Проект взаимодействия с семьёй "Школа заботливых родителей"
проект

Васина Светлана Алексеевна

В последние годы, стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии и включения родителей в коррекционно - педагогический процесс, так как это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекции нарушений речи у ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьёй для создания единого коррекционного пространства развития ребёнка.

В последние годы, стала актуальной проблема поиска оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии и включения родителей в коррекционно - педагогический процесс, так как это является важнейшим условием полноценного психического развития и успешной коррекции нарушений речи у ребёнка.

Набрав группу детей младшего возраста, мы свою работу начали с установления контактов с родителями. Посредством анкетирования выявили родительские инициативы, изучили запросы родителей. Было выявлено, что у многих родителей отсутствует представление о понимании серьезности речевой патологии у ребенка. Родители затрудняются в выборе приемов коррекционно – развивающей работы с ребенком и указывают на недостаток информации по многим вопросом развития и воспитания.

Для решения данных проблем был создан проект взаимодействия ДОУ и семьи «Школа заботливых родителей»

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства для ребёнка, которое поможет ему компенсировать отставания в развитии речи.

Задачи:

  1. установить доверительные и партнерские отношения с родителями;
  2. вовлечь семьи в жизнедеятельность группы;
  3. обогатить и расширить психолого-педагогические знания родителей по воспитанию и обучению детей;                    
  4. обучить родителей приёмам и способам практической коррекционной деятельности
  5. формировать семейные ценности и традиций у детей через различные организованные формы.

На первом этапе работы проводили личные беседы с семьей ребенка, наблюдали за общением родителей и детей (других членов семьи) в утренние и вечерние часы, посещали семьи воспитанников группы, также проводили «Дни открытых дверей».

В проекте участвовали специалисты ДОУ: воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, мед.персонал, физкультурный руководитель, а также родители и дети.

Проект включал традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями и работал в двух направлениях.

I направление – педагогическая гостиная (семинары-практикумы, семейные экскурсии, деловые игры, диспуты, образовательно-игровые тренинги, круглые столы, библиотека, творческие семейные выставки).

II направление – «Клуб семейных традиций» (семейные праздники и вечера, акции, мини-музеи, кружковая работа)

Наиболее интересной формой в реализации проекта была педагогическая гостиная, которая включала в себя семинары - практикумы, тренинги, деловые игры, мастер-классы по навыкам взаимодействия с ребёнком, с привлечением специалистов в области медицины, педагогики и психологии. Тематика встреч в гостиной выбиралась с учётом особенностей, трудностей и потребностей семей,

исходя из возникающих по ходу воспитательно-образовательного процесса проблем. Каждый родитель сам имел возможность выбрать семинар, тренинг, деловую игру.

 Первая педагогическая гостиная на тему «Ум на кончиках пальцев: развитие мелкой моторики» дала неожиданно положительные результаты. Родители проявили интерес, активно участвовали в обсуждении проблемы, задавали вопросы, иногда сами на них отвечали. Родители имели возможность поиграть во все игры, сделанные руками воспитателей. После проведённого семинара родители стали приносить из дома различные поделки, изготовленные своими руками для развития мелкой моторики из которых мы организовали выставку «Наши пальчики – язычку помощники». Темами последующих гостиных были: «Игра в жизни ребенка», «Ох, уж эта математика», «Творим, рисуем, лепим», «В царстве упрямства и капризов», «Физическая активность и здоровье», «Говорим правильно», «Логоритмика – это интересно», «Народные игры в воспитании ребенка» и другие.

Через активные формы обучения родители получали знания о закономерностях психического развития ребёнка, методах воспитания в семье, детском саду.

В рамках педагогической гостиной создана библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, развития и коррекции детей.

Для расширения представлений и обогащения словаря у детей родители организовывали семейные экскурсии по запланированным ранее маршрутам.

Например: если лексическая тема «Осень», то родители с детьми в выходные дни отправлялись на прогулку по Набережной, искали следы осени. Если тема «Дикие животные» - экскурсия в зоопарк. Свои наблюдения, фотографии и рисунки родители вместе с детьми оформляли в книжки – малышки, фотоальбомы.

Руками родителей и детей созданы групповые альбомы: «Мой любимый город», «Во саду ли, в огороде», «Лето, ах лето», собраны гербарии осенних листьев, цветов. Так в группе появился дополнительный дидактический материал, который активно использовался на занятиях по развитию речи. Отмечено, что составление рассказов по собственным книжкам-малышкам (о птицах, об осени, об уборке урожая и т. д.) проходило на высоком эмоциональном уровне. С большим удовольствием, желанием дети рассматривают фотоальбомы и рассказывают о своих впечатлениях.

Таким образом, совместная деятельность воспитателей, родителей и детей привела к повышению речевой активности детей, расширению представлений об окружающем мире, обогащению словаря и развитию мотивационной сферы у детей

2 направление – «Клуб семейных традиций», который помог возродить и укрепить традиции семейного воспитания, формировать семейные ценности у детей.

Клуб включал в себя тематические консультации и беседы на темы: «Роль семьи в воспитании дошкольников», «Семья как категория ценности», «Воспитание ценностей дома», «Старшее поколение в семье», «У свечи» (из опыта семейного воспитания).

На заседании клуба поднимались вопросы, волнующие родителей, в частности гендерного воспитания детей, где большую помощь оказал психолог детского сада.

 В настоящее время дети очень мало знают о жизни своих родителей, об их детстве. Поэтому выход из этой ситуации мы нашли в составлении семейных историй, которую дети составляли дома с помощью взрослых членов семьи. Дети собирали материалы о своих родных, после этого в клубе состоялась презентация семьи с участием детей, где каждый ребёнок имел возможность рассказать свою историю. Таким образом, в речи детей активизировались такие слова как семья, брат, внук, родственники и т. д.

В группе функционирует семейный мини-музей: «Детская военная игрушка», «Подводный мир», «Игрушка - забава», «Копилка семейных игр» и другие. Каждый ребёнок рассказывал о своей игрушке, обучал детей группы правилам игры.

Семейные праздники и вечера.

В нашей работе этот раздел оказался самым привлекательным, востребованным как для детей, так и для родителей. Родители активно участвовали в праздниках и развлечениях. По предложению родителей была создана «именинная гостиная» («Ура, я родился!»), в которой день рождения ребёнка приходит отмечать вся семья. Члены семьи принимают активное участие в представлениях.

На заседании клуба мы помогали родителям составить сценарии домашних семейных праздников с активным участием в них детей, затем просматривали видеозаписи праздников. Для того чтобы в памяти ребёнка и семьи сохранились воспоминания о совместных семейных мероприятиях взрослые вместе с детьми оформляли фотоальбомы, рисовали рисунки, составляли рассказы о самых ярких воспоминаниях праздника. Рассказы детей записывались на цифровую камеру и диски с записью были подарены родителям.

Совместные, спортивные праздники, походы взрослых и детей помогали формировать дух соперничества, умение радоваться за себя и за других, правильно переживать горечь поражений. Папы детей два раза в месяц организовывали спортивные игры с детьми на спортивной площадке.

В рамках клуба работала творческая мастерская «Тестопластика», которую вела мама одного из детей.

Каждую весну проводится акция «Сделаем наш детский сад красивым», где папы учат детей мастерить для кукол мебель, делать различные поделки, а мамы наряжают кукол, что тоже является в дальнейшем прекрасным дидактическим пособием.  

Таким образом, представленная выше организация взаимодействия ДОУ с семьёй позволила повысить педагогическую компетентность у родителей. В группе сложилось родительско-педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребёнка и коррекцию речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...

Консультация для родителей. Школа заботливых родителей. «Особенности речевого развития детей 4 - 5 лет»

Описание: Обобщенная информация на тему речевого развития детей 4 – 5 летнего возраста, будет полезна родителям, воспитателям, учителям-логопедам.Цель: Познакомить родителей с характер...

Проект "Взаимодействие с семьёй" в группе раннего возраста.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в п...

Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"

Программа взаимодействия с семьями будущих воспитанников ДОУ "Школа заботливых родителей"...

Проект взаимодействия с семьёй «Большие и маленькие любознайки».

Проект взаимодействия с семьёй «Большие и маленькие любознайки»....