"Дидактические игры на развитие ЭМП у детей старшего дошкольного возраста"
занимательные факты

Кулакова Елена Юрьевна

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. В математике важным является не качество предметов, а их количество. Операции собственно с числами на первых порах трудны и не совсем понятны ребенку. Тем не менее, вы можете учить детей счету на конкретных предметах. Ребенок понимает, что игрушки, фрукты, предметы можно сосчитать. Известно, что выполнение мелкой домашней работы очень нравится ребенку. Поэтому вы можете обучать ребенка счету во время совместной домашней работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx33.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Малоархангельского района

«Детский сад общеразвивающего вида №1 г. Малоархангельска»

Дидактические игры

на развитие ЭМП у детей

старшего дошкольного возраста

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=504x10000:format=png/path/s7740ddfca2aa283f/image/i57253870402cfbd9/version/1478761489/image.png

Кулакова Е.Ю.,

 воспитатель первой квалификационной категории

г. Малоархангельск, 2022

Д/и «Незнайка в лесу»

 

Воспитатель. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает: «Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет под веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.

 

 

Д/и «Где мячик?»

 

Материал. Лист бумаги с нарисованной сеткой, «мячик» (кружочек). Ход игры. - Покатился мячик в самую середину листа. Положите туда «мячик» (кружочек).

- Покатился «мячик» на один квадрат вверх. Где теперь «мячик»?

 

- Потом он покатился на один квадрат вправо. Где теперь «мячик»? (На один квадрат вниз и на один влево и т. п.)

Воспитатель диктует, дети передвигают «мячик». Более сложный вариант игры – следить глазами и лишь в конце указать местонахождение «мячика». Побеждает тот, кто правильно назовет, где лежит мячик.

 

Д/и «Угадай, где звенит колокольчик»

 

Воспитатель вызывает ребенка и звонит возле него в колокольчик, затем предлагает ему закрыть глаза и определить на слух, где звенит колокольчик: впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

 

Д/и «Динамические картинки»

 

Материал. Фланелеграф, картинки.

 Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляется елка. К доске выходят по желанию 9 человек. Каждый получает свою картинку: березку, кустик, грибок, зайца, белку, ворону, лису, ежа, домик. Воспитатель вводит детей в игровую ситуацию:

– Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Назначается ведущий, по заданию которого дети располагают свои картинки:

Березка справа от елки. Ворона под елкой.

Заяц слева от елки. Лиса идет к елке.

Куст перед елкой. Ежик идет от елки.

Грибок под елкой. Домик за елкой.

Белка на елке.

В менее подготовленных группах роль ведущего может выполнять воспитатель. Если позволит время, в создание картинки можно включить и остальных детей:

– Изменим положение вещей: пусть белка будет слева от березки, а кустик – справа от нее.

 

Д/и «Запрещенное движение»

 

Воспитатель предлагает выполнить движения, называя различное положение рук, при этом дети должны быть внимательны и не выполнять «запрещенное движение». Например, «руки вверх». Ребенок, допустивший ошибку, выходит из игры.

 

Д/и «Встань, как я скажу»

 

Воспитатель сообщает детям о том, что они будут учиться находить место, которое он укажет, и называть свое место среди других детей. Он по очереди вызывает ребят и указывает, где они должны стоять: Наташа, встань впереди меня! Алеша, встань впереди Наташи! Кирилл, встань сзади Наташи! Олег, встань позади меня! Никита, встань между Олегом и Наташей! и т. д. Всего вызывает 5-6 детей. В заключении каждому ребенку воспитатель предлагает назвать, где он стоит. Если дети затрудняются, педагог дает образец: «Я стою сзади Наташи и впереди Олега».

 

 

Д/и «Угадай, что придумали взрослые?»

 

Ход игры. Воспитатель говорит: «Взрослые придумали очень много знаков, чтобы водителям было удобно и безопасно ездить по дорогам. Угадайте, какой знак придумали взрослые, чтобы шофер понял, что недалеко от дороги есть столовая? Какой знак подскажет шоферу, что недалеко находится врач (медпункт, что здесь можно починить машину или заправиться бензином, если он в пути кончился?» Можно вспомнить какие знаки размещают на дороге, чтобы оповестить шофера о том, что близко школа, и чтобы он вел машину осторожнее и был внимательнее; о том, что на дорогу могут выйти животные из леса; какие знаки предупреждают о возможных опасностях в пути – крутой поворот, близость железной дороги и т. п.

              Нужно дать ребенку пофантазировать и предупредить о том, что машина обычно мчится быстро и поэтому изображение знака состоит лишь из 1 – 2 предметов. Если ребенок не сразу отгадал значение того или иного знака, предложить ему немного подумать, а потом можно и подсказать. Рассказать ребенку, что подобными знаками пользуются все шоферы и в нашем городе, и во всей стране, и даже в других странах. После подобной игры – беседы дети будут обращать внимание на дорожные знаки, попадающие на пути, и стараться отгадывать их значения.

 

Д/и «Веселые человечки»

Материал. Картинки с изображением детей в разных позах, карточки со схематическим изображение детей, счетные палочки.

 Задание:

1)К каждому человечку найти соответствующую схему.

 2)К каждой картинке выложить схему из палочек.

 

Д/и «Расскажи, где, что (кто) находится?»

 

Материал. Картинки с изображением детской комнаты с игрушками.

Задание. На этой картине изображена детская комната Алеши. В ней много разных предметов и игрушек. Расскажи о том, где находится каждый предмет. Используй слова – предлоги и наречия на, под, перед, вверху, внизу, слева, справа и др. Если ребенок затрудняется определить местонахождение предмета, помогите ему наводящими вопросами.

 

Д/и «Сравни два плана комнаты»

 

Материал. Рисунок с изображением комнаты, два плана комнаты.

Задание. Посмотри на рисунок комнаты. А теперь сравни два плана комнаты. Какой из них верный?

 

Д/и «Игра с обручами»

Материал. Три разноцветных обруча, набор кубиков.

На полу располагаются три разноцветных обруча – красный, желтый и зеленый – так, что все они попарно пересекаются.

 Воспитатель говорит:

- Положите красный кубик так, чтобы он был внутри красного обруча, но снаружи желтого и зеленого.

- Положите желтый кубик так, чтобы он был внутри желтого обруча, но снаружи зеленого и красного.

- Положите зеленый кубик так, чтобы он был внутри зеленого обруча, но снаружи желтого и красного.

- Какие кубики находятся вне красного обруча, вне желтого обруча, вне зеленого обруча?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме

1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить с...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...