Консультация для родителей "Формы работы по развитию мелкой моторики рук"
консультация (младшая группа)

Финогенова Ольга Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК»

Развитие мелкой моторики позволяет ребенку лучше освоить и контролировать движение своих пальчиков, помогает научиться: раньше самостоятельно завязывать шнурки, пользоваться столовыми приборами и выполнять множество разнообразных задач требующих особой концентрации на мелких деталях. Так же в дальнейшем это поспособствует более легкому обращению с ручкой и обучению письму.

Многие специалисты утверждают, что занятия пальчиковой гимнастикой с маленькими детками, способствует более раннему развитию речевого аппарата и тренировки памяти у малыша. Результат усугубляют считалочки, произносимые во время проведения гимнастики.

Нельзя упускать из виду и положительное влияние такой гимнастики на психику ребенка. Но успешное выполнение любых задач положительно влияет на самооценку ребенка с самого раннего возраста. У ребенка, который имеет значительные успехи в развитии, повышается самооценка, что в свою очередь позволяет проще находить общий язык с другими детками, предоставляя возможность с самого детства, учится находиться в социуме.

Традиционные формы:

самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

игры с пальчиками с речевым сопровождением;

пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

Нетрадиционные формы:

самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

игры с пальчиками с использованием разнообразного материала (бросовый, природный, хозяйственно-бытовой).

Игровые упражнения:

«Котенок кусается» (бельевые прищепки);

«Забавные узелки» (веревка с узелками);

«В зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее, лист бумаги в клетку 2 х 2);

«Лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);

«Фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок); игры с мячом (мяч-прыгун);

«Рисуем пальчиками»;

«Волшебные превращения веревочки»;

«Рассказываем стихи руками».

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, при котором с помощью карандаша, грецкого ореха, осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (наполненные солью, мукой, мелкими камешками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру. Это «Пальчики-лыжники», «Пальчики-фокусники», «Пальчики гуляют по зоопарку».

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ РУК - ВАЖНЫЙ ФАКТОР
РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА»

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша. Формирование речевых областей в головном мозге завершается в основном к двухлетнему возрасту, а совершенствование их продолжается еще в течение нескольких лет. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И ребенок с самого начала инстинктивно стремится это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися ему предметами именно с помощью рук.

Задача взрослых - помочь малышу начать полноценно использовать возможности его ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно ребенка с проблемами здоровья.

Через тактильные ощущения руки и попытки раздражения нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться эмоционально-положительной реакции, на те, манипулятивные действия, которые проводятся с его руками, у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Так же вызываются первые голосовые реакции и звукоподражания детей.

Важным моментом является привлечение родителей к активной деятельности по выполнению рекомендаций и заданий в домашних условиях. Так, обученные конкретным игровым приемам по развитию моторики рук и методам их реализации в самостоятельной деятельности ребенка, они могут вести непрерывную работу по развитию своего малыша.

Одновременно осуществляется эмоционально-положительный контакт членов семьи, что также влияет на эффективность развивающих мероприятий. Родители начинают лучше понимать проблемы своего ребенка. Осознание того, что они могут оказать реальную помощь и конкретными действиями способствовать развитию малыша, укрепляют их веру в себя.

Начинать нужно с эмоционально-положительных игр и потешек, с помощью которых устанавливается ясный контакт с малышом. Затем нужно вызвать у него непроизвольное желание подражать действиям взрослого, а позже — простым звукоподражаниям и словам.

По мере роста малыша и овладения им первыми играми- потешками, ему даются все более усложняющиеся пальчиковые игры. В этих играх должны участвовать все пять пальчиков и желательно ладошки, на поверхности которых находится много нервных окончаний. Это и будет способствовать активизации деятельности речевых областей головного мозга и развитию собственно речи ребенка.

Параллельно необходимо поощрение родителями всякой деятельности ребенка, направленной на развитие тонких движений пальцев рук. Начиная с исследования и ощупывания крупных предметов, нужно постепенно предлагать ему для ознакомления все более мелкие. В совместных действиях, сопровождающихся доступной для ребенка речью взрослого, достигаются неоценимые результаты по вызыванию речевой активности.

Одновременно желательно проводить массаж кистей рук и пассивную пальчиковую гимнастику. Упражнения должны быть направлены на попеременное сжатие, растяжение и расслабление мышц кисти. Объем движений должен увеличиваться постепенно, не вызывая у ребенка неприятных и болевых ощущений. Вовлекать в процесс необходимо все пять пальцев руки, так как у каждого из них свой коэффициент полезного действия для развития двигательной области коры головного мозга и соответственно речевой деятельности. Используются изолированные движения каждого пальчика.

Таким образом, чем раньше родители начнут уделять внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.

Примеры пальчиковых игр с речевым сопровождением:

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов: «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Шалун

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
 На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

 Детки

Раз-два-три-четыре-пять! 
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные...
 Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

 Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!» 
В детский сад идти пора!
 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Здравствуй

Здравствуй, солнце золотое! 
Здравствуй, небо голубое! 
Здравствуй, вольный ветерок, 
Здравствуй, маленький дубок! 
Мы живем в одном краю — 
Всех я вас приветствую!
 Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

(во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков)

Покрутили,

(так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их)

Потянули,

(на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно)

И открыли,

(отпустив ручки, разводите их широко в стороны)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Консультация - Семинар «Роль родителей в организации работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через упражнения по подготовке руки к письму»

Подготовка к письму – один из сложных этапов подготовки к школе.Письмо — сложный процесс, который требует совместной работы мышц кисти, всей руки, координации движений всего тела. Не каждый взрослый у...

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"

Консультация для воспитателей "Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей"...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

Консультация для педагогов и родителей. " Игры с массажным мячом, как один из методов работы для развития мелкой моторики рук и речи детей с ДЦП."

В материале даются рекомендации по использованию массажного мяча  "Су-джок" в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...