"Формирование предпосылок УУД в ДОУ"
методическая разработка

Портнова Елена Александровна

Выступление на мастер-классе "Готовимся к школе вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_master-klasse_portnova.docx50.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Готовимся к школе вместе»

Выступление по теме: «Формирование предпосылок УУД в ДОУ»

Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение  в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности – учебному. Умение учиться – это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Поступление в школу – это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. 

Учебная деятельность должна увлекать младших школьников, приносить радость, давать удовлетворение. Поэтому важно воспитывать у дошкольников познавательные интересы, так как именно они активизируют способности детей. Развитие  познавательной деятельности дошкольников – один  из основных аспектов готовности детей к школе.

Умственные,  эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер  формируются в  процессе познавательной деятельности.

А так же развиваются  психические процессы: произвольное внимание  и восприятие, мышление, память, воображение, речь. 

Приобретается   жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки,  благодаря чему развивается и сама личность ребенка.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

  • Образовательная  деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.
  • Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.
  • Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Задания,  предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.
  • Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

Воспитание  познавательных интересов — важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Что же такое универсальные учебные действия?

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, путем активного усвоения и получения знаний через  практическую деятельность, через «умение учиться».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД: 

1) личностный; 2) регулятивный;

3) познавательный; 4) коммуникативный.

В ФГОС ДО  п. 1.8. Стандарт включает в себя требования к: результатам освоения Программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

п. 4.6, 4.7 целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Личностные  УУД

– внутренняя позиция  будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение - самоопределение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.);

– смысл и мотивация учебной деятельности – смыслообразование (какое значение смысл имеет для меня учение);

Нравственно-этического оценка – способность    соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками  личностных УУД являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;  
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование  умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Регулятивные УУД

– умение  сохранять заданную цель - Целеполагание;

– умение планировать свое действие в соответствии  с конкретной задачей - Планирование;

– умение видеть результат своей деятельности - Прогнозирование;

– умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу - Контроль;

– умение видеть указанную ошибку и  исправлять ее по указанию взрослого - Коррекция;

– умение  оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку

взрослого и сверстника - Оценка;

Предпосылками  регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД

  • Ориентировка  в пространстве и времени;
  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • Умение работать по заданному алгоритму;
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями;

Информационные

  • Умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • Умение работать по иллюстрациям.
  • Умение работать по книге;
  • Умение пользоваться  школьными принадлежностями (ручкой, карандашом, ластиком).

Логические

  • Классификация
  • Анализ
  • Синтез
  • Сравнение
  • Обобщение
  • Сериация
  • Сернация
  • Исключение   лишнего
  • Подбор подходящего  
  • Установление причинно-следственных связей и др.
  • Использование  знаково-символических  средств
  • Моделирование

Предпосылками  познавательных УУД являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.);
  • умение производить знаково-символические действия, кодирование, декодирование предметов;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
  • умение находить нужную страницу;
  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.);
  • умение пользоваться  простейшими  инструментами.

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы;
  • Владение невербальными средствами общения;

Предпосылками коммуникативных УУД  являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • желательно эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные для партнёра высказывания;  

Портрет выпускника ДОУ

  • Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками (личностные результаты).

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

  • Любознательный, активный (личностные результаты).  

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Эмоционально отзывчивый (личностные результаты). 

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты).

Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. 

  • Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения (регулятивные результаты).

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо».

Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту (познавательные результаты) .

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. 

  • Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем  социуме), государстве (стране), мире и природе (личностные результаты).

Ребенок имеет представление:

 - о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;

- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; 
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;

- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;

 - о мире (планете Земля,  многообразии стран и государств, населения, природы планеты).

  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (регулятивные результаты):

умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

  • Овладевший необходимыми умениями и навыками (предметные результаты). 

У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Подготовила: Портнова Е.А., старший воспитатель высшей кв. категории, педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»

Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...