Педагогические ситуации для родителей будущих первоклассников.
консультация (подготовительная группа)

Пурова Светлана Михайловна

Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни. Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Представленные ниже педагогические ситуации помогут Вам, уважаемые родители, оценить свой воспитательный потенциал, найти выход из трудных ситуаций, которые могут возникнуть при общении с детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnye_situatsii.pptx1.86 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважаемые родители! Предлагаю Вам подумать над решением проблемных ситуаций. К ак бы Вы поступили в данной ситуации? Проверить правильно ли Вы нашли варианты выхода из ситуации можно в конце презентации . Скоро в школу!

Слайд 2

Проблемные ситуации: Ситуация 1. Илюша 6 лет предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности, не любит. выполнил рисунок не приложив никаких усилий, видно, что может рисовать лучше, но не старается. Мама посмотрев его работу, говорит: -Хорошо, молодец! Ты у меня все умеешь! Мать считает, пойдет в школу и всему научится! Проанализируйте прочитанное и сделайте предложение, как может сказаться захваливание ребенка на его готовность к обучению к школе.

Слайд 3

Ситуация 2. Дима - мальчик, как казалось маме, вполне самостоятельный. Но вот в школе он рассеян, не собран , ждет на каждом шагу указаний. В чем дело? Может быть, житейская самостоятельность и учебная - разные явления ?

Слайд 4

Ситуация 3 . Дима - в семье ребенок желанный. Родители постоянно его хвалят, выполняют все его желания и капризы. У Димы сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Димы в школьном классе.

Слайд 5

Ситуация 4. Шестилетняя Лена засыпает бабушку вопросами: Почему утки не мерзнут в воде, когда погода холодная? Почему П олкан босиком ходит зимой и не болеет? Почему осыпаются листья? И т.д. Уймись же наконец! Сколько можно почемукать ? Когда Лена гуляет с отцом, то многие «почему» и «отчего» получают исчерпывающий ответ. - Почему река летом узенькая, а весной широкая? –А как ты думаешь почему? – озадачивает отец дочку. О чем свидетельствуют детские вопросы, обращенные к взрослым? Как следует относится к детским вопросам? Оцените реакцию бабушки и отца на детские вопросы?

Слайд 6

Ситуация 5. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает внимания . - Почему ребенку трудно учиться? И к чему следует приучать ребенка с самого начала ученической жизни?

Слайд 7

А теперь поговорим о часто встречающихся безобидных родительских поведениях, которые приводят к детскому неврозу , к нежеланию идти в школу 1. «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!...» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.) 2. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!...» (Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.) 3. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.) 4. «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.) 5. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности т др.)

Слайд 8

Все сложности ребёнок сможет преодолеть достаточно быстро и легко. Готовность родителей : *Все время поддерживать ребёнка. *Научиться сопереживать с ребёнком тяжелые моменты. *Удержаться от замечаний и претензий. *Относиться к ребёнку крайне деликатно. *Много разговаривать, искренне интересоваться мыслями маленького школьника, его чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед. *Относиться с уважением к педагогу.

Слайд 9

Любите ребёнка просто так, ни за что. Любите потому, что он есть, что он ваш ребёнок. Детей учит то, что их окружает . - Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать. - Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться. - Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким. - Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. - Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпимым. - Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. - Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать. - Если с ребёнком обычно честны – он учится справедливости. - Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить. - Если ребёнок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – Он учится находить в этом мире любовь

Слайд 10

Решение педагогических ситуаций Ситуация 1 . Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все ему дается легко и просто, усилия и старания не нужны. У ребенка может не сформироваться серьезное отношение к занятиям. Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. Большую роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Ситуация 2. Да, эти явления разные. Самостоятельные действия ребенка начинают проявляться рано. Уже в 3 года ребёнок заявляет: "Я сам!" Родители должны поддерживать попытки самостоятельности. Научить ребенка обслуживать себя, организовывать свое время в рамках возрастных возможностей. При подготовке ребенка к школе обратить особое внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне ("Я хочу это сделать..."), проявлять инициативу ("Я хочу сделать это по-другому") и творчество ("Мне хочется сделать это по-своему"). В познавательной самостоятельности важны инициатива, предвидение и творчество.

Слайд 11

Ситуация 3. Попадая в коллектив класса, Дима столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Диме будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения . Ситуация 4. Обращенные к взрослым вопросы «Что это?», «Зачем?», «Почему?» – свидетельство углубляющегося интереса ребенка к окружающему миру. Непосредственно наблюдая за окружающим миром ребенок пытается проникнуть в суть явлений, установить связи между отдельными фактами и событиями. Задача взрослых – помочь им приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем .

Слайд 12

Ситуация 5. В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца - при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т.д. Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих первоклассников «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка»

Риск возникновения стрессового состояния особенно велик в детстве при нарушении условий для нормального физического развития.Наша общая задача помочь детям избавиться от стресса....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Стрессовые ситуации в жизни ребёнка»

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать при...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...