дети с «...

Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития

Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности дете...

Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития

Особенности работы с детьми с задержкой речевого развития....