КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ-ИГРА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»
материал

Кулигина Анна Леонидовна

КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ-ИГРА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_trening_-_igra_korablekrushenie.docx61.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

КОММУНИКАТИВНЫЙ

ТРЕНИНГ-ИГРА

«КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»

 педагог-психолог

 Кулигиной Анны Леонидовны

 МБДОУ № 5

Коммуникативный тренинг-игра «Кораблекрушение».

Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.

Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Игра «Кораблекрушение».

- «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».

Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).

«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано „машина"».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою группу, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие выразительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

Задание «Ладони»

«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».

После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.

Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.

- «Через некоторое время команды ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего, кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами».

Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения.

Цели: развитие умения вести дискуссию, слушать собеседника, развитие воображения.

Упражнение «Вавилонская башня»

«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».

Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.

Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.

Задание «Передай сигнал».

«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».

Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).

Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.

Упражнение «Переправа».

«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»

Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.

В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.

Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.

Упражнение «Плот».

«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».

Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.

«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»

Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.

Цель: сплочение группы, снижение напряженности.

Заключение игры.

«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте сейчас вспомним, какие мы были, все лучшие качества, которые мы проявили в этом путешествии, и создадим групповой коллаж на тему «Моя команда».

Участники получают листы ватмана, цветную бумагу, клей, старые журналы, свои фотографии. Их задача – выполнение творческой композиции на заданную тему.

Цели: развитие эмпатии, умения координировать совместные действия, навыков невербального общения, развитие креативности, творческого потенциала.

ВЕТЕР

ЧАЙКА

ПОБЕДА

«У нас закончилась питьевая вода»

«Мы построили плот»

«Мы вчера ходили на охоту»

«У нас все хорошо»

  1. Упражнение «Нарисуй свой характер».

https://files.1urok.ru/images/69bbc40b1ff5878a431d7a433e438316700d8781.jpeg

  1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе.

Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре.

Карикатура – признак неуживчивости, замкнутости.

Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера.

Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению.

Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

  1. Второй квадрат. Отношение к дому.

Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу.

Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

  1. Насколько вы целеустремленный человек.

Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели.

Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели.

Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

  1. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков.

Много рисунков означает множество друзей.

Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек.

Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

5 Ваша коммуникабельность.

Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей.

Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

6 Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему.

Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности.

Если наоборот, то мало верите в свои силы.

Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее.

Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

7 Ваше отношение к труду, дисциплине.

Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе.

Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

8 Сильные и слабые стороны характера.

Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве.

Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели.

Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер.

Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным материнским чувством.

  1. Упражнение «Карета»

(музыкальное сопровождение)

Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. (наводящие вопросы из чего состоит карета). Во время выполнения задания психологу необходимо наблюдать за поведением участников: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:

• крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;

• двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);

• сиденья – это люди не очень активные, спокойные;

• седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;

• лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;

• кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.

Если выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).

После того как карета готова, все садятся в круг, обсуждают произошедшее, а ведущий объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.

Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения, названные выше, не будут отражать качеств данных людей.

  1. «Ищи и найди» Инструкция: Разойдитесь, пожалуйста, по парам и встаньте друг напротив друга. Сейчас каждый из вас должен запечатлеть в памяти образ своего партнера – так, чтобы вы могли его (ее) найти потом даже с закрытыми глазами. У вас есть две минуты, чтобы увидеть и запомнить, как выглядит ваш партнер: какая у него одежда, прическа, форма рук, какова ширина его плеч, обхват талии. Запомните как можно больше деталей, характеризующих облик вашего партнера. (2 минуты) Теперь закройте глаза и разойдитесь так, чтобы вы не знали, где находится ваш партнер. Кроме того, дайте себе время освоиться в этой ситуации. Двигайтесь медленно и очень внимательно. Я позабочусь о вашей безопасности и о том, чтобы вся группа смогла успешно выполнить это задание. (15 секунд) А сейчас вы можете начать искать своего партнера, но только молча. Ищите по своим особым приметам. Когда вы решите, что нашли его, то, прежде, чем открыть глаза, назовите его имя. Лучше всего проводить игру на ограниченном игровом поле – не слишком большом, чтобы партнеры могли поскорее найти друг друга. Пары, которые уже нашли друг друга, могут переходить на другую сторону комнаты, чтобы облегчить оставшимся процесс поиска.

  1. «Клад» Инструкция: Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла настоящий клад. И у вас после этого оказалась 1000 золотых монет старинной чеканки. Ваша задача – разделить эти деньги. Как вы будете это делать, решать вам самим. Критерии отбора и процедуру принятия решения определите самостоятельно. У вас на это есть 5 минут. Запрещено: бросать жребий и распределять вознаграждение поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за отведенное время, их у вас конфискуют.

Коммуникативный тренинг-игра «КРАЖА»

Название игры

«Кто, что, когда и почему украл?»

Тип игры

диагностика, сплочение

Тематика игры

построение команды, распределение ролей в команде

В игре участвуют

группа полностью

Размер группы

20 и более (делятся на малые группы по 4-5 человек)

Длительность

40-60 минут (в зависимости от размеров группы и наличного времени)

Подручные материалы

Комплекты карточек с предложениями — одинаковые комплекты по количеству групп (иметь в запасе не менее 5-6 комплектов); в каждом комплекте по 33 карточки.

Флип-чарт и маркер.

Видеокамера и видеодвойка (если есть).

Правила проведения игры

Группа делится на малые группы по 4-5 человек. Тренер раздает участникам комплекты карточек (каждой малой группе по комплекту) и просит разделить их не глядя между собой примерно поровну.

Тренер объясняет, что каждая группа получила одну и ту же историю.

Правила (заранее пишутся на флип-чарте и демонстрируются участникам):

       участники должны прочитать каждый свою часть карточек;

       можно зачитывать друг другу вслух то, что написано на карточках;

       нельзя показывать карточки друг другу, обмениваться ими, складывать и сортировать все карточки вместе;

       нельзя вести записи!

Задание (также заранее пишется на флип-чарте): «Ответьте на четыре вопроса:

       Что украли?

       Кем было украдено?

       Когда было украдено?

       Почему было украдено?»

Команда должна обсудить историю (без ведения записей!) и дать общий ответ на эти четыре вопроса, с которым все будут согласны.

На чтение и обсуждение малым группам дается 20 минут. В это время тренер ведет съемку работы в малых группах. Через 20 минут тренер предлагает группам дать правильный ответ на четыре вопроса.

Полученные ответы тренер записывает на флип-чарте, а затем отмечает, сколько из четырех ответов — правильные, но не конкретные правильные ответы не указывает.

Группам дается еще 10 минут, чтобы дать окончательный правильный ответ. По истечении времени тренер вносит исправления (если они есть) в предыдущие ответы групп) и дает правильный ответ.

Интерпретация результатов

Правильный ответ: «Что украли? — Картину. Кем было украдено? — Чижиковым. Когда было украдено? — В 21:50. Почему было украдено? — Потому что клептоман».

Возможные варианты игры

Рекомендации для ведущего

Обратить особое внимание: кто в группах был слишком активен, кто был «забит» или просто дистанцировался, как это повлияло на выработку решения и его правильность. При отсутствии видеокамеры лучше вести записи, чтобы потом аргументировано комментировать, как работала та или иная группа.

Вопросы для обсуждения результатов с группой

Группе предлагается обсудить:

Что затрудняло поиск правильных ответов?

Что помогало в процессе поиска ответов?

Что бы вы во второй раз сделали по-другому?

Вспомогательные материалы

Содержание комплекта карточек:

И.П. Степанов крайне интересовался кольцом жены А.В. Петрова.

Анна ушла примерно в одно время с А.В. Петровым

Клуб был украшен полотнами Артисимиссимо.

В конце вечера во дворе соседей было четыре собаки.

Жена А.В. Петрова постоянно теряла свои вещи.

П.П. Чижиков ушел на 20 минут позже А.В. Петрова.

Диана заметила картины только перед уходом в 21:45.

Петров ушел вместе со своей женой.

Жена Петрова провела большую часть вечера с П.П. Чижиковым в тихом углу помещения.

Диана ушла вместе с Михаилом Юрьевичем.

Надя заметила, что картины, которые произвели на нее глубокое впечатление, не висели там, где висели в начале вечера.

Алена пришла на вечер со своей собакой.

У соседей было три собаки.

А.В. Петров — антиквар и большой знаток искусства.

А.С. Станкевич сказал, что хотел бы что-то сделать на благо этих прекрасных полотен.

Картины итальянских художников 16 века ценятся высоко.

Артисимиссимо — итальянский художник 16 века.

Надя восхищалась полотнами Артисимиссимо сразу после прихода.

Надя ушла в 22:00.

П.П. Чижиков — клептоман.

Картины Артисимиссимо были миниатюрные.

А.В. Петров ни на минуту не оставлял свой саквояж.

И.П. Степанов весь вечер танцевал с Дианой.

Дочь Петрова увидела картины только перед уходом.

Михаил Юрьевич — вор драгоценных камней.

Анна не могла найти того, что взяла с собой на праздничный вечер.

В клубе был большой осенний праздник.

Перед уходом Надя заметила, что что-то блестит в темном углу комнаты.

А.В. Петров нуждался в деньгах, поскольку дела шли плохо.

Жена Петрова не могла найти свое кольцо с большим рубином.

Петровы ушли в 21:30.

А.С. Станкевич очень богатый человек.

Анна и А.С. Станкевич ушли вместе.

Источник информации

Реэт Валгмаа, Союз Открытого Образования, Учебный Центр «Тыру» (Латвия, Таллинн)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие «Кораблекрушение около необитаемого острова»

Моделирование проблемных ситуаций, развитие поисковой деятельности детей...

НОД "Кораблекрушение"

Дети отправляются в дальнее плавание, там с ними происходят приключения, которые необходимо преодолеть....

НОД "Кораблекрушение"

Дети отправляются в дальнее плавание, там с ними происходят приключения, которые необходимо преодолеть....

Конспект интегрированного занятия для детей детей старшего дошкольного возраста на тему: "Кораблекрушение"

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы на тему: "Кораблекрушение"Составила воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. ...