Психолог в детском саду
консультация

Акулова Анастасия Сергеевна

От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholog_v_detskom_sadu.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Психолог в детском саду

http://testoteka.narod.ru/0.pngОсновной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Основными видами деятельности детского психолога являются:

  • психологическое просвещение,
  • психологическая профилактика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая диагностика,
  • психологическая коррекция.

http://testoteka.narod.ru/0.pngПод психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.
http://testoteka.narod.ru/0.pngПсихологическая профилактика - мало разработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
http://testoteka.narod.ru/0.pngСпецифика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования - максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
http://testoteka.narod.ru/0.pngВ обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает психодиагностика. Задача психологической диагностики - дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям.

Набор методик психодиагностики

исследование памяти

  "Заучивание 10 слов" (А.Р. Лурия) 

  Методика изучения опосредованного запоминания (А. Н. Леонтьев)

  Методика "Пробы на запоминание слов" (Модификация В. Г. Каменской и С. В. Зверевой)

  Методика "Матрица" 6-7 лет (Каменская В. Г., Зверева С. В., 2004).

изучение внимания

  "Запомни и расставь точки" (4-6 лет) 

  Методика "Найди отличия"

  "Шифровка" (Корректурная проба Д. Векслера)

оценка уровня восприятия

  "Эталоны" (5-7 лет) 

  Методика Оценки зрительного восприятия

  Методика Оценки слухового восприятия

изучение мышления

  "Кому чего недостает?" (3-4 года) 

  "Что здесь лишнее" (4-5 лет) 

  "Вырежи фигуры" (4-5 лет) 

  "Пройди через лабиринт" (4-5 лет) 

  Построение "заборчика" 

  Методика "доска Сегена" (с 3 лет)

  Методика "последовательность событий" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

  Методика "складывание разрезных фигур и картинок"

  Методика "Классификация"

  Методика "Определение умственной работоспособности" (для детей, поступающих в школу)

диагностика свойств личности и психических состояний

  Детский апперцептивный тест (CAT)

  Изучение типа темперамента ребенка (Анкета Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко, в модификации С. В. Зверевой)

  Определение направленности интересов и способностей ребенка (Анкета для родителей)

  Исследование креативности дошкольника

  Методика Выявления психической депривации

  Нестандартизированная оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка Й. Шванцара

  Вопросник "Признаки психического напряжения и невротических тенденций"

  Опросник страхов А. И. Захарова

  "Лесенка" 

  "Человек под дождем" 

  Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"

оценка биологической зрелости и физического здоровья

  Методы определения физического развития и физической работоспособности (с 2 лет)

  Теппинг-тест (Определение уровня зрелости нервных процессов)

  Диагностика психомоторного развития детей (с 4 лет)

http://testoteka.narod.ru/0.pngКаждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется заведующему детским садом, по профессиональной - психологическому Центру, где работают специалисты-психологи. У него свободный график работы, он сам составляет свой план работы, соотнося его с планом работы воспитателей.
http://testoteka.narod.ru/0.pngРабочий день психолога длится 6 часов и может, например, чередоваться через день - работа с 8.00 до 14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологии в детском саду

Из опыта работы с детьми, родителями, педагогами...

Презентация "Использование здоровьеформирующих технологий в работе педагога-психолога в детском саду для детей с нарушением зрения"

Презентация знакомит с использованием здоровьеформирующих техник педагогом-психологом  в работе с детьми со зрительной патологией....

Психолог в детском саду. Взаимодействие психолога с родителями

В презентации показаны разнообразные виды взаимодействия. От традиционных до инновационных....

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. «Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов»

Эта книга в первую очередь предназначена для психолога, который только начинает свою работу в детском саду....

Конкурс детских рисунков "Психолог в детском саду" 2023г.

С целью   популяризации деятельности педагога-психолога детских образовательных учреждениях и формирования у воспитанников сознательного отношения к личной психологической  безопасности...