Методическая разработка: «Перспективное планирование по речевому развитию. Восприятие художественной литературы в подготовительной группе»
статья (подготовительная группа)

Орлова Анна Анатольевна

«Перспективное планирование  по речевому развитию.  Восприятие художественной литературы  в подготовительной группе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование  по речевому развитию.

Восприятие художественной литературы  в подготовительной группе

Тема недели

Литература

Сентябрь

1

«День знаний»

1.В. Берестов «Как хорошо уметь читать» (12, с.211)

2. М. Пляцковский «Чему учат в школе» (12, с.212)

3. А. Барто «В школу» (12, с.214)

4.С. Михалков «Важный день»  отрывок (12, с.218)

5.К.Ибряев «Мы теперь ученики» (12, с.217)

2

«Огонь - друг, огонь - враг!»

1. С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

2. Л.Н. Толстой «Пожар»

3. Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»

4.К.И.Чуковский «Путаница»

5. .Б. Житков «Первая тревога»

3

«Знатоки лекарственных растений»

1.Л. Некрасова «Летние цветы» (12, с.127)

2.М. Пляцковский «Это называется природа» (12, с.129)

3. П.А.Синяковский «Сказка о лекарственных растениях»

4. Марина Дружинина «Наши реки и луга» («Мята» с.50)

5. Е. Серова «Ландыш» (12, с.75)

4

«Осень, осень, в гости просим!»

1. К. Ушинский «Осень» (2, с. 37)

2. А.Н. Плещеев «Осень наступила» (распечатка);

 А. Барто «Осенью» (17, с.55)

3. А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» из романа «Евгений Онегин» (18, с.49)

4.И. Бунин «Листопад» (18, с.64)

5. Г. Паустовский «Прощание с летом» (19, с.36);

1

«Загадки с грядки» (овощи)

1.И.В. Гурина «Зайкин урожай» сказка. (14)

2.Е. Ульева сказка «Как появились овощи и фрукты» (13, с.32)

3.Ю. Тувим стихотворение «Овощи»

4. РНС «Вершки и корешки» или «Мужик и медведь»

5. Н. Носов «Огурцы»

Октябрь

2

«Приключения в стране витаминов» (фрукты)

1. Л. Толстой «Косточка» (12, с.165), (24, с.5)

2. А.Н. Плещеев «Мой садик» (12, с.101)

3.М. Пришвин «Лимон» (11, с.167)

4. В. Сутеев «Мешок яблок»

5. А.Барто «Было у бабушки сорок внучат. (16. с.24)

3

«Я пеку, пеку, пеку…» (хлеб)

1.М. Пришвин «Лисичкин хлеб». (14),

2. К. Паустовский «Теплый хлеб»

3.Е. Носов «Тридцать зерен». (10, с.258)

4. А. Ремизов сказка «Хлебный голос» (10, с. 341)

5. Ю. Коваль «Стожок» (10, с.293)

4

«Сладкая, ты моя, ягодка малинка» (ягоды садовые и лесные)

1. Е. Ульева сказка «Откуда появились названия грибов и ягод?  (13, с.64)

2. Е. Пермяк «Смородинка» (23, с.27)

3. В. Даль «Война грибов с ягодами» (22, с.12)

4. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» (1, с. 6)

5. Н. Саконская «Ягодка по ягодке» (12, с.80)

5

«Разговор деревьев» (деревья, кустарники, грибы)

1. Н. Сладков «Лесные силачи» (19, с.116)

2. Соколов- Микитов «Русский лес» (14).

3. Л. Толстой «Девочка и грибы» (24, с.7)

4. Соколов- Микитов «Дуб» (7, с.7)

5. Ю. Коваль «Сирень и рябина» (19, с.109)

Ноябрь

1

«Маленький, беленький по лесочку прыг, прыг…» (дикие животные)

1. Сказка «Спор животных». (2, с.3)

2. РН сказка «Волк и лиса» в обр.; И. Соколова-Микитова.

(12, с. 2)

3. Г. Скребницкий «Всяк по- своему» (12, с.141)

4. К. Чуковский «Топтыгин и лиса» (6, с.80)

5. Н. Сладков «Отчего у лисы длинный хвост?» (19, с.124)

2

Идет бычок, качается…» (домашние животные и птицы)

1. М. Пришвин «Ребята и утята» (12, с.188)

2. «Гусь в сапогах» (21, с.141)

3.К.Чуковский «Поросенок» (Стихи) (14), «Котауси и Мауси» (К.Чуковский «Барабек») (14)

4. К. Ушинский «Слепая лошадь» (2 или 3, с.)

5. Е.Пермяк «Ослик» (23, с.21)

3

«Модный показ» (одежда, обувь, головные уборы)

1. Сказки Б. Гримм «Умный портняжка», «Новое платье короля» (14)

2. К. Чуковский «Чудо-дерево» (14);

3.А.Барто «Башмаки» (4, с.136)

4. В. Даль сказка «Лиса- лапотница» (22, с.34)

5. М. Пришвин «Дедушкин валенок» (9, с.5)

4

«Зима - не лето, в шубу одета!» (зима)

1. И. Суриков  «Зима» (заучивание наизусть)

2. И. Бунин «Первый снег» (12,с.84)

3. В. Даль «Старик-Годовик» (22, с.3)

4. Литовская сказка «Мороз и морозец»;  Ю. Коваль «Солнце и снег» (19, с.110)

5.А. Пушкин «Зима..! Крестьянин торжествуя» (12,с.86)

5

«Тайны птичьего мира» (зимующие птицы)

1. К.Д. Ушинский «Дятел» (2, с. 19)

2. Н. Сладков «Синички- арифметички» (19, с.29)

3. В. Бианки «Чей нос луче» (14,с. 38)

4.В.Бианки «Сова» (10,с.363)

5. В. Даль сказка «Ворона» (22, с.58).

Декабрь

1

«Точка, точка, огуречик - вот и вышел человечек» (человек, части тела)

1. И.П. Токмакова «Мне грустно»

2. РН сказка «Мальчик с пальчик» в обработке А. Толстого (12, с.5)

 3. Р.н.потешка «Глупый Иван»

4. Е. Карганова «Хорошо, что я родился!» (12, с.94)

5. РН сказка «Семь Симеонов – семь работников» в обработке Карнауховой (12, с.10)

2

«Осторожно, здесь дорога!» (транспорт)

1. А. Усачев «Случай в автобусе» (25, с.72)

2. А. Барто «Жил на свете самосвал»(16, с.15)

 3. Б. Заходер «Если мне подарят лодку» (8, с.78)

4.А. Усачев «Дорожная песня» (25, с.66)

5. РНС «Летучий корабль» (14)

3

«Приключения у Новогодней елки» (новый год)

1. А.Лаврентьева стихотворение «Снегурочка» (14); В.Одоевский «Мороз Иванович» (распечатка)

2. РНС «Морозко» (15, с.38)

3.М.Л. Михайлов сказка «Два Мороза» (14)

4.В. Бенедиктов «Елка» (отрывок). (15, с.115)

5. К.Чуковский «Елка» (Стихи Чуковского) (14)

4

«Спортплощадка»

1.Е. Ульева сказка «Виды спорта» с.77

2. П. Синявский стихотворение «Мой соперник»

3. А.Барто «Мама-болельщица»

4. А. Барто «Прогулка» (16, с.11)

5.П. Синявский «Мы шагаем на зарядку»

Январь

2

«Есть у каждого свой дом» (дом, мебель)

1. Т.И. Александрова «Домовенок Кузька» глава «Кузька в новом доме»  (17,с. 6)

2. Н. Пикулева «Дом, в котором живут загадки» (14)

3.В. Пермяк «Хитрый коврик» (14)

4.С. Михалков  «А что у вас?» (12, с.138)

5. Б. Житков  рассказ «Белый домик» (10, с.227)

3

«Что такое этикет? Кто -то знает, кто-то - нет» (посуда)

1. К.Чуковский «Федорино горе» (6, с.92)

2. А. Усачев «История о мальчике Пете» (25, с.94)

3. К.Чуковский «Барабек» (14)

4. А. Усачев «Что такое этикет?» (25, с.5)

5. М. Горький «Самовар» (21, с.49)

4

«Когда я ем, я…» (продукты)

1. Л. Толстой «Три калача и одна баранка» (14)

2. Е. Пермяк «Сластена-своевольник» (23, с.13)

3. Б. Алмазов «Горбушка» (12, с.113)

4. К.И. Чуковский «Бутерброд» (6, с.146)

5. В. Степанов «Угощение для медведя» (14);  Н. Телешов «Уха»

Февраль

1

«Человек в окружении вещей» (электроприборы)

1.Н.Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос» (библиотека группы)

2. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца (64, стр.302)

3. Е.Онева «Сказка о бытовых приборах. Пылесос» (библиотека группы)

4. К. Нефедова «Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»

5.В.Кушнир «Рассказы о домашних приборах» (библиотека группы)

2

«Каждый человек по делу узнается» (профессии, инструменты)

1. В. Осеева «Волшебная иголочка» (14)

2. А. Барто «Маляр» (16, 28), «Штукатуры» (16. с, 12)

3. В. Драгунский «Сверху, вниз, наискосок» (10, с.279)

4. М. Эме «Краски» (10, с.563)

5. В. Осеева «Сторож» (5,с.5)

3

«Умелый боец, везде молодец!»

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (Былины)

2. Русская былина «Вольга Всеславьевич» (14)

3. Былина «Никита Кожемяка» (14)

4. В. Воскобойников «Когда А.Пушкин был маленьким» (11, с.201)

5. Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (Былины)

4

«Весна красна - стучит в ворота»

1. К.Д. Ушинский «Весна» (2, с.45)

2. А. Барто «Весна идет» (16, с.79)

3. Я. Аким «Апрель» (для заучивания наизусть)

4. УНТ песенка «Идет матушка-весна…»

5.УНТ календарно-обрядовая песня «Как на масляной неделе…»

Март

1

«К цифре «семь» добавлю я - что получится?» (семья, 8 марта)

1. В. Борисов «Самая лучшая мама» (12, с. 111)

2. В. Осеева «Сыновья» (5, с. 30)

3. К.И. Чуковский «Федотка» (6, с.153)

4. Н. Саконская «Разговор о маме» (12, с. 110)

5. М. Дружинина «С праздником, бабушки, мамы, сестренки (12, с.113)

2

«Птицы прилетели, весну принесли» (перелетные птицы)

1. Л. Толстой «Воробей и ласточки» (14, с. 35)

2. А. Барто  «Гуси-лебеди» (16, с.122)

3. В. Жуковский «Жаворонок» (12 , с.74)

4. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» (14)

5. Л. Толстой «Птичка» (24, с.9)

3

«На карте мира» (материки)

1. В. Орлов «Разноцветная планета» (12, с.206)

2. П.С. Соловьёва « Ночь и день» (Хрестоматия 6-7 лет)

2. Р.н.песенка « Когда солнышко взойдёт» 3. М. (Хрестоматия 6-7 лет)

Исаковский. «Поезжай за моря-океаны» (наизусть)  М.М.Зощенко « Великие путешественники»

5. Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера

4

«Вы слыхали о воде?»

1. К.Д. Ушинский «Ручей» (3, с.21)

2. Ф.И. Тютчев «Весенние воды» (распечатка)

3. К.И. Чуковский «Мойдодыр» (14)

4. Н. Грибачов «Заяц Коська и родничок» (14)

5. В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…» (12 ,с.101)

5

«Что за чудо - эти рыбки?» (обитатели морей и океанов)

1.Б. Заходер «Почему молчат рыбы?» (8, с. 128)

2.РН сказка «По щучьему велению» (14)

3. РНС «Морской царь и Василиса премудрая» (14)

4. А.С Пушкин «Сказка о золотой рыбке» (14)

5. Г.Андерсен «Русалочка» (14)

Апрель

1

«В мире животных» (животные Севера и жарких стран)

1. Б. Заходер «Что снится моржу?» (8,с. 12)

2.Л. Толстой.  «Лев и собачка» (24, с.20)

3. Р. Киплинг «Слоненок» перевод К. Чуковский (10, с.539)

4. П. Бажов «Серебряное копытце» (14)

5. А. Куприн «Слон» (12, с.160)

2

«Сказки звездного неба»

(космос)

1. М . Султанова «Маленькому почемучке о планете «Земля» (14)

2. В. Берестов «Луноход»

3. А. Хайт «По порядку все планеты…» (распечатка)

4.Н. Цветкова «Космос»

5. Н. Годвилина «У космонавта праздник»

3

«В траве сидел кузнечик…» (насекомые)

1. Д.Н. Мамин- Сибиряк «Сказочка про Козявочку» (1, с. 25)

2. К.Д. Ушинский «Пчела и мухи» (2, с.23); Ю. Коваль «Бабочка» (19, с.108) 

3. Д. Мамин- Сибиряк «Про комара и мишку» (14)

4. К.И. Чуковский «Муха в бане» (Стихи Чуковского)

5. В.Осеева «Светлячок-маячок» (21, с.112)

4

«Вот вам одуванчик - желтый сарафанчик» (цветы)

1. В. Осеева «Волшебное слово» (5, с. 15)

2. И. Гурина «Как появляется цветок» (14)

3. Н. Сладков «Бегство цветов» (20, с.73)

4. И.А. Белоусов «Весенняя гостья» (12, с. 91)

5. А. Барто «Колокольчики» (17, с. 109)

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» (14)

Май

1

«Что мы Родиной зовем?»

1.К. Ибряев «Здравствуй, Родина моя!» (12, с.119)

2. Е.З.Воробьёв «Обрывок провода» (64, стр.105)

3. Р.н.потешка «Братцы-братцы» (наизусть по ролям) (64, стр.7)

4. Ю.И.Коваль «Выстрел» (64, стр.112)

5. С.П. Алексеев «Первый ночной таран» (64, стр. 101)

2

«На школьном пороге»

1.М. Яснов «Я взрослею» (12, с.193)

2.Н. Найденова «В первый класс» (12, с.216)

3. Л. Пантелев. «Буква «ты»

4. Драгунский «Друг детства»

5. А. Барто «Первый урок» (16, с.54)

3

«Есть в Петербурге сто чудес…»

1. Н.Нищева «Петродворец»

2. М.Борисова «У красавицы Невы…»

3. Н.Нищева «Летний сад»

4. С. Скаченков «Праздник на Неве»

5. А. Барто  «В театре» (16, с. )

4

«Разноцветное коромысло через реку повисло» (явления природы)

1.Л.Толстой « Как мальчик рассказал про то, как его в лесу гроза застала» (библиотека группы)

 2.Я.Аким «Цветные огоньки» (Большая хрестоматия для чтения в детском саду, стр.72)

3.Н.Некрасов «Перед дождём» (библиотека группы)

4. К.Паустовский «Поэзия дождя» (библиотека группы) 5. Б. Заходер «Как приходит лето» (8, с. 24)



Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания»

Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с исследованиями, которые проводят современные учёные по взаимодействия человеческого общества и природы. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольников — это элементарные знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

В. А. Сухомлинский рассматривает экологическое воспитание не как составляющую часть формирования всесторонне развитой личности, а как ее основу, фундамент всей педагогической системы. Основа этой системы - воспитание детей через природу, осуществление их всестороннего развития. Природа, по убеждению В. А Сухомлинского, должна быть «не каким - то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды», так как в годы детства требует постоянного общения с природой. Только в ходе такого общения и взаимодействия с природой возможно становление и развитие личности ребенка. Таким образом, к экологическому воспитанию В. А Сухомлинский раскрыл его сущность в широком социальном и нравственно - этическом планах. Рассматривая природу как мир, в котором ребенок рождается, живет и познает окружающую деятельность, а также самого себя. Уникальность опыта экологического воспитания. В. А. Сухомлинского не только в утверждении нового подхода, но и в раскрытии педагогических условий и путей, при которых воспитание через природу развивает личность. Новая технология и подход должен обеспечить высокий уровень развития личности. При этом соблюдать учет возрастных психологических и индивидуальных возможностей каждого ребенка. Это отражает стратегию развивающего образования и предполагает переход от само замкнутых образовательных концентров к единой системе развивающего образования детей в период детства. В познавательном процессе теоретическое мышление и воображение выполняют единую функцию. Различие между ними в том, что мышление схватывает эти принципы в понятийной форме, а воображение - в образной. Творческое воображение претерпевает наиболее интенсивное развитие в дошкольном детстве. Оно активно развивается специфическими средствами дошкольных видов деятельности - игрой, многообразными разновидностями детского творчества.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает "взрослые" смыслы жизни.

Продуктивное воображение и творческое мышление, таким образом, включены в единый контекст творческого развития ребенка. Поэтому и технологии должны быть нацелены на достижение высокого уровня образованности,сформированность ценностных отношений и элементов деятельности и решение следующих задач: адаптация к окружающей природной и социальной среде, гуманистическому отношению к окружающему миру природы, соблюдение этических и нравственных норм. При этом важно, чтобы ребенок стал активным субъектом эмоционально - нравственных проявлений и переживаний.

Универсальным средством психического развития ребенка, выступает играИгра знакомит детей с окружающим миром. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании.Русский писатель Юрий Нагибин так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.

Эффективный путь освоения экологической культуры в соответствии с познавательной и адекватной ей образовательной парадигмой состоит в том, чтобы передавать знания, а, используя инструментарий науки, формировать способ мышления, необходимый, для решения существующих и прогнозируемых проблем.

Чего не надо делать:

В экологическом воспитании дошкольника часто во время летних прогулок родители: ' предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как?

Поскольку игра - наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, можно использовать уже известные игры, в которых желательно, чтобы присутствовала активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)

Перспективный план по Ознакомлению с художественной литературой (подготовительная группа)...

Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»

В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа.

Перспективное планирование образовательная область: Речевое развитие. Чтение художественной литературы. Старшая группа....

Методическая разработка по теме: Развитие эмоций средствами художественной литературы в средней группе детского сада.

Целью представленной работы является обогащение имеющихся у дошкольника знаний об эмоциях и чувствах, используя средства художественной литературы. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоц...