Адаптация детей к условиям детского сада. Совместная работа родителей и воспитателей.
консультация (младшая группа)

Курилова Людмила Николаевна

Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной презентации мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Не всем детям даётся легко привыкание к новым социальным условиям. Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошёл для ребенка как можно безболезненнее. Активное сотрудничество педагогов ДОУ с родителями позволит добиться должного результата в решении этой проблемы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_k_usloviyam_detskogo_sada.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация детей к условиям детского сада: совместная работа родителей и воспитателей Подготовила: воспитатель Курилова Л.Н.

Слайд 2

Адаптация Адаптация - в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Адаптацию в условиях ДОУ нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе сверстников. Адаптационный период - один из ответственных моментов в жизни ребёнка. От того, как он пройдёт, зависит формирование основных базисных новообразований детей раннего возраста.

Слайд 3

Уровни адаптации Адаптация ребёнка проходит на 2-х уровнях : физическом и психологическом На физическом уровне малышу надо привыкнуть: К новому режиму – определённому, заданному ритму жизни, новым нагрузкам ( необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы); Необходимости самоограничений; Невозможности уединения. На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть: К отсутствию значимого взрослого ( мамы, папы и т.д.) Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами; Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать.

Слайд 4

Этапы адаптации 1 этап – подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приёма ребёнка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. Коррекцию необходимо провести в домашних условиях , и делать это следует это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребёнка от переутомления. Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребёнок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Слайд 5

Этапы адаптации 2 этап – основной. Главная задача данного этапа – создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Воспитатель, узнавая ребёнка, со слов родителей, сможет найти подход к ребёнку значительно быстрее и точнее, а ребёнок в своё время начнёт доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психологической защиты. 3 этап – заключительный. Ребёнок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребёнка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие ребёнка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Слайд 6

Степени тяжести прохождения адаптации Лёгкая адаптация: временное нарушение сна ( нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита ( норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции ( капризы, замкнутость, агрессия, угнетённое состояние и т.д.); изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности ( приходит в норму за 20-30 дней); характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены ( нормализуются за 2-4 недели); заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца ( 2-3 недели нормативно). Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней; ориентировочная деятельность ( 20 дней); речевая активность ( 30-40 дней); эмоциональное состояние ( 30 дней); двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается.

Слайд 7

Степени тяжести прохождения адаптации 3. Тяжёлая адаптация ( от 2 до 6 месяцев): сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребёнка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита ( иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребёнок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться. Отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени ( ребёнок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжёлой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

Слайд 8

Факторы, влияющие на адаптацию детей Возраст ребёнка; Состояние здоровья; Уровень развития; Характеристика нервной системы; Умение общаться со взрослыми и сверстниками; Сформированность предметной и игровой деятельности; Приближённость домашнего режима к режиму детского сада.

Слайд 9

Значимость взаимодействия воспитателей и родителей в период в период адаптации детей. Важную роль в период адаптации играет взаимодействие педагогов и родителей. От их совместной работы выигрывают все стороны педагогического процесса. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее перемены в образе его жизни. Ещё до поступления малыша в группу, воспитателям следует установить контакт с семьёй. К сожалению, иногда возникают сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями, которые могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий с имеющим иногда своё место , недоверием родителей к воспитателю. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложиться на ребёнка.

Слайд 10

Формы работы детского сада с семьёй Беседы; Родительские собрания; Анкетирование; Выставки; Папки-передвижки; Наглядные формы педагогической пропаганды; Консультации; Укороченное пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода; Алгоритмы « Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», «Я умываюсь ».

Слайд 11

Рекомендации для родителей Игры и игрушки будут вызывать у ребёнка острый интерес. Любознательность и активность будут побуждать его ненадолго отлучаться от мамы для игры. При этом малыш иногда будет недалеко уходить от мамы, постоянно возвращаться за эмоциональной «подпиткой». Сначала проявления самостоятельности будут очень не долговременны, но постепенно малыш будет всё дальше отходить от мамы, добровольно принимать участие в играх с воспитателем, с другими детьми. Важно избегать обсуждения при ребёнке волнующих проблем, связанных с детским садом. Необходимо подчеркивать, что ребёнок по-прежнему дорог и любим. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада , расположит ребёнка к общению с ними.

Слайд 12

Признаки успешной адаптации Соблюдение вышесказанных условий приводит к успешной адаптации ребёнка, признаками которой являются: Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне; Хороший аппетит; Нормальное поведение. Дома ведёт себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает; Нормальное настроение; Легко просыпается по утрам; Есть желание идти в детский сад.

Слайд 13

Признаки дизадаптации Несоблюдение рекомендаций может привести к: Нарушению сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встаёт по ночам на горшок; Нарушению аппетита. Отказывается от еды, ест мало, жалуется на боли в животе; Появлению вялости, капризности; Появлению агрессивности, часто меняется настроение; Ребёнок будет чаще болеть.

Слайд 14

Принципы построения взаимодействия с родителями и его основная цель Принципы построения взаимодействия с родителями: Общение на основе диалога; Открытость; Искренность в общении; Отказ от критики и оценки партнёра по общению. Основная цель для всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Слайд 15

Этапы работы с родителями Информирование о проблемах адаптации. Объяснение целей и задач своей работы. Составление семейного анамнеза ( сбор сведений о ребёнке и его семье). Установление доверительных отношений между сотрудниками ДОУ и родителями. Процесс адаптации ребёнка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьёй.

Слайд 16

Рекомендации для родителей Необходимо провести первое знакомство родителей и ребёнка с ДОУ; родителям вместе с ребёнком прийти на детский праздник; проконсультироваться у психолога; посетить занятия; пройти с экскурсией по ДОУ; посетить «День открытых дверей». Родителям желательно познакомиться с группой, куда будет ходить ребёнок, с сотрудниками, работающими там. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычкы , в том числе и вредные ( например, если ребёнок сосёт палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о «особых» привычках ребёнка, если таковые имеются. Необходимо тренировать у ребёнка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада

Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....

Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»

Тематичессский контроль по теме:  «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...

Консультация для воспитателей "Адаптация детей к условиям детского сада"

Понятие "адаптации", особенности привыкания, причины тяжелой адаптации, сроки адаптации, фазы адаптационного процесса, эмоциональный портрет впервые поступившего в детский сад ребенка. Памят...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Адаптация детей в условиях детского сада (консультация для родителей)

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся ж...