Консультация для родителей "Особенности периода младшего школьного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Кульчицкая Ольга Александровна

Консультация для родителей будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_perioda_mladshego_shkolnogo_vozrasta.docx15.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности периода младшего школьного возраста».

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребёнка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются с 6 – 7 до 10 – 11 лет. На этапе младшего школьного возраста, ребёнок переживает кризис 7 лет.

Кризис 7 лет представляет собой внутренние изменения ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях и изменениях социальных взаимоотношений личности ребёнка и окружающих людей.

Основная особенность периода младшего школьного возраста заключается в том, что ребёнок становится «общественным» субъектом, приобретает роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений.

Период младшего школьного возраста характеризуется совершенствованием высшей нервной деятельности, развитием психических функций ребёнка. Этот период занимает особое место в психологии, потому что обучение в школе является качественно новым этапом психологического развития личности. Учебная деятельность начинает приобретать большое значение для младшего школьника. Успехи в учебе способствуют формированию его адекватной самооценки, а неудачи в ведущей на данном этапе учебной деятельности зачастую приводят к формированию комплексов неполноценности или развитию синдрома хронической неуспеваемости.

С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно – психическое развитие ребёнка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Мальчики отстают от девочек в развитии на 1 – 1,5 года. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается самая высокая двигательная активность по сравнению с другими периодами; развивается мелкая и крупная моторика.

Интенсивное развитие нервно – психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия, сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой.

Одно из самых сильных изменений в младшем школьном возрасте происходит в познавательной сфере ребёнка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. В области восприятия ребёнка происходит переход от непроизвольного восприятия ребёнка – дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. В 2 раза увеличивается его объём и повышается устойчивость, концентрация, переключение и распределение.

Учебная деятельность способствует развитию воли. Существенные изменения наблюдаются в области мышления, которое в младшем школьном возрасте приобретает абстрактный и обобщенный характер.

К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся:

- доверчивое подчинение авторитету;

- повышенная восприимчивость;

- внимательность.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию.

В младшем школьном возрасте интенсивно развивается самосознание ребенка. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознаёт себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребёнка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются поначалу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п.)

Знание и учет особенностей периода младшего школьного возраста очень важно для правильного и успешного воспитания и обучения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей . "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста".

Простые комплексы упражнений, которые без труда могут освоить родители, и выполнять их вместе с детьми.Упражнения интересны по содержанию, так как включают в себя разнообразные предметы и игрушки....

Кризис 7 лет - это переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту.

При  переходе  от  дошкольного  к  школьному  возрасту,  ребенок  резко  меняется  и  становится  более  трудным  в  воспитат...

"Физическое развитие детей младшего школьного возраста" Консультация для родителей

Одним из важных средств физического воспитания детей дошкольного возраста является игра. Именно она способствует разностороннему развитию ребенка. Разнообразные действия детей во время игры эффективно...

Консультация "Игры с детьми в младшем школьном возрасте дома"

В какие иры и как необходимо играть с ребёнком дома в младшем школьном возрасте....

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...