Основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы
статья (старшая группа)

Муртазина Любовь Александровна

Что значит, готовность ребенка к школе? Часто подготовку к школе рассматривают, как раннее изучение программы первого класса. Но это не определяет успешность обучения в школе. Гораздо важнее научить ребенка добывать знания и применять их, помочь ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап в жизни ребенка. "Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь ребенка. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. ” (В.А.Сухомлинский)

Часто подготовку к школе рассматривают, как раннее изучение программы первого класса.  Сводят ее к формированию знаний и умений по предметам. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется тем, умеет ли ребенок читать и считать, а не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки.

Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять, т. е. действовать.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной жизнью школьников, дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада о школе, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

      Проблема преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

     На вопрос «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?» учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место "обучению на занятиях».

Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

В детском саду нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок сможет подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией – «хочу учиться». А не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б. Развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе.

Задача детского сада не в том, чтобы ребенок перед переходом в первый класс уже знал школьную программу, а в том, чтобы развить способности, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию, научить ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, занимается различной деятельностью.

Учителя начальной школы хотят получить в первый класс послушного, подготовленного ребенка, который не будет нарушать дисциплину, умеет читать, писать печатными буквами и считать хотя бы в пределах десятка. Но ФГОС дошкольного образования смещает акцент — не ребенка готовить к школе, а сделать так, чтобы учитель начальных классов был готов к обучению любого ребенка.

Основным в дошкольном воспитании должна быть не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка.

 Необходимо поощрять инициативы ребенка, а взрослый должен быть только посредником, который поощряет эту инициативу

В дошкольном образовании используются различные виды деятельности, в которых возникают предпосылки учебной, это совершенно разные формы игры, общение, исследование. Каждый воспитатель ставит цель, чтобы дети становились почемучками. Учитель начальных классов должен отчетливо понимать, что к нему придет ребенок, почемучка, который должен остаться почемучкой. Тогда мы избежим ситуации, когда ребенку уже в первом классе дают готовые ответы на вопросы, которые он не задавал.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет общность целей образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:

• методическая работа с педагогами.

• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие тех качеств дошкольника, которые необходимы для обучения в школе.

Детские сады работают по Программе, в которой указаны целевые ориентиры. Они выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в работе детского сада и школы с учётом ФГТ

Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и ...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Доклад "Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию"...

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГТ И ФГОС

Выступление на семинаре в МГПИ им. М.Е. Евсевьева...

Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада....

Преемственность в работе детского сада и школы. Опыт работы воспитателя

Вопросу преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы я уделяю особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в детский сад и до того, когда он выпустился в школу, он н...

Практико-ориентированная работа «Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию»

Практико-ориентированная работа «Преемственность  в  работе  детского  сада  и  школы  как  условие  успешной  адаптации  детей  ...