Логопедические рекомендации по развитию речи
консультация

Пить Марина Валерьевна

Система работы по развитию связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_rekomendatsii_dlya_detey_s_onr.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические рекомендации по развитию речи для Карины Р.

Система работы по развитию связной речи

1.Пополнение лексического запаса:

- усвоение новых слов и значений - количественное обогащение словаря;

- понимание смысловых оттенков слов, их переносного значения – качественное обогащение словаря;

- активизация словарного запаса – введение слов в связную речь;

- формирование и развитие словообразовательных навыков (образование новых слов с помощью суффиксов, приставок).

2. Упорядочение грамматического строя речи:

- умение изменять слова (существительные - по числам, падежам; глаголы – по числам, лицам, родам, временам ; числительные – по падежам);

- обучение согласованию различных частей речи;

- развитие умения использовать в речи предлоги;

- формирование и развитие навыков конструирования простых и сложных предложений.

3. Формирование и совершенствование связной речи:

- усвоение навыков грамматического оформления высказываний.

Работа по обогащению словарного запаса проводится на всех этапах коррекционного воздействия.

Во время первого знакомства со словом используются следующие приемы:

- демонстрация предмета;

- использование рисунка;

- объяснение значения слова;

- подбор синонимов, антонимов.

Последовательность работы над словом:

- объяснение значения слова;

- работа над структурой слова, ударением, произношением (повторение слова хором и отдельными учениками);

- подбор синонимов, антонимов;

- использование слова в предложении;

- самостоятельное составление предложения с этим словом;

- образование новых слов от него, подбор однокоренных;

- закрепление слова с использованием его в загадках, ребусах, кроссвордах, метаграммах;

- употребление слова при составлении рассказов.

С целью расширения лексикона необходимо обучать детей различным способам словообразования:

1. Образование новых слов с помощью суффиксов. Начинать надо с существительных:

- образование существительных мужского рода с суффиксами – ок-, - ик- (лес – лесок, кот – котик);

- образование существительных женского рода с суффиксом – к - ( лапа-лапка);

- образование существительных с помощью суффикса – енок,- онок (лиса – лисенок,волк – волчонок );

- образование существительных с помощью суффиксов - очк -, - ечк- (рука-ручечка, лампа-лампочка);

- образование существительных, обозначающих профессии людей (лес – лесник, учить – учитель, летать – летчик и т. д.). На начальных этапах работы нужно предоставлять детям образец или наглядный материал;

- образование прилагательных со значением неполноты признака с суффиксами

- оват -, - еват - (коротковатый, желтоватый, синеватый).

2.Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов

( ход – переход, переходный, летел – перелет, прилетел, перелетные ).

3. Образование и употребление относительных (дерево – деревянный) и притяжательных ( заяц – заячий) прилагательных.

4.Практическое употребление в речи притяжательных местоимений (мой, моя, мое).

Работа по формированию и развитию грамматического строя языка

Основное внимание надо уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений. Важно научить детей сознательно употреблять род и число существительных, согласовывать его с прилагательными, числительными, образовывать множественное число, употреблять предлоги, формы падежного управления.

С этой целью используются упражнения, которые формируют грамматические навыки:

- образование словосочетаний разных типов (согласование, примыкание, управление – без терминов );

- изменение словосочетаний по вопросам;

- вставка пропущенных слов, окончаний слов, предлогов; - изменение слов в скобках в соответствии с вопросами;

- постановка вопроса к каждому слову в предложении.

Работа над развитием умения употреблять простые и сложные предлоги (в, над, под, из-за, из-под, между, возле):

Сначала проводится работа на уточнение понимания данных предлогов, их содержательной значимости, а дальше надо научить детей правильно употреблять предлоги и провести дифференциацию некоторых из них ( в – на - под, над – под, за - из-за, под - из-под). Работа над предлогами ведется по сюжетным рисункам, или создается соответствующая ситуация и действие сопровождается речью. Важна работа по дифференциации предлогов и приставок , их усвоению и правописанию.

Работа над предложением предусматривает различные способы составления предложений: по образцу, по схеме, по вопросами, по опорными словами, по рисунку, по заданной теме, работа с деформированными предложениями, распространение и свертывание предложений, выделение двух простых предложений из одного сложного, соединение 2-3 простых предложений в одно сложное и т. д.

Эффективные упражнения на определение конца предложения, выделение голосом и паузой каждой законченной мысли в тексте, деление текста на предложения, подсчет предложений в тексте.

Большое внимание уделяется развитию умения составлять и использовать некоторые виды сложноподчиненных предложений с причинно-следственными и причинно-временными отношениями.

Работа над образной лексикой

Особое внимание следует уделять работе над образной лексикой и выражениями. Качество восприятия текста находится в непосредственной зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Работа над лексическим значением слов углубляет понимание значения текста.

Приемы работы:

- акцентирование внимания на словах, которые имеют основную смысловую нагрузку;

- выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, которые используют в переносном значении;

- объяснение значений слов;

- произношение слов детьми;

- замена образных выражений словами, близкими по значению;

- сопоставление образных средств с другими словами;

- составление словосочетаний и предложений с образным выражением, объясняющих его суть;

- объяснение значения выражений через его определение.

В работе над антонимами эффективны следующие приемы:

- подбор антонима к заданному слову (с помощью рисунков и на вербальном материале: холодный — горячий; молчит – говорит др.); - нахождение слов-антонимов в рассказах, пословицах и т. п;

- продолжить предложения со словами-антонимами (дорога широкая, а тропинка...);

- составление предложений с заданной парой антонимов (работать — отдыхать).

Работа над синонимами:

- подбор синонимов к изолированным словам;

- объяснение оттенков слов в синонимическом ряду;

- замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений (бежит ручей - течет, льется);

- составление предложений со словами синонимического ряда;

- составление рассказа со словами синонимического ряда.

Раскрытие значений многозначных слов осуществляется с помощью следующих приемов:

- определение многозначности слов в конкретных ситуациях (идет: часы, дождь, троллейбус);

- объяснение и сравнение значений многозначных слов (хвост у девочки, белочки, самолета);

- подбор близких по значению слов к каждому значению многозначного слова: острая иголка — колючая, с острым концом; у человека острый глаз — наблюдательный, внимательный;

- подбор антонимов к каждому значению многозначного слова: острый — тупой;

- составление предложений с многозначными словами;

- нахождение многозначных слов в пословицах, скороговорках, литературных произведениях.

Работа по формированию умений образного, метафорического сравнения предметов и явлений.

Действенным средством формирования сравнения есть загадки. Загадки учат отыскивать сходство между отдаленными, внешне не похожими вещами на основе существенных признаков. Этот вид работы на занятии несет большое количество коррекционных нагрузок.

Интересным и эффективным инновационным приемом является работа над синквейном.

Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко формулировать их. Эта работа готовит ребенка к короткому пересказу.

Все перечисленные виды упражнений способствуют решению главной задачи: формированию, развитию и совершенствованию связной речи.

В формировании связного высказывания большое место отводится работе с текстом. Эффективными являются следующие виды работы:

- работа с деформированным текстом ( составление предложений из слов каждой строчки, составление текстов из предложений с пропущенными членами предложения, с пропущенными предлогами, установление порядка предложений в тексте);

- редактирование текстов;

- расширение и сокращение текстов;

- полный или сокращенный пересказ текста;

- пересказ текста по данному плану (формируется представление о структуре текста: зачин, основная часть, концовка);

- пересказ текста по самостоятельно составленному плану;

- составление рассказа-описания с помощью вопросов и опорных слов;

- составление рассказа по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок с использованием памяток, опорных слов;

- для развития фантазии, творческого мышления нужно обучать детей составлению рассказов по отдельному его фрагменту (началу, основной части, концу).

Работа по развитию лексико-грамматического компонента проводится практически без правил или научных определений, с минимальным количеством терминов. Она обогащает и активизирует запас слов школьников, постоянно формирует понятие о речи как о функционирующей системе, помогает передавать мысли более выразительно, ярко, красиво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей 6-7 лет. Рекомендации по развитию речи в семье.

Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Цель:развитие словообразовательной функции языкаупражнять детей в использовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксамирасширение словаря по теме "Деревья"воспитывать самоко...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи ОО "Развитие речи" на тему "Посуда"

Образовательные задачи: Уточнение и расширение представлений о посуде, ее назначении, материалах, из которых она сделана.Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Уточнение и ...

Домашний логопедический альбом рекомендаций логопеда "Развитие речи" Лексика Грамматика Связная речь

Альбом составлен в рамках Рабочей программы  кружка "Речецветик" по подготовке к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. Альбом содержит речевой материал 34 лексических ...