«Дошкольник с нарушением зрения: упражнения и рекомендации родителям»
консультация

Янина Анатольевна Бабич

Обучение детей с нарушением зрения в домашних условиях отличается своими особенностями. Важное внимание играют состояние зрительного нарушения и время возникновения заболевания. Родители должны своевременно обращаться к помощи специалистов и получать консультации у офтальмолога, тифлопедагога, психолога и так далее. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) « Дошкольник с нарушением зрения: упражнения и рекомендации родителям» Обучение детей с нарушением зрения в домашних условиях отличается своими особенностями. Важное внимание играют состояние зрительного нарушения и время возникновения заболевания. Родители должны своевременно обращаться к помощи специалистов и получать консультации у офтальмолога, тифлопедагога, психолога и так далее. Мы же постараемся дать некоторые базовые рекомендации, чтобы дошкольник с нарушением зрения мог полноценно учиться и развиваться. Рекомендации родителям При общении с детьми с нарушением зрения советуем комментировать свои действия. Это позволяет ребенку получать информацию с помощью зрения и слуха. Важно создать оптимальные условия для обучения и семейного воспитания детей. Щадящий режим и неоправданная опека при дефекте зрения могут негативно сказаться на формировании личности. Нарушение зрения у дошкольника откладывает социальный отпечаток при формировании характера. Как правило, детей с нарушением постоянно жалеют родственники и знакомые. Ребенок становится центром внимания в своей социальной группе, что негативно складывается не только на воспитании, но и формировании самооценки и модели общения с окружающими. С раннего детства детей с нарушением зрения нужно приучать получать информацию с помощью других сохранных анализаторов. Причем обучение должно проводится непринужденно, ребенок не должен чувствовать что к нему относятся как-то особенно, излишняя забота в некоторых случаях может только навредить, плохо влияя на формирование самостоятельности. Родители не должны ограничивать коммуникативные связи детей. Общение со сверстниками позволит получить максимум информации об окружающем мире. Не нужно стесняться нарушений. Родители дошкольника с дефектом зрения должны стать активными участниками игр. Причем играть можно и даже нужно с нормально видящими детьми . Родители должны корректировать ребенка, подсказывать ему и принимать участие в игре. В случае необходимости попросить других детей помочь ребенку приспособиться к игре.

Слайд 2

Игровые упражнения для развития зрения Важно понимать возможности детей и не заставлять их делать то, что они пока не готовы выполнить. Никогда не заставляйте ребенка с нарушением зрения что-то делать, если получили четкий отказ. Сложно приучить ребенка выполнять определенный комплекс упражнений для борьбы с нарушением зрения. Упражнения нужно построить в виде игры. Тогда результат будет гораздо эффективней. Родители должны контролировать регулярное выполнение упражнений. Тогда результаты будут идти в гору. Ну а мы посоветуем вам, как можно заинтересовать детей регулярно упражняться. «Лабиринт» На когнитивное развитие детей и улучшение остроты зрения влияет проведение такой игры как «лабиринт». Дошкольнику предлагается провести различных сказочных героев к своему домику. Главная задача – максимальная подвижность глаз. Упражнение можно усовершенствовать, задавая временные рамки, заинтересовав ребенка другими способами, которые зависят уже от индивидуального подхода родителей. « Путаница» Важно уделить внимание и бинокулярному развитию ребенка. Вы можете найти в Интернете множество картинок для проведения такого развлечения как «путаница». Н-р, ребенку с нарушением зрения предлагается найти все предметы, которые спрятались в левой части изображения .

Слайд 3

«Маршруты» Простой тренажер, который можно повесить на стену. Методика тренинга предполагает слежение глазами по указанной траектории. Можно следить глазами за указанной траекторией и дополнять упражнение движением указательного пальца. Основные направления для тренинга: Плавные движения влево-вправо; Движения по вертикали: вверх-вниз; Движения глаз по часовой стрелке (красный эллипс); Против часовой стрелки – желтый эллипс; Упражнений «восьмерка» - движение по зеленой траектории . « Сравни картинки» Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях . Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное восприятие, а также наблюдательность. «Раскрась вторую половинку». Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить зрительное внимание, зрительно-моторную координацию ребёнка, приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок. Малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.). Вот некоторые советы и упражнения, которые могут быть включены в режим дня дошкольника с нарушением зрения. Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

«Рекомендации родителям по развитию у дошкольников с нарушением зрения 3-4 лет ориентировки в пространстве».

В возрасте 3—4 лет ребенка с патологией зрения надо продолжать учить различать правую и левую руки, ноги, верхнюю и нижнюю, переднюю и заднюю части его тела. Некоторые дети с нарушением зрения могут о...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей дошкольников с нарушениями зрения и речевыми проблемами.

Для лучшего усвоения лексико-грамматических категорий при изучении любой лексической темы постарайтесь осуществлять с помощью организации разнообразных занятий это:обсуждение данного предмета, лепка, ...

Рекомендации для родителей дошкольников с нарушениями зрения

Данный материал поможет родителям взаимодействовать со своими детьми с наибольшей эффективностью, так как рекомендации составлены с учётом особенностей дошкольников с нрушениями зрения....

Рекомендации тифлопедагога для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...