Статья. Консультация для родителей: «Словесные игры на развитие логики»
учебно-методический материал (старшая группа)

Карамышева Татьяна Алексеевна

Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих.

                В таких играх активно развивается память, внимание, мышление,

воображение     ребенка, активизируется познавательная деятельность,

любознательность. К тому же они очень увлекательны.

Словесные игры удобны тем, что не требуют подготовки наглядного материала. В них можно играть где угодно и когда угодно. Одна и та же игра может варьироваться в зависимости от темы, интересов детей, от возраста ребенка.

Словесные игры могут проводиться как со всей группой, так и с отдельно взятым ребенком. Их можно рекомендовать родителям для домашних игр с ребенком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_na_razvitie_logiki.docx187.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

               «Словесные игры на развитие логики»https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1766896/4aae7053-a6af-4db6-8268-1af44eb75723/s1200?webp=false

           Словесные логические игры построены на словах и действиях играющих.

                В таких играх активно развивается память, внимание, мышление,

воображение     ребенка, активизируется познавательная деятельность,

любознательность. К тому же они очень увлекательны.

Словесные игры удобны тем, что не требуют подготовки наглядного материала. В них можно играть где угодно и когда угодно. Одна и та же игра может варьироваться в зависимости от темы, интересов детей, от возраста ребенка.

Словесные игры могут проводиться как со всей группой, так и с отдельно взятым ребенком. Их можно рекомендовать родителям для домашних игр с ребенком.

«Тайны двойного»

Как играть.Называется 2 слова – антонима: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?» Дети называют: одежда, трава, земля, листья.

Что бывает холодным и горячим (чай, вода).

Что бывает черным и белым (снег весной, далматинец, пингвин, шахматная доска).

                  «Задом наперед»

Как играть. Ведущий называет 2 слова (например, яйцо и птица).

«Я расскажу вам историю по этим словам. В гнездышке лежало яйцо. Из него вылупился птенец. А когда он вырос, то превратился в красивую птицу».

А теперь я назову эти слова наоборот (птица и яйцо, а вам надо придумать другую историю». (например, «Птица на дереве свила гнездо, а потом снесла яйцо»).

Можно предложить слова: лист бумаги – рисунок, кубики – домик, цветок – ягода, лёд – вода, пчела – мёд. А можно придумать свои пары слов.

Такие игры очень нравятся детям. 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1766896/4aae7053-a6af-4db6-8268-1af44eb75723/s1200?webp=false

«ЛИШНЕЕ СЛОВО».
Как играть.
Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

• Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Игра «Логические концовки».

Как играть. Детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

• Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

• Если правая рука справа, то левая... (слева).

• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).

Игра «Полезно - вредно».

Как играть.Рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1766896/4aae7053-a6af-4db6-8268-1af44eb75723/s1200?webp=false

ИГРА «ВЕРЮ – НЕ ВЕРЮ».

Как играть Воспитатель говорит какую-то фразу, а ребенок должен определить, это правда или выдумка.

Старайтесь предлагать такие фразы, на которые можно дать неоднозначные ответы. Пусть ребенок поразмышляет над каждой фразой и попробует объяснить, почему он так считает. Так ребенок учится докапываться до истины своим путем, опираясь на сравнения, рассуждения, собственные выводы. Именно такой подход дает бесценный индивидуальный опыт и развивает в ребенке наблюдательность, когда он слушает и видит, казалось бы, очевидные утверждения.

Примеры фраз и образцы ответов:

*«Сок можно есть ложкой». (Да, если он замороженный.)

*«Мороженое можно выпить». (Да, если оно растает.)

*«Снег бывает только зимой». (Он бывает весной и осенью, а в некоторых местах он лежит и летом, и зимой — например, на полюсах.)

*«По воде можно ходить». (Да, если она замерзнет.)

*«Все птицы летают». (Не все, есть птицы, которые не летают, например: курица, индюк, страус, киви, пингвин.)

Фразы:

*«Все люди спят».

*«Все яблоки сладкие».

* «Дождь бывает холодный и теплый».

«Все животные впадают в зимнюю спячку».

Расскажи о картине

Как играть: расскажите вашему ребенку, что сейчас ему предстоит нарисовать картину, но делать он это будет самым необычным способом — без красок и карандашей.

Затем попросите его закрыть глаза и мысленно представить ту картину, которую он хотел бы нарисовать. Теперь предложите ему попробовать описать ее словами, начиная с самого центрального персонажа и постепенно переходя к более мелким деталям. Если он затрудняется, помогайте ему наводящими вопросами, уточняйте цвет и форму тех предметов, которые ваш ребенок называет.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1766896/4aae7053-a6af-4db6-8268-1af44eb75723/s1200?webp=false

«Скажи наоборот».

Как играть: взрослый должен назвать ребенку любое прилагательное. Ребенок должны называть противоположные слова – антонимы.К примеру:

o медленный – быстрый;

o тонкий – толстый;

o белый – черный;

o сухой – мокрый и т. д.

Как только ребенок начнет быстро подбирать антонимы и игра станет для него слишком легкой, можно начать предлагать ему (ей) слова, для которых придумать антонимы сложнее.А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с ребенком, почему он (она) думают именно так.

«Расскажи мне».

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: взрослый должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории,

к примеру«Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...

Консультация для родителей "Словесные игры как средство развития речи дошкольников"

Консультация предназначена для родителей детей страршего дошкольного возраста. Данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, ...

Консультация для родителей Словесные игры по развитию речи дошкольников

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!» Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детски...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...

Консультация для родителей: "Словесные игры как средство развития речи дошкольника"

Консультация для родителей: "Словесные игры как средство развития речи дошкольника"...

Консультация для родителей «Словесные игры для развития речи и увеличениясловарного запаса детей дошкольного возраста»

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать...

Консультация для родителей " Словесные игры на развитие речи детей"

Для развития речи и мышления наших детей очень важно постоянно играть с ними в различные словесные игры. Тем самым расширяя кругозор детей, активизируя их словарный запас и мотивируя желание общаться ...