Мастер-класс " Учимся играть на ложках"
консультация (подготовительная группа)

Плаксина Любовь Яковлевна

В материале рассказываю о том, как научить детей играть на ложках

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Мастер – класс»

«Учимся  играть на ложках»

   Ложки были и остаются одним из наиболее самобытных и популярных у русского народа  ударных инструментов. Ещё  в  XVIII в.  инструментальные ансамбли  и  солдатские  хоры  использовали  в  своем  творчестве  ложки.

  На  них  играли  веселые  и  шуточные  песни.  К  этому  времени  относится  изображение  ложек  на  лубочных  картинках  со  сценками  из  народной  жизни.  Скоморохи  использовали  ложки  для  ритмического  сопровождения  плясок  и  дополняли  их  звучания  бубенцами,  привязанными  к  ручкам  ложек. В  настоящее  время  этот  музыкальный  инструмент  -  обязательный  атрибут  фольклорных  и  инструментальных  ансамблей.

   Наш ансамбль ложкарей называется «Веселинка». Он  всегда  является  для  моих  воспитанников родником  национальной  культуры, а для меня служит  своеобразным  «полигоном»  для  инновационных  методических  разработок.  Для  детей  дошкольного возраста – это время, когда  ребенок  очень  активно  воспринимает  информацию  и  проявляет  живой  интерес  ко  всему  новому.  Игра  в  ансамбле  помогает  детям  исправлять  «кривой  детский почерк»,  лечит  малышей  от  рассеянности, невнимательности,  заторможенности  или  гиперактивности, а  также  от  других  «Болезней»,  которые  могут  перейти  в  хронические.  А  лекарство – это  занятия  на  ложках!  У  детей  развивается  мелкая  моторика  рук, и как следствие, решаются многие проблемы. Игру на ложках можно использовать не только в шумовом оркестре, но и в хореографии (например, «Танец с ложками»), в театрализации  при озвучивании героев или природных явлений.

   На занятиях я использую деревянные ложки. Лучше, когда эти ложки изготовлены  из березы или клена.  Они могут быть сделаны  и из липы, но это хрупкое дерево, да и звук  у липы очень слабый.

   Известно, что большую часть информации  человек получает и усваивает в первые годы жизни. Дошкольный возраст – это благодатная почва, в которую нужно успеть бросить зерна успеха.

   Для любого праздника детский шумовой ансамбль – это эксклюзивное украшение, а для  публики – восторг и незабываемые впечатления. При этом материальные затраты на шумовые инструменты невелики.

   Обычно обучение детей игре на ложках  проходит  по  следующему сценарию.

  1. Небольшое информационное сообщение о музыкальных ложках и многочисленных шумовых инструментах, их наглядная информация.
  2. Подробный обучающий курс игры на деревянных ложках, а именно:

- постановка исполнительского аппарата (обучение тому, как правильно держать ложки);

          - знакомство и обучение технике элементарных приемов игры на

          ложках. Вот некоторые из них: удар, хлопок, удар-хлопок, тремело,

          «часики», удары круговые, вертикальные, горизонтальные, одинарные

          и двойные форшлаги, «лошадка», «барабанщик» и  др. Это те

          «кирпичики», из которых ребенок с помощью педагога  сможет

          построить сложные ритмические сооружения. Хотя и сами по себе эти

          приемы являются отличным материалом для музицирования и развития

          детей;

          - импровизация. Создание из простых  приемов игры на ложках более

          интересных и насыщенных ритмов, но не сложных, посильных  для

          маленьких детей;

         - создание музыкального произведения. Это реальная возможность, а не

         мечта, причем не столько для музыкального руководителя, сколько для

         его воспитанников;

         - шумовой оркестр. На  фоне музыкального сопровождения, кроме

         многочисленных ложек, заиграют разнообразные  шумелки, трещетки,

         бубенцы, колотушки, барабаны, стиральные доски, ухваты, счеты.

         Конечно, звучат  не все разом, а строго следуя партитуре – и этому  мы

         тоже учимся. Сколько получается живых красок, характеров, оттенков!

         Всех переполняет ощущение праздника и восторга.

         

 



Предварительный просмотр:

«Моя  педагогическая  находка»

«Музыкально-исполнительская деятельность детей»

  «Звуки  скажут  больше,  чем  слова».

                                                                                                          В.  Каневский.

   Музыка… Волшебные звуки, сливающиеся в мелодию, заставляют человека плакать, улыбаться, мечтать и любить. Как научить ребенка слушать и слышать музыку, воспринимать её не просто как набор звуков, а как цельную картину окружающего мира?

   Развитие эмоционально-чувственной сферы  ребенка важно начинать именно в дошкольном возрасте. Чтобы у ребенка проявился интерес  к  слушанию  музыки, он сам должен погрузиться в неё. А как? Это исполнительство на детских музыкальных инструментах.

    Одной  из  форм  коллективной  музыкальной  деятельности  в  детском  саду  является  игра  в  оркестре  (ансамбле).  Она  стимулирует  более  быстрое  развитие  музыкальных  способностей  и  обогащает  музыкальные  впечатления  детей;  повышает  ответственность  каждого  ребенка  за  правильное  исполнение  своей  партии;  помогает  преодолеть неуверенность,  робость;  сплачивает  детский  коллектив.   В  процессе  игры  на  музыкальных  инструментах  ярко  проявляются индивидуальные  способности  каждого  ребенка.  

    Синтез  различных  видов  музыкально-исполнительской  деятельности  детей  - музицирование  в  оркестре,   пение,  музыкально-ритмические  движения,  музыкальные  игры – способствует  их  наиболее  быстрому  и  разностороннему  музыкальному  развитию.        

    Данный  проект  рассчитан  на  детей  среднего  и  старшего  возраста  детского  сада.  Строя  свою  работу  по  изучению  основ  нотной  грамоты,  я  исхожу  из  того,  что   это  обучение  предполагает  использование  музыкальных  инструментов.

    В  основу  обучения  детей  навыкам  элементарного  музицирования  положены  два  метода,  которые  определяют  приемы,  способы  и  средства, необходимые  для  развития   эмоциональности  детей,  их  креативности,  любви  к  музицированию,  а  также  для  формирования  навыков  и  умений.

Это  метод  активизации  творческих  проявлений  ребенка  и  метод  моделирования  элементов  музыкального  языка.                        

    Курс  рассчитан  на  три  года  обучения,   для  детей  средней,  старшей  и  подготовительной групп,  состоит  из  пяти  разделов:

  1. Знакомство  с  инструментами  и  оркестрами.
  2. Элементарная  музыкальная  грамота.
  3. Упражнения  для  обучения  игре  на  детских  музыкальных  инструментах.
  4. Игра  в  оркестре (ансамбле).
  5. Творческие  задания.        

      Реализуется  проект  в  ходе  совместной  деятельности   музыкального  руководителя  и  воспитателя,  в  ОД  «Музыка»,  а  так  же  в  индивидуальной  и  подгрупповой   работе   с  детьми,  время  которой   определено  циклограммой  музыкального  руководителя.    По  характеру  проект  творческий.  По  педагогическим  целям – познавательный,  обучающий,  т. к.  предполагает  не  только  творческую  деятельность  детей,  но  и приобретение  новых  знаний,  умений,  навыков,  способствующих  проявлению  интереса  к  музицированию.

     Участие   детей  в  детском  музыкальном  оркестре  помогает  выявить  склонности  и  возможности  каждого  ребенка,  способствует  развитию  его музыкальности.   Формирует   такие   интегративные  качества  личности, как:

 - становление  и  развитие  волевых  качеств: выдержки,  настойчивости,  

   целеустремленности,  усидчивости;

 - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, координации  музыкального

   мышления  и  двигательных  функций  организма;

 - взаимодействие   ребенка  с  равноправными  партнерами  развивает  у  него  свои   действия, чувства  и  мысли,  соотносимые  с  действиями, мыслями и  чувствами  других,  позволяет  предвидеть  причинно-следственные  связи  в  социальных    взаимоотношениях;

 - ребенок способен  управлять  своим поведением  и  планировать  свои  действия;

 - может  решать  интеллектуальные  и  личностные  задачи,  адекватно  возрасту;

 - умеет  выполнять  задания  взрослого.

       Весь комплекс приемов приобщения детей к занимательному и сложному музыкальному  исполнительству  хорошо  готовит их к будущим занятиям в школе.

  Новизна  данного  проекта  состоит  в  том,  что  он:

-  интегрируется с образовательной  областью «Музыка», театрализованной

   деятельностью;

 - в нем используются не только музыкально-дидактические игры, но  и  

   синестетические  игры;

 - он  впервые  используется  в  нашем  детском  саду;

 - подразумевает совместное  участие  детей, музыкального  руководителя,  

   воспитателя  с  привлечением  родителей.          

     Освоение  нотной  грамоты – важная  форма  работы  в  музыкальном  воспитании  детей.  Звуки  прежде,  чем  символы, -  такое  общее правило.  Мысль  о  том,  что  всевозможные  линии  и  точки  могут  обозначать  звуки,  должна  еще  родиться  в сознании  ребенка.  Он  её  может  «открыть»  сам  в  процессе  музицирования,  игры  со  звуками,  инструментами,  их  тембрами.  В  донотном  периоде  с  большей  эффективностью  применяются  различные  способы  моделирования  элементов  музыкального  языка,  призванные  помочь  детям  представить  их  в  понятном  и  доступном  виде.  Звуки  в сознании  детей  лишь  со  временем  оформляются  в  зрительные  образы.  Поэтому  для  первоначальной  ступени  освоения   основ  нотной  грамоты  есть  только  то, что  дети  способны  воспринять,  осознать  и  самостоятельно  исполнить.  Объём  и  глубина  освоения  нотной  грамоты  определяются  только  её  практической  необходимостью  (для  музицирования).   Обучение  предполагает  использование  детских  музыкальных  инструментов.

     Данный проект  реализуется  в  ходе  совместной  деятельности  музыкального  руководителя  и  воспитателя,  с  участием  родителей.  Обычно  родители  сами  решают  вопрос  о  дальнейшем  музыкальном  образовании  ребенка,  но  не  последнюю  роль  играет  в  этом  вопросе  участие  ребенка в  оркестре.  Присутствуя  на  занятиях,  наблюдая  за  ним  на  праздниках  в  течение  ни  одного  учебного  года,  родители  имеют  больше  оснований  для  принятия  решения  о  дальнейшем  музыкальном  образовании   своего  ребенка.

     Главная цель моей работы как педагога – показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культуры личности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка. Эта цель определяет содержание данной работы.

      Современное образование предполагает необходимость развития нового мировосприятия дошкольников, готовности и способности расти в поликультурном, современном обществе, образование должно способствовать расширению коммуникативного диапазона за счет взаимодействия с детьми и взрослыми других культур.

     Таким образом, актуальность исследования определяется:

  1. необходимостью создания привлекательных, интересных для детей условий, которые бы побуждали к развитию музыкального исполнительства;
  2. объективными, постоянно растущими требованиями общества к уровню развития музыкальной культуры, способствующих развитию музыкального исполнительства у детей дошкольного возраста;
  3. недостаточной разработанностью программ, связанных с музыкальным развитием дошкольников  в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

       

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей "Играем вместе,а играя - учимся"

Игра — это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать с...

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Мастер-класс «Учимся играть на ложках»

Образовательная область«Художественно-эстетическое развитие» Мастер-класс «Учимся играть на ложках»...

Родительское собрание. Деловая игра (в форме мастер-класса). Тема: "Учитесь играть в шахматы"

Собрание в форме мастер-класса с использованием прогаммы интерактивной доски Whiteboard....

мастер-класса для родителей «Играем вместе, а играя — учимся»

Конспект мастер-класса для родителейТема: «Играем вместе, а играя — учимся»...

Мастер-класс для педагогов "Игра на ложках"

Мастер-класс для педагогов "Игра на ложках"...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....