Консультация "Прогулка с детьми и наблюдение за птицами"
консультация (младшая группа)

Старкова Ольга Павлиновна

Приобщая ребёнка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, побуждает интерес и желание познавать природное окружение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_za_ptitsami.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Прогулки с детьми и наблюдение за птицами»

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Маленькие дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе, городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, побуждает интерес и желание познавать природное окружение, вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показать уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранить, уважительно и бережно с ней обходится. Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных(неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребенка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничего иное, как психическое здоровье, которое укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья ребенка.

Очень важно, чтобы взрослый, гуляющий с ребенком, помнил, какими приемами, способами он должен приобщать малыша к тайным природы. Прежде всего следует обратить внимание малыша на то или иное явление, дать возможность его заметить, рассмотреть и почувствовать, а уже потом рассказать про него, пояснять, сообщать. Маленький ребенок с трудом воспринимает слава, а тем более пространную речь взрослого. Слова – это абстракция, звукосочетание; чтобы они были понятны, за ними должен стоять знакомый образец. Именно поэтому взрослый не спешит с пояснениями, а дает возможность понаблюдать за природными явлениями, при этом для его восприятия включает разные сенсорные каналы ребенка – предлагает ему не только смотреть, но и слушать, нюхать, трогать, гладить и пр. При этом не следует спешить – ребенок почувствует любое явление, если взрослый четко задает вопросы, делает паузы, еще и еще раз предлагает понаблюдать за ним. Такое неспешное общение с природой окажет большее влияние на развитие ребенка, чем обильный поток словесной информации.

В любом возрасте можно и нужно привлекать внимание детей к объектам живой природы. Шумное чириканье воробьев означает, что действительно наступила весна и возврата зимы уже не будет. Наблюдения за весенним поведением птиц- интереснейшее занятие, только взрослый должен вовремя обращать внимание ребенка на происходящие события. Птицы разбиваются на пары и выбирают место для гнезда. Вороны подправляют свои старые гнезда, носят в клювах прутья, палки, громким карканьем отгоняют от своей территории чужаков. Воробьи устраивают гнезда в каких-нибудь щелях, под крышами. Строение воробья трудно даже назвать гнездом, потому что это- несколько слабо скрепленных веточек, травинок – воробей никудышный строитель. Тем не менее можно увидеть, как воробьи подбирают на земле палочки, летят с ними к месту гнездования. Примерно также ведут себя и голуби, они такие же плохие строители – свои простенькие гнезда устраивают на выступах или в углублениях стен.

Когда самочки сядут на яйца для высиживания, самцы начинают их кормить,- можно увидеть, как они несут в клювах какой-нибудь корм. Во всех случаях, если взрослый заметит такое поведение пернатых, он предлагает ребенку проследить, куда птица летит, что несет в клюве, и подумать, что это означает. В дальнейшем, когда выведутся птенцы, и оба родителя начнут выкармливать их насекомыми, такие полеты можно наблюдать чаще, ребенок сможет сам заметить интересное поведение птиц.

Замечательные наблюдения могут получится вблизи скворечника, гнезда ласточки, рядом с грачевником. Взрослый учит ребенка вести себя тихо, сосредоточится: чтобы заметить что-то необычное нужно иметь терпение. Ожидание будет вознаграждено: ребенок увидит, как скворцы втаскивают строительный материал или корм в домик, как скворчиха сортирует корм для птенцов, выбрасывает жестких жуков, как ласточка ловко влетает в гнездо-норку.

За городом привлекает внимание грачевник – колония грачей, которая разместилась на деревьях, близко друг к другу устраивая свои гнезда. В этом месте стоит шум и гвалт, отчетливо видно, что делают птицы: черные крупные грачи хорошо видны на фоне неба и почти голых деревьев.

Наблюдение за птицами продолжаются всю весну. Особенно интересны они, когда подросшие птенцы-слетки начинают покидать гнездо: крупные, толстенькие, но еще желторотые и неуклюжие птенцы начинают осваивать пространство вокруг гнезда. Для родителей –это самое беспокойное время: они продолжают кормить птенцов, учат их летать и отыскивать корм, одновременно стараются обеспечить безопасность. Проще всего наблюдать за воробьями: семья стайкой кочует по гнездам, садится на кустарники, взлетают на нижние ветки деревьев. При этом, если ребенок ведет себя спокойно, можно увидеть, как воробьиха то одному, то другому кладет найденные зернышки. Иногда можно заметить, как с воздуха такую стайку отслеживает ворона или по земле крадется кошка. Молодых птенцов подстерегает много опасностей, поэтому оба родителя проявляют бдительность, храбро защищают свое потомство.

Уже весной можно наблюдать некоторые интересные особенности поведения птиц, которые служат приметами к изменению погоды. Если воробьи купаются в пыли, значит надо ждать дождя, если они купаются в воде -будет потепление. Если разные птицы много кричат, в том числе вороны громко каркают, значит, будут осадки. Интересно наблюдать за полетом ласточек и стрижей – это прекрасные летуны, приспособленные кормиться в воздухе. Быстрый стремительный полет этих птиц привлекает взор наблюдателя, а им дает возможность хватать насекомых на лету. По ним можно также судить о предстоящих изменениях погоды: если они летают высоко, значит, дождя не будет, если же низко – скоро будут осадки.

Весенние прогулки в лес дают возможность наслаждаться не только молодой порослью, нежной зеленью и первыми цветами. Всю весну и самое начало лета по лесу разносятся птичьи трели. Это время, когда повсюду можно услышать «росчерк» зяблика, треньканье синицы, задорную трель дятла и милое «ку-ку». Особое наслаждение вечерами или ранним утром доставляет пение соловья, его можно услышать даже на окраинах больших городов. Поют главным образом самцы, а самочки сидят на гнездах; поют они да тех пор, пока не вылупятся птенцы, затем начинается тяжелая работа – выкармливание потомства – и родителям уже не до пения. Развития наблюдательности у детей серьезный интерес к природе и радость общения с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка с детьми средней группы «Наблюдение за птицами»

Цель: Формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах (узнавать птицу, называть части её тела) ....

Наблюдения за растениями и животными (цикл наблюдений за птицей, за мать-и-мачехой).

Материал включает в себя цикл занятий, состоящих из наблюдений (за птицей и мать-и-мачехой). Материал будет полезен при планировании наблюдений на прогулке....

Наблюдения за птицами на прогулке с детьми

Рекомендации для родителей...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей познавательное и физическое развитие на прогулке: «Наблюдение за птицами (голуби)»

Конспект НОД "Наблюдение за птицами" на прогулке разработан, чтобы расширить знания детей о птицах. Развивать интерес к окружающему миру, любовь к животным....