Формирование детской библиотечки. Детская библиотечка в семье.
материал (младшая группа)

Прейс Татьяна Олеговна

Формирование детской библиотечки. Детская библиотечка в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_u_detey_interesa_k_knige.docx716.04 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила Прейс Т.О.

Формирование детской библиотечки. Детская библиотечка в семье.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0011/000c2188-43408b3f/hello_html_m6e0d87ce.png

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». 

Работа воспитателя по воспитанию у детей интереса к книге может принести пользу только в том случае, если она продолжается в семье.

https://mamsik.net/images/sampledata/navik-chtenia2.jpg

Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.  

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов, рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин!

Ведь не секрет, что чтение – это процесс творческий, а читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей.

То есть должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепт» составления домашней детской библиотеки?

Естественно, единственно верного, единого для всех списка необходимых дома книг, который бы гарантировал формирование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, все-таки существуют. Их источники – родительские установки на воспитание в подрастающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знания о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его представление об окружающем мире. Итак, стремление родителей воспитать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать у него правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо» определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки писателей ХIХ столетия: К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Даля. Рассказы, созданные детскими русскими писателями ХХ века В Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности – они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности. Эти качества не потеряли ценности, а в нашей домашней, семейной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

Для ребят постарше (примерно 5-6 лет) можно предложить басни И. А. Крылова, правда, чтение требует серьезного отношения родителей к содержанию басен: язык басен очень сложен, да и мораль не всегда понятна ребенку, так как моральные и нравственные нормы только складываются у малышей.

Стремление развить в ребенке познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова и другие) или микроскопических существ (например, «Петька- микроб» Г. Остера).

Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей является игра.

Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относиться к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки – игровую, «потешную» - это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака и С. Михалкова. Шуточные, озорные стихи и рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия.

Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внимательном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле. Таковы «три кита» современной домашней библиотеки: книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

https://i03.fotocdn.net/s124/dca462c9adfc3836/public_pin_l/2824789626.jpg

Для круга домашнего чтения рекомендуем следующий список литературы:

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов «О маленьких для больших»«Шалуны и ротозеи»«Дети».

Аксаков С. Т. Детские годы Багрова – внука, Аленький цветочек.

Андерсен Г.Х. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Бажов П. П. Книга сказок «Малахитовая шкатулка». Уральские сказки.

Белов В. Рассказы для детей.

Вагнер Н. П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А. М. Волшебник Изумрудного города и другие.

Гайдара. П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка.

Даль В. Словарь пословиц русского народа.

Ершов П. П. Конек – Горбунок.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Лондон Д. Белый клык.

Мало Т. Без семьи

Толстой Л. Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Френк Баум. Мудрец из страны Оз.

Шварц Е. Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка.

Шим Э. Ю. Рассказы и сказки.

https://drasler.ru/wp-content/uploads/2019/05/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8E%D1%82-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D1%83-013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование партнерских взаимоотношений детского сада и семьи.

Даны рекомендации по взаимоотношению детского сада и семьи в соответствии с ФГОС. Приведены примеры нетрадиционных форм работы с родителями....

«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи

Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...

Методическая разработка «Мои любимые книжки». Взаимодействие семьи, детского сада, детской библиотеки по формированию у детей – дошкольников интереса к чтению книг.

Опыт многих поколений свидетельствует, что чем раньше у ребенка будет сформирован интерес к чтению книг, тем быстрее будет происходить формирование человека – личности с высоким творческим и инт...

Статья. Родителям о правилах детского сада и правах педагога.Семья и детский сад - шаги навстречу .

Это статья поможет воспитателям провести первое родительское собрание.  Какие шаги нужно сделать навстречу друг другу для того, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду ...

"Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада"

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Одной из приоритетных задач педагогов ДОУ и родителей дошкольников является формирование и развитие правильн...

«Формирование партнерских отношений «Детский сад - семья»

laquo;Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля»...

Консультация для педагогов Тема: «Формирование партнерских отношений «Детский сад – семья»»

АктуальностьВ соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаи...