Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
статья

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой - учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой - учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.

Мнемотехника или  мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.

Цель обучения с её использованием - развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной; мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем - моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана - схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста следует давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка – серая, елочка – зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:

для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;

для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;

для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.

Овладение приёмами работы с ними значительно сокращает время обучения и  одновременно    решает задачи, направленные на:

  1. Развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
  2. Перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы;
  3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении;
  4. Развитие связной речи дошкольников (составление описательных рассказов, пересказ сказки;  правильное звукопроизношение;  знакомство с буквами).

Впервые использование моделей началось в 1990 году. Оно было предложено логопедами для развития речи детей с общим недоразвитием речи и является, как я уже говорила, актуальным и действенным методом в настоящее время, как для групп детей с ОНР, так и для групп массовых дошкольных учреждений.

Использовать метод моделирования можно в различных видах деятельности. Дети учатся нестандартно мыслить (один и тот же предмет или явление выглядит по - разному у каждого ребёнка), дети создают собственные творения, развивают свою фантазию и речь. В старшем дошкольном возрасте полезно составлять модели прямо во время занятий.

Использование схем, таблиц, моделей помогают детям преодолеть различные затруднения: самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки;

Установить последовательность изложения выявленных признаков;

Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом – рассказом описания.

С помощью метода моделирования – использования схем - моделей и мнемотаблиц удаётся достичь значительных результатов в следующем:

  1. Активизируется  словарный запас;
  2. Расширяется круг знаний об окружающем мире;
  3. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  4. Свободно пересказывают сказки, рассказы как на занятиях, так и в повседневной жизни.
  5. Развивается фантазия и творческое воображение детей.

Существует ряд требований к использованию моделирования:

  1. модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета;
  2. модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;
  3. модель должна быть доступной детям в повседневной жизни;
  4. модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления;
  5. одновременно можно использовать модели только одного вида.

С помощью схем-моделей и мнемотаблиц удаётся достичь следующих результатов:

  1. у детей появляется желание пересказывать сказки – как на занятие, так и в повседневной жизни;
  2. у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
  3. активизируется словарный запас;
  4. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 

2 этап. Осуществляется  перекодированием информации, т.е. преобразование из символов в образы. 

 3 этап. После перекодирования  осуществляется пересказ  сказки с опорой на символы, т.е. происходит метод запоминания

Этапы работы со схемой – моделью:

  1. учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками - символами;
  2. учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда)- если дети умеют читать и писать;
  3. самостоятельно, с помощью знаков - символов, заполнять схему - модель как план пересказа;
  4. закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему - модель.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Список литературы:

  1.  «Использование  метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская.
  2. «Учимся по сказке» Т. В. Большевой.
  3. «Веселые встречи»  Л. Е. Белоусовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

"Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей "Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста"....

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста .

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического...

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста

Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающего мира,...

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Опираясь на опыт педагогов, нами были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают ...

Презентация " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Мнемосхемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей...