Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Полина Викторовна Хлебникова

Как понять готов или не готов ребёнок к школьному обучению? Существует множество методик и тестов, определяющих умственную, психологическую (эмоциональную) и коммуникативную готовности. Так же современный социум предлагает целую индустрию различных «школ до школы», где ребёнка обучают читать, писать и считать, называя это подготовкой к обучению. Так как происходит подготовка к школе?

Достаточно часто встречающаяся картина, когда хорошо читающий, более-менее пишущий и считающий до школы ребёнок, приходя в первый класс, показывает устойчивые трудности обучения. Эти трудности не всегда связаны с неспешностью, чаще они проявляются в нежелании, что-либо выполнять на уроке, отказах от домашних заданий, отвлекаемостью, неусидчивостью, нарушением правил поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_podgotovki_detey_k_shkole.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект

Как понять готов или не готов ребёнок к школьному обучению? Существует множество методик и тестов, определяющих умственную, психологическую (эмоциональную) и коммуникативную готовности. Так же современный социум предлагает целую индустрию различных «школ до школы», где ребёнка обучают читать, писать и считать, называя это подготовкой к обучению. Так как происходит подготовка к школе?

Достаточно часто встречающаяся картина, когда хорошо читающий, более-менее пишущий и считающий до школы ребёнок, приходя в первый класс, показывает устойчивые трудности обучения. Эти трудности не всегда связаны с неспешностью, чаще они проявляются в нежелании, что-либо выполнять на уроке, отказах от домашних заданий, отвлекаемостью, неусидчивостью, нарушением правил поведения.

По данным института Российской академии образования (РАО) 90% детей поступающих в школу в отсутствии отрицательного опыта предшкольного обучения, имеют высокую учебную мотивацию, но к концу второй четверти 60% детей не хотят идти в школу (Безруких М.М. 2009.).

Встает вопрос: «Когда же стоит начать готовить ребенка к школе и как это делать?» Ответ здесь не будет однозначным. Ведь мозг каждого ребенка зреет индивидуально, есть свои трудности, психофизиологические особенности, свой характер воспитания, окружения. Но, есть и общие законы развития, которых и придерживается нейропсихология, перед школой следует развивать не только навыки письма и чтения, а по большей части базисные составляющие этих сложных видов деятельности. Тогда ребенок легко и без излишнего напряжения освоит письмо, чтение и счет.

Еще один важный момент, в подготовке к школьному обучению с нейропсихологом необходимо учитывать, что функциональные отделы мозга ребенка развиваются неравномерно, и у каждого ребенка существуют особенности развития или нарушения. Поэтому первоначально нейропсихолог должен выявить, какие отделы мозга и функции развиты достаточно, а какие могут быть нарушены или недостаточно сформированы. В итоге принимается решение - на формирование каких функций нужно направить силы в первую очередь. То есть, проведя первичную нейропсихологическую диагностику, специалист составляет индивидуальный план развития, направленный на формирование и развитие слабых сторон, опираясь на сильные.

Для того чтобы эффективно выстроить маршрут ребенка, необходимо понимать, что в нейропсихологии условно принято делить мозг на три функциональных блока:

1) энергетический – стволовые и подкорковые структуры;

2) блок приема и переработки информации (зрительной, слуховой, сенсорной)– затылочные и височные отделы мозга;

3) блок контроля и программирования деятельности – лобные отделы.

При трудностях 1 блока дети быстро утомляются, не могут сосредоточить внимание, несмотря на светлую голову и сообразительность, не могут справиться с задачей из-за истощаемости. Дети эмоционально нестабильны (раздражительны, чувствительны, часто плачут, воспринимают всё близко к сердцу). Ребенок может быть очень умен, стихи рассказывать, и даже их сочинять, балетом занимается, но пришел в школу и часто устает, болеет и т.п.

Трудности 2 блока выражаются слабостью сенсомоторных систем, фрагментарностью восприятия, нечеткой переработкой информации из окружающего мира через органы чувств.  Дети не могут вычленить фигуры, звуки из фона, имеются особенности распознания цвета, света, температуры, текстуры, контуров, величины, движения, громкости, ритмов (проблемы с пунктуацией, где предложение закончилось, где нужна пауза).

Трудности 3 блока: неусидчивость, бесконтрольность своей деятельности, дети не могут организовать себя и свое время, не могут удержать программу деятельности, действовать по инструкции. Характерно и игнорирование общепринятых правил поведения, бедная речь, упрощение любой программы, пропуски букв в письме, не дописывание слов, не доделывание заданий.

Учитывая эти особенности, проведя нейропсихологическую  диагностику, при нейропсихологической подготовке к школе  специалист, прежде всего, уделяет внимание:
• Обучению детей умению слушать и слышать;
• Развитию концентрации внимания на заданиях;
• Формированию самоконтроля;
• Развитию пространственного восприятия;
• Улучшению коммуникабельности с другими детьми;
• Развитию необходимых в учебе психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, воображения);
• Улучшению эмоционального фона и умению выражать свои чувства и мысли.

Подготовка к школе, с точки зрения нейропсихолога - это не усаживание ребенка за парту, не обучение чтению и письму, нет. Это комплекс приемов и методик позволяющих активизировать мозговую деятельность и помочь ребенку в достижении психологической готовности к школе.

Литература:

Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии, учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2019.

Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом. Серия «Когнитивное развитие. Профилактика дислексии и дисграфии». – Москва: Издательство «Эксмо», 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействия с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС ".

1.вступительное слово.2.содержание работы по ФГОС.3.задачи.4.результаты....

Консультация для родителей Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС.

Консультация для родителейВзаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС....

Консультация «Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС»

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ...

Консультация для родителей "Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС"

 Успешное осуществление подготовки детей к школьному обучению является одной из важнейших проблем дошкольного образования. Осуществление этой работы невозможно в отрыве от семьи. Семья для дошкольника...

«Взаимодействие с родителями по подготовке детей к школе в аспекте ФГОС»

Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный ...

Всероссийский семинар "Вопросы подготовки детей к школе: нейропсихологический аспект"

В настоящее время готовность ребенка к школьному обучению определяется его физическим и психическим развитием. Состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, то есть имеет значение весь компл...