проект «Детский город»
занимательные факты (старшая группа)

Игонина Анастасия Александровна

     Проблема, которую следовало решить в ходе проекта, состоит в противоречии между абсолютной актуальностью игры, как ведущего, развивающего вида деятельности дошкольников и современными изменениями как самой игры, так и детского игрового пространства. Эта проблема актуальна и для детей нашей старшей группы.

      Наблюдения за развитием игры у детей, а также беседы с детьми выявили:

 - игра развита недостаточно для детей старшей группы, она выглядит невеселой, агрессивной, индивидуалистичной, дети не проявляют активности и творчества, часто не могут самостоятельно начать игру и развить сюжет;  

- у детей практически нет любимых игр, на вопрос «во что ты любишь играть?» большинство детей называют не игры, а игрушки (Барби, танк, автомат, трансформеры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igonina_proekt.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги. Меня зовут Игонина Анастасия Александровна. Я представляю свой успешный проект

«Детский город».

     Проблема, которую следовало решить в ходе проекта, состоит в противоречии между абсолютной актуальностью игры, как ведущего, развивающего вида деятельности дошкольников и современными изменениями как самой игры, так и детского игрового пространства. Эта проблема актуальна и для детей нашей старшей группы.

      Наблюдения за развитием игры у детей, а также беседы с детьми выявили:

 - игра развита недостаточно для детей старшей группы, она выглядит невеселой, агрессивной, индивидуалистичной, дети не проявляют активности и творчества, часто не могут самостоятельно начать игру и развить сюжет;  

- у детей практически нет любимых игр, на вопрос «во что ты любишь играть?» большинство детей называют не игры, а игрушки (Барби, танк, автомат, трансформеры).

  - статичное игровое пространство, конкретный подбор игрушек и атрибутики для различных вариантов сюжетной игры (дом, магазин, поликлиника), не помогает, а создаёт ситуацию шаблонных действий с ними, что тормозит детскую фантазию и игровое творчество, сокращает время игры и не развивает сюжетную линию.      

      Таким образом, мы сделали вывод, что уровень игры у детей нашей группы недостаточный, так как у них несформированы такие важные качества, как творческая активность, инициатива и самостоятельность по отношению к игровой деятельности.

      Мы предположили, что если дать детям возможность самостоятельно создавать игровое пространство, примерить на себя разные профессиональные роли, то можно способствовать формированию творческой инициативы и самостоятельности детей в свободной игре.

             Идея проекта состоит в следующем: наша группа на определённый промежуток времени становится «детским городом», в котором есть различные «учреждения» (созданные детьми пространства), где дети могут обыгрывать сюжеты в различных профессиональных и социальных ролях.  

           Целевая группа: дети - воспитанники старшей группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, а также социальные партнёры.

        Цель проекта: формирование творческой активности, инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в самостоятельно созданной игровой среде.

Задачи, запланированные нами как способы реализации цели, представлены на слайде:

- Оптимизировать игровую среду группы: обеспечить познавательную, исследовательскую и творческую активность детей в среде, их эмоциональное благополучие.

 - Способствовать развитию у детей воображения, творческой активности, через возможность самостоятельного создания игрового пространства.

 -Способствовать формированию у детей игровых действий, через возможность самостоятельной реализации различных игровых сюжетов и ролей.

 - Использовать ресурсы окружающего социума (социальных партнёров) для реализации детских познавательных задач, включённых в дальнейшем в игровое взаимодействие.

 - Предоставить возможность родителям активно участвовать в образовательном процессе и укладе группы, совместно решать задачи проекта.

       Проект был реализован в три этапа: 1 этап - организационный (предпроектный), в на котором осуществлялось планирование проекта, организация проектной команды, оптимизировалась среда группы, в которой будет реализовываться проект; 2 этап   -  практический (этап непосредственной реализации проекта), заключительный (рефлексивный) – в рамках которого мы анализировали результаты, осуществляли дальнейшее планирование.

        Нами был разработан план реализации проекта, включающий в себя различные формы, методы и средства:

- самостоятельная организация и оформление детьми игрового пространства;

 -  познавательные экскурсии в учреждения-прототипы и посещение группы специалистами этих учреждений;

 -  детские профессиональные пробы;

 -  изготовление атрибутов;

 -  взаимодействие детей и родителей в индивидуальных проектах;

 - взаимодействие детей в группах и подгруппах;

 -  сюжетно-ролевая игра.

           Предпроектный этап предполагал подготовку игровой среды группы. В рамках проекта мы создали такую предметную среду, в которой все может легко меняться, где мало статичного, не сдвигаемого, где много неструктурированного, где есть материал, который ребенок может использовать по своему усмотрению. Массивную мебель мы заменили на легко двигающиеся стеллажи из дерева, добавив к ним лёгкие ширмы, обычные коробки, ткани, при помощи которых можно оградить пространство для игры. Мы убрали из пространства группы почти все готовые игрушки и атрибутику, явно указывающую на принадлежность к какой-либо роли.                             Наполнили группу такими материалами, которые используются в игре многофункционально, из которых можно быстро изготовить предмет, требующийся для игры.

       В новом пространстве началась непосредственная реализация проекта.

      На утреннем круге были выбраны «учреждения», которые первыми появятся в «детском городе». Дети выбрали «библиотеку», «художественную галерею», «пекарню». В каждом «учреждении» определились «руководители» и «сотрудники».  Совместно был разработан план действий, в котором использовались различные формы взаимодействия участников: экскурсии на объекты – «прототипы» (библиотеку, художественную галерею, пекарню), беседы, просмотр видео фрагментов, обыгрывание запомнившихся ситуаций (дети пробовали выполнить соответствующие функции в «Детском городе»). Проект включал в себя все виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, конструирование из различных материалов и др.  

      Объекты «детского города» постепенно наполнялись смыслом.

      Например, во время посещения библиотеки, дети узнали устройство карточного каталога, который начали изготавливать для игры, определили и изобразили на бумаге правила для читателей, касающиеся поведения в библиотеке и обращения с взятыми книгами.

     Дети самостоятельно изготовили закладки для книг с помощью различных художественных техник, нарисовали иллюстрации, раскрывающие краткое содержание новых книг. Все эти продукты детской деятельности украсили «библиотеку».

     В «художественной галерее» дети экспериментировали с цветом (смешивали краски, устанавливали какие цвета можно получить), затем дети работали с различными материалами: акварельными красками, масляными и т.д.  Рассматривали альбомы репродукций известных художников, и, конечно, пробовали воплощать на практике собственные шедевры: картины, глиняные скульптуры. Все работы были размещены в групповом пространстве.

       В «пекарне» дети экспериментировали с различными видами теста, свойствами дрожжей, изучали строение мельницы, с помощью работников кухни готовили настоящие хлебобулочные и кондитерские изделия. Пополняли атрибуты для игры изделиями из солёного теста.

      Кроме того, предусматривались отдельные подпроекты с участием семей воспитанников.  Например, изготовление «хранителя» библиотеки - Книжика или реализация и презентация семейного проекта «Ватрушки по бабушкиному рецепту».

     Работа на всех объектах «Детского города» велась одновременно, в форме групповых проектов, во взаимосвязи с сотрудниками учреждений - прототипов, которые кроме экскурсионных встреч, приглашались в группу.                  

     Роли взрослых (воспитателей, родителей) заключалась в поддержке и сопровождении деятельности детей, в предоставлении нужных стимулов, обеспечении и организации безопасных форм взаимодействия.

     Завершающий этап проекта был приурочен к образовательному событию по итогам ситуации месяца «Мы живём в городе Зеленогорске», где дети имели возможность представить друг другу результаты собственной деятельности и организовать свободные игры в созданном пространстве.              

     Перед открытием «Детского города» дети оповещали родителей и социальных партнёров: готовили приглашения, изготавливали плакаты, рекламные листы, что также способствовало реализации цели проекта.  

     Результаты проекта доказывают его эффективность и значимость:

     - игровая среда группы стала мобильной и многофункциональной, обеспечивает познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, их эмоциональное благополучие;

- детская игра стала более творческой, дети проявляют активность в организации игровой среды по собственному замыслу;

- дети самостоятельно придумывают различные сюжеты для игр, готовят атрибуты и игрушки для задуманной ими роли;

 - организовано взаимодействие с окружающим социумом, с помощью которого решается ряд познавательных задач в развитии игры и образовательном процессе группы;

 - более 50 % родителей принимают активное участие в событиях и проектах группы, участвуют в организации игрового пространства группы.

        В данный момент поставленные задачи продолжают реализовываться.            Время от времени в группе появляется новый «Детский город». Выявляются проблемные ситуации, способствующие развитию творческой активности. Например, покупатель в магазине делает заказ на доставку мороженого, а ничего похожего на мороженое под рукой нет: чтобы изготовить мороженое нужно открыть цех по изготовлению, закупить «оборудование» и «продукты».      

      Так может развернуться несколько игр: ферма, фабрика мороженого, магазин и т.д.  

     Достигнутые результаты проекта предполагают возможность реализации подобного на уровне образовательной организации, где весь детский сад станет «Детским городом».

       

 

     

                                                   

                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Для того, чтобы привлечь детей к использованию многофункциональных материалов, или к изготовлению нужных в игре вещей, мы

Практический этап проекта реализуется в данный момент и предполагает включение детей в игру в новой игровой среде. Концепция reggio - педагогики, также, как и исследования Л.С. Выготского основываются на том что, воспитатель (в реджио - педагогике «учитель») должен быть партнёром или наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

 Ещё один метод из реджио-педагогики «провокация в среде» (приглашение к игре). Чаще всего провокация - это простая, но привлекательная композиция, которая появляется в среде - там, где ребёнок её обязательно заметит. Важно, чтобы она разжигала любопытство и желание действовать. Это могут быть ракушки, песок, лупа и блокнот с ручкой или разложенные в непривычных местах материалы. Провокацией может быть новая вещь, способная натолкнуть детскую мысль на создание сюжета (карта кладоискателей). Провокацией к игре может стать прогулка в новое место или рассказ из опыта ребёнка или взрослого, маленький праздник.  

Результаты.

Проект планируется продолжать до выпуска детей из детского сада. На заключительном этапе проекта будут проведены диагностические исследования и подведены итоги. 

Ожидаемые результаты проекта заключаются в следующем:

 - Пространство группового помещения отлично от обычной среды дошкольно-учрежденческого типа. Оно обладает гибкостью и трансформируемостью, наполнено естественными многофункциональными материалами.

- Ребенок, проживающий в таком пространстве обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

 - Ребенок проявляет инициативу и творчество в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, может самостоятельно организовать пространство для своей игры.

На данном этапе мы уже можем наблюдать, что игровая среда в духе Реджио вдохновляет ребёнка творить, строить, обсуждать увиденное и генерировать новые идеи. И не просто вдохновляет, а провоцирует к развитию игры.  Самый главный результат мы сейчас видим в том, что дети играют интересно, активно, длительно и большим удовольствием.

Если для ребенка вещи (игрушки) определяют, что делать и как, то игра не развернется.  Иногда единственный способ открыть ребенку игру – это убрать все излишества.  И только если ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому по-своему, творчески - получается игра.

«Глаз дремлет, пока разум не разбудит его вопросом».  Дети нашей группы начали замечать и живо реагировать на провокации в среде и взаимодействии, каждый раз ждут чего-либо нового, интересного, достойного своей игры.

В дальнейшем мы планируем организовать в пространстве группы постоянно действующую «мастерскую игры», где будут организовываться игровые встречи в сообществе детей и взрослых (детей других групп, педагогов, родителей). Распространять свой опыт на уровне города и региона, участвовать в педагогических сообществах воспитателей интересующихся и вдохновлённых Реджио – педагогикой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Детский сад, физкультура и спорт в городе Мурманске в дошкольной организации» в рамках городского фестиваля «Белый Медвежонок»

Привлечение детей дошкольного возраста к систематическим занятиям физическими упражнениями; привлечь семьи воспитанников к созданию семейной рукописной книги « Мы – спортивная семья, мама, папа, Я!»...

Мини - проект детского сада по оформлению территории участков, фасада (окон) в зимний период «Путешествия Олимпийского огонька по городам России»

Срок реализации проекта: декабрь 2013г.Проектная частьЭтапы проектаДеятельность творческой группыДеятельность педагогов, родителей1 этап – подготовительныйДекабрь(1 неделя) 2013г. -Изучение карты...

Спортивный детско-родительский проект "В городе родном живу - и здоровым я расту!"

Проект, рассказывающий о любимых видах спорта дошкольников....

Проект «Детский игровой город». Тематическое занятие «Помощь военных населению» в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР.

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравств...

Проект «Детский игровой город».

Если человек с ранних лет освоил привычку к труду, труд ему приятен. Если у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.К.ГельвецийКакие мудрые слова! Во все времена люди понимали важную р...

Проект «Детский сад и город - спортивный»

Проект был приурочен к 300-летию города Бердска...

Проект в средней группе "Детский город профессий"

Проект в средней группе "Детский город профессий"...