Культура речевого общения
консультация (средняя группа)

Халезова Алина Александровна

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_rechevogo_obshcheniya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Культура речевого общения»

                                               Подготовил воспитатель: Халезова А.А.

Культура речевого общения

Стиль общения взрослых – пример для маленьких. Очень важно,чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении взрослых, ихдоброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь ввиду, что система речевого общения, сложившаяся средивзрослых, хотя и остаётся для детей сферой, которую они немогут наблюдать зримо, так или иначе, сказывается на них, ихпсихофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе

мыслей и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющаясоциальную значимость. Нравственный мир личности, как взеркале, отражается в общении с людьми.

Культура речевого общения предполагает соблюдение

определённого речевого этикета. Поздоровался или не

поздоровался, улыбнулся при этом или лицо ничего не

выражало, кто кого поприветствовал первым: тот, кто вошёл,или тот, кто находился в вестибюле, - имеет ли это значение?Оказывается, имеет. Приветствие – начало к установлениюконтакта, показатель внимания к людям, норма вежливости. Инаконец, приветливое «здравствуйте» - это стимул, пустьсовсем крошечный, но стимул хорошего настроения для того, ккому оно обращено. Тот, кто руководствуется нормами речевогоэтикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, дажеесли он – лицо начальствующее, а присутствующие – его подчинённые. Приветствие произносится внятно и

доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость – понятия

неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной

воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, чтовежливость – это «…моральное качество, характеризующеечеловека, для которого уважение к людям стало повседневнойнормой поведения и привычным способом обращения кокружающим».

Вежливость – это ещё и самоуважение: если я хочу, чтобы

уважали меня, то, значит, обязан уважать других, разговариватьс людьми так, как хотелось бы, чтобы разговаривали со мной.Ведь только вежливость рождает вежливость.

Напрашиваетсявывод: всем, кому доверено воспитание подрастающегопоколения, важно быть предельно взыскательными ксобственному речевому поведению – на нас равняются дети. Допустимо ли, чтобы настроение взрослого отражалось на егоречевом поведении? Вправе ли он «включать» в своёнастроение детей? Ответ однозначен: нет, нет и нет! Любойпедагог или родитель всегда должен быть немного актёром. Аэто значит уметь владеть собой, быть требовательным ксобственному слову, уметь придать ему нужный эмоциональныйоттенок и пользоваться им как инструментом, воздействующим

на собеседника.

Немаловажно и ещё одно из условий, помогающих

эмоционально-нравственному речевому общению, - проявлятьтерпимость.

Культура речевого общения проявляется не только в том, чтосказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова«пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут прозвучатьприветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно,высокомерно. Всё зависит от того, каким тоном мы ихпроизносим и с каким выражением лица.

Замечали ли вы, что каждому из нас присущи «свои» интонации. Одному присущи интонации спокойные,

доброжелательные. Другому – экзальтированные, торопливые,постоянно меняющиеся – от радостных до раздражённо-крикливых. Для третьего характерен тон требовательный,властный. А у четвёртого чаще всего улавливаются ноткинетерпеливые и даже грубые. А для маленького ребёнка этоимеет особое значение: он чутко реагирует на речевуютональность, так как ещё не всегда может вникнуть в сутьсказанного. Со старшими дошкольниками уместны ещё и шутка,мягкая ирония – всё, что привлекает, вносит в речевое общениес ними струю радости, мажора.

Не менее важно учитывать индивидуальные особенности

ребёнка или взрослого в процессе высказывания острых

мнений. Ведь каждый по-своему реагирует на критику. Задачакритикующего – воодушевить оппонента, вызвать в нёмстремление к перестройке собственной деятельности.

Следовательно, необходимо уметь высказывать замечания втактичной, уважительной форме. Большую роль играют тондоверительности и доброжелательности, логически правильновыстроенная цепь доказательств, умение принять во вниманиевозражения собеседника, его пояснения тех или иных событий. Проанализируйте, умеете ли вы по внешним признакамопределять эмоциональное состояние своих детей и адекватно

ориентировать свою речь, тональность общения с ними. Будьтедоброжелательными в отношении к окружающим, подходите кним с оптимистической гипотезой, ищите то, что вас сближает,стремитесь к сотрудничеству, постоянно настраивайтесь нажелание совместной творческой деятельности.

Культура речевого общения вносит красоту в отношения людей,способствует их взаимопониманию, укреплению отношениймежду взрослыми и детьми. К этому должен стремиться каждыйпедагог и каждый родитель, потому что мы делаем одно дело –занимаемся воспитанием подрастающего поколения.

Список используемой литературы

1. Винокур Т.Г. Культура речевого общения – М., 1987.

2. Добрович А.Б. Общение: Наука и искусство – М., 1987.

3. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей

русского языка – М., 1984.

4. Формановская Н.И. Употребление русского речевого

этикета – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речевого общения

Формирование культуры речевого общения. В общении с детьми современные родители испытывают определённые трудности, а отсюда и серьёзные недостатки речевого этикета. Причины: 1 родители ...

"Культура речевого общения"

Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации по формированию культуры речи дошкольников....

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения для чтения и рассказывания детям в разных возрастных группах.

Каталог художественных произведений о культуре речевого общения предназначен для совместного прочтения а так же для самостоятельного ознакомления детьми разных возрастных групп...

Культура речевого общения детей

«Дефи­цит общения в дошкольном воз­расте накладывает роковую печать на последующую судьбу личнос­ти», — отмечал В.В. Давыдов....

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

Воспитание культуры речевого общения.

Воспитание культуры речевого общения – одна из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая предполагает не только овладение языковыми нормами (фонет...

Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения

Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на  не вербальной...