Мастер - класс для родителей "Изготовление куклы - самоделки "
материал

Козлова Елена Александровна

Считаю, что содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая к положительным действиям. Напротив же, сегодня много кукол, которые отображают насилие, жестокость, оружие, стимулируют агрессивное, разрушительное поведение это травмирует психику ребенка.

Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. 
Выход вижу в том, что нужно заняться изготовлением игрушек, а именно кукол вместе с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема: «Кукла – самоделка».

 Цель:  Изготовление куклы – самоделки «Алёнушка».

Ход мастер – класса:

1.  Подготовительно – организационный этап

1.1. Вступительное слово

1

     Здравствуйте, я рада видеть вас на моём мастер – классе.

     Вы верите в чудеса? Конечно, верите! Мы ведь работаем с самым великим чудом – с ребёнком! Не верите? Ну что же,  попробую за время, отведённое на мой мастер – класс показать вам, что чудеса могут быть.

2

     Недавно на форуме прочла афоризм, автора не знаю, но он мне очень понравился.

   Всюду, где селится и живёт человек, кукла неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

В подтверждение того, что любая кукла может творить чудеса, эта легенда.


  Во время междоусобной воины в одной стране, в которой люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться, к императору пришёл мудрец и сказал: "Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене". Император приказал сделать так, как сказал мудрец. И произошло чудо! Через день враги отступили. Император спросил мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива, и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.                                                                                      

  Вот какие великие чудеса может совершить простая кукла!

3

   На мастер – класс я пришла не одна, со мной пришли куклы: «Алёнушка», «Матрёна», «Сластёна», «Клоун».

   Подробнее остановлюсь на одной из них - Алёнушке. Кукла Алёнушка тёзка названия нашего детского сада. В ней тоже таится загадка и сюрпризы. Алёнушка не простая кукла, она интерактивная, так как позволяет включить детей в процесс «оживления». При этом дети взаимодействуют в режиме диалога в системах «педагог - ребёнок», «ребёнок - ребёнок». К тому же она предоставляет возможность ребёнку дополнять её до полного образа, включая при этом фантазию, что позволяет использовать куклу в игре многофункционально.      

Мой мастер – класс будет посвящён куклам и тем возможностям, которые они дают для решения педагогических целей и задач.  

1.2. Актуализация.

Почему кукла стала темой моего выступления? Выбор темы актуализирован следующими основаниями.

Во – первых. ФГОС определяют педагогическую проблему:

  - решить задачу освоения детьми первоначальных представлений социального характера;

  - приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

   Во - вторых. Актуальность выбора темы определяется и моей собственной – материнской и профессиональной позицией. По – моему мнению, нашим детям сегодня не хватает таких кукол, которые несут доброту, материнство, семейные и национальные ценности.

4.

Рассмотрим некоторые принципы, лежащие в основе данной работы.

  1. Принцип гуманности воплощается в бережном отношении к куклам, как к «одушевлённому» в детском восприятии существу. Этот принцип обеспечивает социальную направленность дидактической игрушки, условие для живого общения.
  2. Принцип возрастных психологических особенностей.                              Исходя из того, что для дошкольника характерно эмоционально – образное восприятие предметов окружающего мира, кукла должна быть визуально привлекательной, расцветки – яркими, но не агрессивными.
  3. Принцип наличия развивающего эффекта реализуется педагогом путём постановки вопросов, заданий ребёнку, направленных на стимулирование памяти, внимания и мышления.

Использование дидактических кукол в педагогической деятельности позволили мне:

 -      организовывать обучение через игру;    

 -   осуществлять плавный переход детей от одного вида деятельности к другой;

 -   стимулировать речевую активность детей и обогащать речь за счет общения в процессе игры.  

5

 Считаю, что содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая к положительным действиям. Напротив же, сегодня много кукол, которые отображают насилие, жестокость, оружие, стимулируют агрессивное, разрушительное поведение это травмирует психику ребенка.

Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей.

Выход вижу в том, что нужно заняться изготовлением игрушек, а именно кукол вместе с детьми и родителями.

В своей работе не претендую на «изобретение велосипеда». Идея изготовить самодельную куклу не нова. Цель мастер – класса показать как самому можно сшить куклу.

6

На слайде представлено 10 причин сделать такую куклу.

1.    Интерактивная (даёт возможность взаимодействовать в режиме диалога в системах «педагог - ребёнок», «ребёнок - ребёнок»);

2. Яркая  (разноцветье красок радует глаз ребенка, повышает эмоциональный тонус);

3.   Оригинальная (необычность привлекает внимание детей, второй такой куклы нет);

4.  Экологически безопасная (изготовлена в основном из натуральных материалов);

  1.   Многофункциональная (используется в непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, в интерьере);
  2.   Управляемая (наличие потайных карманов на голове сзади и на руках, в которые воспитатель вставляет руки, дает возможность работать с куклой по принципу "бибабо" и создает впечатление "ожившей" куклы);
  3.   Гигиеничная (переодевание куклы позволяет выстирать одежду или обновить наряд);
  4.   Образная (внешний вид куклы формирует соответствующее образное восприятие. Ярко выраженные человеческие качества - наивность, озорство несут в себе некую заданность, что определяет направление диалога);

 9.  Неуклюжая (общение с неуклюжей куклой помогает ребенку легче переживать собственные недостатки);

10.   Сюрпризная (наличие карманов на одежде куклы дает возможность прятать в них сюрпризы - подарки, игрушки, конфеты).

8

После всего сказанного, я надеюсь, что у вас появилось желание сделать себе такую же куклу.

Сшить куклу своими руками можно даже не имея каких-то специальных навыков.

Для изготовления куклы нам понадобится ткань и набивочный материал.   Ткань- бязь, лен, рекомендую использовать старые трикотажные футболки, простыни, в общем, все, что есть под рукой и не жалко.

В качестве наполнителя обычно использую синтепон.

Переносим выкройку сначала на бумагу, потом на ткань. Вырезаем. Прошиваем все детали. Делаем небольшие надсечки ножницами, немного не доходя до шва, в округлых местах, чтобы при выворачивании ткань лежала ровно.

Выворачиваем детали, проглаживаем и начинаем набивать с головы. Когда головка и тело туго набиты, берем шнурок и перетягиваем место, где должна быть шея. Низ пока скрепим иголочками. Набиваем руки и ноги. Ноги вставляем в отверстие в тельце и прошиваем. Руки пришиваем потайным швом к тельцу. Глазки и ротик - можно нарисовать, вышить, приклеить готовые или самодельные. Носик - по желанию.

Теперь осталось самое интересное, но я умышлено решила дальше не рассказывать, чтобы не навязывать какой-то конкретный образ.

Включите свою фантазию и попробуйте создать свою куклу, неповторимую и в единственном экземпляре.

2. Основная часть

Раздаю шаблоны, и начинается работа по раскройке куклы. 

- Дальнейшая работа будет проходить дома. По окончанию предлагаю сделать выставку кукол в фойе детского сада.

  1. Рефлексия.

9

Дальнейшее обсуждение, проведём с использованием метода «Шести думающих шляп» (Эдвард де Боно).

Для его проведения приглашаю шесть помощников. Выйдите, пожалуйста, возьмите какую-нибудь из шляп.

 

Каждая шляпа своим цветом символизирует её функцию или задание. Задания написаны сзади шляп, и на слайде.

В течение 5 минут, подумайте над этими заданиями, посовещайтесь с теми, кто сидит рядом с Вами. И затем предложите, пожалуйста, свой вариант ответа.

Красная – шляпа эмоции.

 - Подумайте, пожалуйста, какие у вас лично чувства и эмоции вызывают  данные куклы?

Белая – шляпа информации.

-Скажите, пожалуйста, какая дополнительная информация вам понадобится для того чтобы оценить эти куклы?

Жёлтая – шляпа оптимизма.

- Найдите, пожалуйста, положительные стороны. Что хорошего в этих игрушках?

Зелёная – шляпа прибыли.

- Подумайте, пожалуйста, как можно использовать куклы для получения прибыли, для зарабатывания денег?

Чёрная – шляпа пессимизма.

- Найдите, пожалуйста, недостатки, тайные угрозы, негатив, критику.

Синяя – шляпа творчества.

- Предложите, пожалуйста, свои варианты использования данной куклы.

 

Пять минут прошли,  приглашаю приступить к  обсуждению. Отвечать можно с места.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Изготовление тряпичной куклы - оберега на удачу"

Целью мастер-класса является  знакомство родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол. Задачи: Прививать интерес к тряпичной кукле как виду народного художественного...

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс для родителей "Изготовление игрушки из помпонов"

Нетрадиционные формы работы с родителями.Мастер-класс для родителей по изготовлению игрушек из помпонов. Взаимодействие работы с родителями в группе кратковременного пребывания.  Взаимодейст...

Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"

Мастер класс для педагогов "Изготовление куклы Лады"...

Мастер - класс для педагогов «Изготовление куклы-оберега «Кормилка» (обучение изготовлению тряпичных кукол)

Цель: обучение педагогов изготовлению тряпичных кукол.Задачи:Научить педагогов  делать тряпичную куклу – оберег «Кормилку».Пробудить интерес к народным традициям.Воспитывать инт...

Мастер - класс для родителей Тряпичная кукла. Традиционная народная кукла-оберег"

Познакомить с технологией изготовления народной куклы....

Мастер - класс для родителей : "Изготовление тряпичной народной куклы "Зайчик на пальчик"

Народная игрушка и игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. Ознакомление с народной игрушкой в комплексе с другими воспитательными средствами представляет собой...

Мастер – класс для педагогов «Изготовление куклы - оберега. «Кукла - мотанка».

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим.Вадим Шафнер...