О профилактике речевых нарушений у дошкольников
статья

Аксенова Марина Михайловна

О профилактике речевых нарушений у дошкольников.

     Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Одним из важнейших направлений преодоления имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений? Среди последних можно выделить:

• ухудшение экологической обстановки;

• увеличение числа патологий беременности;

• увеличение количества родовых травм;

• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

• различные социальные причины, в том числе, не качественная речевая среда и недостаток внимания от родителей.

Все перечисленные факторы понятны и часть из них уже предотвратить невозможно, но, такой фактор, как неправильное речевое окружение и воспитание, которое так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи, можно минимизировать. Маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, если взрослые не проговаривают свои слова в адрес ребенка четко и размеренно. У малыша формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков, а это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи, а затем и сложности в обучении в школе- ошибки на письме, невозможность пересказать услышанное, описать увиденное, проблемы со счетом, понижение самооценки, уверенности в себе и т.д. 

Дефекты речи в той или иной степени могут отразиться на деятельности и поведении ребенка, а значит и на становлении его личности в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Система мероприятий включает следующие задачи:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие просодической стороны речи;

- сенсорное воспитание;

- формирование звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматических компонентов речевой системы;

- обучение элементам грамоты.

С целью профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста, в нашем детском саду проводятся занятия, где используются словесные, подвижные, развивающие игры и упражнения, народный фольклор, артикуляционные и пальчиковые игры и упражнения, игры на развитие просодической стороны речи и сенсомоторных навыков. Малыши большую часть времени проводят в игре, через которую знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения.  Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Что же можете сделать Вы, уважаемые родители, для своих малышей?

Ежедневно выполнять комплекс несложных упражнений!

Комплекс состоит из следующих пунктов:

1)    Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это упражнения для развития мышц губ, щек, челюстей, языка, губ, неба:

 Гимнастика для губ и щек:

• Надувание обеих щек одновременно.

• Надувание щек попеременно.

• Втягивание щек в ротовую полость.

• Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов – Трубочка: губы вытягиваются вперед как хоботок. Можно добавить звуки «И-У».

• Вибрация губ (фырканье лошади).

Гимнастика для челюстей:

• Опускание и поднимание нижней челюсти.

• Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
          Гимнастика для языка.

1. «Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

2. «Качели» Рот открыть. Язык потянуть к носу, затем к подбородку. Следить чтобы нижняя челюсть не «помогала» языку.

3. «Лошадка»  Цокать как лошадка, звонко и громко. Можно добавить артикуляцию звуков «А-О»

4. «Кошка пьет»  Лакаем из блюдца как кошечка.

5. «Чистая посуда» Испачкать блюдце вкусным вареньем или сгущенным молоком и предложить малышу облизать блюдце дочиста. (Можно устраивать соревнования между детьми!)

2) Дыхательная гимнастика - упражнения, развивающие правильный речевой выдох у ребенка. Упражнения на выбор:

1.     «Покатай мишку»- ребенок лежит на спине, на живот ниже грудной клетки усаживается любимый плюшевый мишка. Малыш должен на вдохе надуть животик так, чтобы мишка поднялся, а на выдохе сдуть животик так, чтобы он опустился. Упражнение выполняется 3-5 раз в хорошо проветренном помещении и при отсутствии в анамнезе астмы.

2.     «Пена» - в стакан с водой капнуть мыла и выдувыть через соломинку пену.

3.      «Прогоняем облака» - на нос ребенку уложить кусочек ваты или бумаги. Нужно слегка приподнять голову, высунуть язык кверху и из такого положения сдуть ватку с носа. Игра очень веселая и полезная!

Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.

 3). Пальчиковые игры:

 МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

 

Аксенова Марина  Михайловна

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

МБДОУ дс № 9 г. Бердск

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_rechevyh_narusheniy.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

МБДОУ дс № 9

Стендовая консультация для родителей

На тему:

Профилактика речевых нарушений у дошкольников.

Подготовила

Учитель-логопед

Аксенова Марина

 Михайловна

Бердск, 2021 г

О профилактике речевых нарушений у дошкольников.

     Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи.

Одним из важнейших направлений преодоления имеющихся нарушений речи у детей является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Каковы же причины возникновения речевых нарушений? Среди последних можно выделить:

• ухудшение экологической обстановки;

• увеличение числа патологий беременности;

• увеличение количества родовых травм;

• ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

• различные социальные причины, в том числе, не качественная речевая среда и недостаток внимания от родителей.

Все перечисленные факторы понятны и часть из них уже предотвратить невозможно, но, такой фактор, как неправильное речевое окружение и воспитание, которое так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи, можно минимизировать. Маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, если взрослые не проговаривают свои слова в адрес ребенка четко и размеренно. У малыша формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков, а это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи, а затем и сложности в обучении в школе- ошибки на письме, невозможность пересказать услышанное, описать увиденное, проблемы со счетом, понижение самооценки, уверенности в себе и т.д. 

Дефекты речи в той или иной степени могут отразиться на деятельности и поведении ребенка, а значит и на становлении его личности в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

Система мероприятий включает следующие задачи:

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие просодической стороны речи;

- сенсорное воспитание;

- формирование звукопроизношения;

- формирование лексико-грамматических компонентов речевой системы;

- обучение элементам грамоты.

С целью профилактики речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста, в нашем детском саду проводятся занятия, где используются словесные, подвижные, развивающие игры и упражнения, народный фольклор, артикуляционные и пальчиковые игры и упражнения, игры на развитие просодической стороны речи и сенсомоторных навыков. Малыши большую часть времени проводят в игре, через которую знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения.  Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Что же можете сделать Вы, уважаемые родители, для своих малышей?

Ежедневно выполнять комплекс несложных упражнений!

Комплекс состоит из следующих пунктов:

  1. Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это упражнения для развития мышц губ, щек, челюстей, языка, губ, неба:

 

Гимнастика для губ и щек:

• Надувание обеих щек одновременно.

• Надувание щек попеременно.

• Втягивание щек в ротовую полость.

• Улыбка: губы растягиваются в стороны, плотно прижимаются к деснам, обнажаются оба ряда зубов – Трубочка: губы вытягиваются вперед как хоботок. Можно добавить звуки «И-У».

• Вибрация губ (фырканье лошади).

Гимнастика для челюстей:

• Опускание и поднимание нижней челюсти.

• Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.
         
Гимнастика для языка. 

1. «Часики» Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

2. «Качели» Рот открыть. Язык потянуть к носу, затем к подбородку. Следить чтобы нижняя челюсть не «помогала» языку.

3. «Лошадка»  Цокать как лошадка, звонко и громко. Можно добавить артикуляцию звуков «А-О»

4. «Кошка пьет»  Лакаем из блюдца как кошечка.

5. «Чистая посуда» Испачкать блюдце вкусным вареньем или сгущенным молоком и предложить малышу облизать блюдце дочиста. (Можно устраивать соревнования между детьми!)

2) Дыхательная гимнастика - упражнения, развивающие правильный речевой выдох у ребенка. Упражнения на выбор:

  1. «Покатай мишку»- ребенок лежит на спине, на живот ниже грудной клетки усаживается любимый плюшевый мишка. Малыш должен на вдохе надуть животик так, чтобы мишка поднялся, а на выдохе сдуть животик так, чтобы он опустился. Упражнение выполняется 3-5 раз в хорошо проветренном помещении и при отсутствии в анамнезе астмы.
  2. «Пена» - в стакан с водой капнуть мыла и выдувыть через соломинку пену.
  3.  «Прогоняем облака» - на нос ребенку уложить кусочек ваты или бумаги. Нужно слегка приподнять голову, высунуть язык кверху и из такого положения сдуть ватку с носа. Игра очень веселая и полезная!

Проводить гимнастику следует по 3-5 минут несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом.

 3). Пальчиковые игры:

 МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Удачи Вам в выполнении упражнений! Ваш логопед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции и профилактики речевых нарушений у дошкольников путем нетрадиционных методов и приемов.

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов: пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимн...

профилактика речевых нарушений у дошкольников

Что такое речь, методы работы дошкольного учреждения по профилактике речевых нарушений у детей...

СИСТЕМА ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Профилактика речевых нарушений у дошкольников ДОУ в рамках ПРОЕКТА "Мы здоровая семья - папа, мама, брат и Я!"

Вашему вниманию представлен материал проекта по взаимодействию специалистов в рамках логопункта ДОУ....

Доклад на тему: "Профилактика речевых нарушений у дошкольников"

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...

Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников

Для профилактики нарушений речи  мы  используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....