Логические игры с блоками Дьенеша.
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx97.77 КБ

Предварительный просмотр:

Логические игры с блоками Дьенеша.

 Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. 

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

                                                                           В. А. Сухомлинский

http://labirintznaniy.ru/images/37.01.png.jpgВ дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игра – есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Золтан Пал Дьенеш (1916 - 2014) -

венгерский математик,

психолог и педагог.

В дошкольной педагогике существует     множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей.

Наиболее эффективным пособием                   являются блоки Дьенеша.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0354/0002fd0b-95268a22/hello_html_5fb078be.jpg

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет.

Игры с блоками способствуют развитию у детей:

• памяти

• логического мышления

• комбинаторики

• внимания

А также формируют и развивают следующие навыки:

• способность определять в предметах свойства;

• правильно их называть;

• удерживать в памяти от одного до нескольких свойств объектов (цвет, размер, толщину, форму)

• умение обобщать.

     Начинать заниматься с блоками никогда не поздно, чем раньше начнете, тем интереснее будет малышу.

Набор блоков состоит из 48 объемных фигур, все блоки различаются по четырем свойствам:

• по форме — круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные;

• по размеру — маленькие и большие;

• по цвету — красные, желтые, синие;

• по толщине — тонкие и толстые.

Причем каждая из фигур имеет четыре свойства из четырех возможных. В наборе нет двух одинаковых фигурок, именно благодаря этой особенности с блоками можно придумывать много разных интересных игр.

С чего же начинать игру с блоками Дьенеша?

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с деталями: потрогать, перебрать, подержать в ручках.

Самым маленьким лучше начинать ознакомление с одним свойством блоков: толстый - тонкий, большой - маленький. Можно рассматривать изучение сходства по цвету.

Уже начиная с двух лет, дети учатся понимать такие слова, как «разные»«одинаковые», начинают понимать форму предметов.

Детям старше пяти лет будут интересны игры на обобщение, сравнение, классификацию предметов по нескольким свойствам. Но разделение по возрастам идет только условное — все зависит от индивидуальных особенностей интеллектуального развития ребенка.

Для того чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, к этому увлекательному процессу можно привлечь любимые игрушки.

С двух лет блоки являются больше обучающим материалом, а уже с трех лет блоки являются ничем иным как интересной игрой.

.

Игры с блоками Дьенеша

  1. «Найди две одинаковые фигуры» 

(по цвету, по форме, по размеру).

Такая игра подойдет для самых маленьких — с помощью блоков можно изучать цвета, размеры и формы предметов и затем предлагать малышу разгруппировать фигуры по их свойствам.

2. «Построим цепочку из фигур»

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру)фигуры и т. д.

3. «Поделим фигуры между гостями»

В роли гостей могут выступать родственники или же игрушки. Следует предложить малышу разделить фигуры таким образом, чтобы у каждого «гостя» были только фигуры одинакового цвета (размера, формы).

4. «Домик»

Для этой игры понадобиться лист бумаги и фломастер. Лист следует разделить на шесть квадратов, каждый из которых будет выступать в роли «комнаты». В пять комнат следует «заселить» блоки определенных цветов, а шестую комнату оставить незаселенной и предложить малышу догадаться, фигур какого цвета не хватает в незаселенной комнате.

     5. "Второй ряд"

Предложить выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

6. "Домино"

В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

7. «Угадай-ка»

Один из блоков надо спрятать в коробочку или мешочек. Допустим, фигура — большой красный квадрат. Предложите ребенку угадать, какой блок спрятан, он может задавать вопросы, ответы на которые предполагают или «Да» или «Нет». Допустим, Ребенок спрашивает«Эта фигура круглая?» - «Нет». Вместе убираете из всех имеющихся фигурок фигуры круглой формы и т. д.

8. Игра «Раздели блоки»

Эта игра научит разбивать множества по двум, трем совместимым свойствам, производить логические операции «не»«и»«или». В лесу переполох! Лиса, волк и медведь не могут поделить подарки Деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все маленькие подарки, медведю - все толстые, а волку – круглые. Но вот беда, есть подарки и круглые и маленькие одновременно, их должна взять и лиса и волк. А есть подарки и круглые, и маленькие, и толстые. Ими могут играть все звери. Три пересекающихся обруча (ленты, веревки) помогли нам разобраться, где, чьи подарки.

9. Игра «Найди клад» или «Куда спрятался щенок?»

Перед ребенком лежат 8 блоков и картинка щенка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий сначала сам в роли кладоискателя и показывает как вести поиск клада, называя различные свойства блоков. Можно карточками-символами написать письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические игры с блоками Дьенеша.

Для всестороннего развития детей эффективны логические игры с блоками Дьенеша....

"Логические игры с блоками Дьенеша".

Родители согласятся с тем, что большинство дидактических материалов, продающихся в магазинах,  рассчитано на определенный возрастной период. К  примеру, от 2 до 3 лет, от 3 до 5 лет и т.д. И...

Игры на развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера

Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера....

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша....

Буклет Логические игры с Блоками Дьенеша

Буклет для родителей. Логические игры с Блоками Дьенеша...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...

Консультация для родителей. Логические игры с блоками Дьенеша

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые развивают интеллект детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьене...