Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.
картотека (младшая группа)

Рыбина Анна Александровна

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.pptx2.54 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2

Игрушки пляшут Игра на развитие чувства ритма Цель: Развивать у детей представление о ритме, учить запоминать и передавать заданный ритмический рисунок . Игровой материал: набор мелких игрушек по числу играющих детей . Ход игры: 1вариант Воспитатель и дети располагаются вокруг стола или на полу. Воспитатель: Собрались игрушки поплясать, Но не знают как, с чего начать. Вышел заинька вперёд Всем пример он подаёт Воспитатель задаёт несложный ритмический рисунок, стуча игрушкой по столу. Задача детей повторить заданный рисунок. Игра повторяется несколько раз. Задание может быть дано всей группе играющих детей, а также индивидуально. Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, роль ведущего берёт на себя кто-либо из детей . Послушные погремушки Игра на развитие чувства ритма и исполнительских способностей Цель : Учить одновременно начинать и заканчивать действие с музыкальными инструментами по команде ведущего Игровой материал: Погремушки по количеству участников игры Ход игры: Дети сидят на стульчиках или на ковре, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель сидит перед детьми на стульчике, погремушка в правой руке. Воспитатель: Погремушка, погремушка Вот весёлая игрушка! Погремушки так гремят, Всех ребяток веселят! Произнося эти слова, воспитатель сам играет на погремушке, ударяя по ладони левой руки на каждый слог. Дети играют на погремушках вместе с воспитателем. Воспитатель: Погремушки не гремят, На коленочках лежат. Детки тихо все сидят, Погремушки не гремят С этими словами воспитатель кладёт погремушку на колени. Дети тоже кладут погремушки на колени. Усложнение: После того, как дети научатся играть в игру, воспитатель не играет на погремушке, а только говорит слова. Дети учатся выполнять движения по словесному указанию, а не по образцу

Слайд 3

Колыбельная Игра на развитие звуковысотной чувствительности Цель : Научить детей различать звуки по высоте, показывать движение мелодии. Игровой материал: Куклы по количеству участников игры Ход игры: Воспитатель поёт колыбельную песню и качает куклу: на высокий звук – вверх, на низкий звук – вниз. Спите, куклы, баю-баю, Звёзды ясные сияют Смотрит в окна дуб мохнатый Все ли спать легли ребята Когда игра будет достаточно хорошо усвоена детьми, качать куклу может ведущий, один из детей, остальные дирижируют рукой. Показывая высокие и низкие звуки Тихие и громкие звоночки Игра на развитие динамического восприятия Цель : Учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание. Координировать свои движения, добиваясь тихого или громкого звучания . Игровой материал : Колокольчики, браслеты-бубенцы, треугольники, звенелки -самоделки. Ход игры : Дети выполняют игровые действия по пению ведущего. Ты звени звоночек тише, Пусть тебя ни кто не слышит. Ты звени звоночек тише, Пусть тебя ни кто не слышит. Ты сильней звени, звонок, Чтобы каждый слышать мог! Ты сильней звени, звонок, Чтобы каждый слышать мог! На первую часть песенки дети звенят тихонько, чуть слышно. На вторую часть песенки звенят громко, уверенно.

Слайд 4

В гости песенка пришла Игра на развитие музыкального слуха, памяти и исполнительских способностей Цель: Развивать музыкальную память, умение петь без музыкального сопровождения хором, ансамблем и индивидуально. Игровой материал: Волшебный мешочек и игрушки, герои детских песенок. Ход игры: Воспитатель приносит в группу волшебный мешочек, рассматривают его, высказывают предположения, что это может быть. Воспитатель: В гости песенка пришла И подарок принесла. Ну-ка, Таня, подойди, Что в мешочке, посмотри! Ребёнок достаёт из мешочка игрушку. Воспитатель предлагает вспомнить песенку в которой встречается данный персонаж: кошка, мышка, лошадка, зайчик. Машина, птичка и др. Воспитатель предлагает детям спеть песенку индивидуально, хором или ансамблем. Примечание: Песня не обязательно об игрушке. Герой просто может упоминаться в песенке. Найди пару Игра на развитие тембрового слуха и внимания Цель: Учить сравнивать звучание инструментов, находить одинаковые по звуку. Игровой материал: Шумелки -самоделки с различными наполнителями, по два одинаково звучащих: формочки от мороженного, капсулы от киндер - сюрпризов, баночки от кофе или витаминов. Ход игры : Шумелки в волшебном мешочке. Ведущий предлагает кому - либо из играющих найти два две одинаково звучащих шумелки . Остальные игроки оценивают правильность выполнения задания. Ребёнку разрешается сравнивать каждый образец с эталоном ( шумелкой , которой подбирается пара)

Слайд 5

Музыкальный ёжик Игра на развитие чувства ритма и динамического восприятия Цель : Развивать представления детей о ритме, учить приёмам игры на барабане одной и двумя палочками, ладошками, пальчиками. Ход игры: Ребёнок играет на барабане по тексту стихотворения (бум-бум- бум) одной палочкой. С барабаном ходит ёжик бум, бум, бум! Целый день играет ёжик бум, бум, бум! С барабаном за плечами бум, бум, бум! Ёжик в сад забрёл случайно бум, бум, бум! Очень яблоки любил он бум, бум, бум! Барабан в саду забыл он Бум, бум, бум! Ночью яблоки срывались бум, бум, бум! И удары раздавались бум, бум, бум! Ой, как зайчики струхнули бум, бум, бум! Глаз до зорьки не сомкнули бум, бум, бум! 1 усложнение: Ребёнок играет на барабане двумя палочками поочерёдно. Кто поёт Игра на развитие слухового внимания Цель : Различать на слух звуки живой и неживой природы, тренировать слуховую память, обогащать сенсорную эталонную систему детей Игровой материал: Кассета со звуками природы. Ход игры: Воспитатель предлагает прослушать и отгадать, чьи голоса звучат: это может быть шум воды, дождя, пение птиц, лай собак, мычание коров, шум идущего поезда. Дети слушают и отвечают, чья песенка звучит в данный момент. Остальные игроки оценивают правильность ответов

Слайд 6

Угадай, на чём играю Игра на развитие тембрового слуха и исполнительских навыков Цель : Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Игровой материал: Набор музыкальных инструментов по количеству детей, небольшая ширма. Ход игры: Воспитатель показывает детям музыкальные инструменты и предлагает вспомнить их названия. Затем он демонстрирует способы игры на инструментах. Детям предлагается определить на слух, что за инструмент звучит. Воспитатель за ширмой играет на инструменте – дети отгадывают. Для подтверждения правильности ответа воспитатель показывает детям, на чём он играл в данную минуту, и предлагает кому либо из детей поиграть на этом же инструменте самостоятельноРекомендуемый музыкальный материал: П.Чайковский «Детский альбом» «Полька», С. Рахманинов «Полька», Р.н.м . «Барыня», Р.н.м «Ах, ты, берёза» и пр. М.И. Глинка «Полька» Где мои ребятки Игра на развитие музыкального слуха и звуковысотной чувствительности Цель : Упражнять детей в восприятии и различении высоких и низких звуков. Развивать коммуникативные и творческие способности. Игровой материал: Набор игрушек или картинок с изображением животных. Ход игры: Воспитатель показывает игрушку или картинку с изображением кошки и поёт на одном звуке низким голосом: Где мои ребятки серые котятки? Мяу-мяу-мяу! Мяу-мяу-мяу! Дети должны ответить: Мяу-мяу-мяу! Спеть высоким звуком. Далее игра продолжается с использованием других животных по тому же принципу.

Слайд 7

Кукла пляшет, кукла спит Игра на развитие динамического слуха Цель : Развивать у детей представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, грустная) Игровой материал: куклы по количеству играющих детей. Ход игры: Воспитатель включает весёлую задорную музыку, используя произведения групповой фонотеки. Дети танцуют с куклами. Воспитатель включает музыку спокойного характера, дети укачивают, баюкают кукол. Примечание : Вместо кукол могут быть любые другие, любимые игрушки. Весёлый дождик Игра на развитие динамического слуха и чувства ритма Цель : Развивать исполнительские способности, учить правильно держать молоточек. Развивать представление детей о ритме. Слышать и уметь передавать изменение динамики звучания звука. Игровой материал: Металлофоны, колокольчики, бубенцы, треугольники по количеству играющих детей . Ход игры : Воспитатель рассказывает сказку и показывает, как выполняется задание, дети повторяют за ним. "Однажды Лягушонок пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяют по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяют несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко»

Слайд 8

Кто как ходит Игра на развитие музыкальных представлений Цель : Слышать и определять характер музыки, развивать музыкальное и ассоциативно-образное восприятие и творческие способности детей. Игровой материал: Маски, костюмы животных. Ход игры : Воспитатель: «Ой, как много разных зверюшек вокруг! И рыбки, и птички, и лошадка, и зайчик! Слушайте музыку внимательно, постарайтесь отгадать, кто же это идёт? Кто свою музыку узнает – тот и выступает!» Воспитатель включает музыку, характеризующую тот или иной игровой образ, дети отгадывают. Под музыку импровизируют движения заданного образа. Рекомендуемый музыкальный материал: К. Сен-Санс «Птичий вольер», «Аквариум», Ф. Шуберт «Музыкальный момент», П. И. Чайковский «Игра в лошадки» Солнышко и туча Игра на развитие музыкальных представлений Цель : Развивать ладовое восприятие детей, учить слышать окончание и начало частей музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей . Игровой материал: Обручи, цветные кольца, плоскостные силуэты цветов. Ход игры: Воспитатель: «Это наша полянка: посмотрите, сколько цветочков! А мы с вами – бабочки. Светит солнышко, нам весело летать по лугу! Когда появится тучка – мы спрячемся в цветах и будем сидеть тихо- тихо! А когда выглянет солнышко – снова будем летать и веселиться. А с окончанием музыки все снова сядут на цветы – день закончился, солнышко закатилось». Звучит музыка, дети выполняют задание педагога. Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Вальс»

Слайд 9

Совушка - сова Игра на развитие музыкального слуха и образных движений Цель : Развивать ассоциативно-образное и музыкальное восприятие детей. Учить двигаться под музыку и прекращать движение с её окончанием. Игровой материал : Маска совы Ход игры: Под музыку дети бегают и танцуют, изображая птиц. Как только музыка прекращает звучать – птицы замирают на месте, на охоту вылетает сова. Она ищет того, кто пошевелился. Игра продолжается по желанию детей. Рекомендуемый музыкальный материал: Музыка соответствующего образу характера: «Птичий вольер» К. Сен-Санс, «Музыкальный момент» Ф. Шуберт, «Шутка» И, Бах и др. Петрушка – озорник Игра на развитие тембрового слуха и внимания Цель : Развивать умение различать тембр звучания различных музыкальных детских инструментов. Вырабатывать отношение к звуку, как к значимому сигналу, быстро реагировать на него. Игровой материал: Металлофон, бубен, погремушка, колокольчик, барабан и др. по выбору воспитателя. Петрушка – кукла бибабо. Небольшая ширма. Ход игры : Воспитатель приносит музыкальные инструменты, уточняет с детьми их название и играет на них, уточняя звучание, настраивая детей. Затем он говорит, что из кукольного театра в гости прибежал Петрушка – озорник. Он хочет поиграть с вами в прятки. Вы, ребятки, отвернитесь, а как только услышите, что Петрушка играет на каком-либо инструменте – повернитесь скорее и назовите инструмент. Если назовёте правильно – на ширме появится петрушка и поклонится вам. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, а петрушка вертится на ширме. Как только ребята поворачиваются к нему – он прячется. Дети называют инструмент. Если ответ верный – Петрушка кланяется и хвалит детей. Если нет – кричит из-за ширмы «Не угадали!!!» В конце игры можно раздать инструменты детям и предложить сыграть оркестром. Примечание: Воспитатель сам решает, какое количество инструментов использовать в игре. Рекомендуемый музыкальный материал: Р.н.м . «Светит месяц» , Г. Свиридов «Марш», Брамс «Венгерский танец», И.Штраус «Триктрак»

Слайд 10

Шагай – танцуй Игра на развитие тембрового слуха и внимания Цель : Различать звучание различных инструментов и действовать на каждое по-разному. Под барабан – шагать, под гармонь – танцевать. Игровой материал: Гармонь (можно не озвученную), барабан. Ход игры : Дети стоят, повернувшись лицом к воспитателю. Воспитатель рассказывает, что у него есть два инструмента: гармонь и барабан. Под звуки барабана надо маршировать, а под гармонь – танцевать. Показывает, как это делается. Играет на барабане и одновременно марширует. Затем наигрывает на гармошке (включает музыку в звукозаписи) и приплясывает. Затем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки барабана и пляшут под звуки гармони. Лошадки Игра на развитие чувства ритма Цель : Развивать у детей представление о ритме, учить слышать ускорение и замедление. Игровой материал: Деревянные кубики, палочки, ложки, крышки от шампуней и пр. Ход игры : Дети вместе с воспитателем повторяют потешку в быстром темпе и стучат кубиками (палочками, ложками и др ): На молоденькой лошадке Цок-цок, цок-цок, Цок-цок, цок-цок! На вторую часть потешки стучат в медленном темпе: А на старой да на кляче Трюх-трюх- трюх , Да в ямку – бух! Дети приседают и падают на пол. Потешка повторяется несколько раз. Затем ребятам предлагается поскакать на молоденькой лошадке: легко и весело. Все скачут под музыку в аудиозаписи. Рекомендуемый музыкальный материал: П. И. Чайковский «Детский альбом» «Игра в лошадки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала...

Музыкально - дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Основное предназначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самосто...

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста...

Музыкально-дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальное воспитание осуществляет интенсивное эстетическое развитие дошкольника: формирует навыки правильного, осознанного восприятия различных (посильных для данного воз­раста) явлений. Важной...