Конспект родительского собрания в старшей группе «Умения трудиться»
план-конспект занятия (старшая группа)

Афанасьева Екатерина Васильевна

семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobranie.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

План родительского собрания на тему: «Умения трудиться»

Тема: «Умения трудиться».

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатель, родители.

Подготовка к собранию:

оформление фото-выставки «Труд детей в ДОО»

Вводная часть.

Представление воспитателем темы собрания.

Основная часть.

Выступление воспитателя на тему: «Как вырастить ребенка трудолюбивым?», сопровождается показом картинок и рассказом о труде (об организации трудовой деятельности дома)

Игра с родителями: «Блиц-вопрос» на тему: «Труд детей в семье».

Мозговой штурм. Упражнение «Педагогические ситуации». Обсудить пед. ситуации и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

 «Разное».

Игра с родителями: «Продолжи пословицу»

Подведение итогов родительского собрания.


Конспект родительского собрания в старшей группе «Умения трудиться»

Родительское собрание

1. Возрастная группа: средняя

2. Тема: «Умения трудиться»

3. Цель: создать условия для ознакомления родителей с особой ролью семьи в воспитании у детей трудолюбия

4. Форма проведения: семинар – практикум

5. Участники: воспитатель, родители

6. Предварительная работа: оформление фото-выставки «Труд детей в ДОО»

7. Ход собрания:

1. Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня на собрание.

Начать я хочу с игры: Каждый участник родительского собрания говорит своему соседу, называя его по имени: "Здравствуй, я рад тебя видеть!", - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Тема нашего сегодняшнего собрания звучит так: «Умения трудиться»

Эпиграфом к нашему собранию я взяла следующие слова: «Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.» К. Гельвеции

2. Основная

Сегодня нам предстоит обсудить вопрос «Как вырастить ребёнка трудолюбивым?»

Труд - является основным видом деятельности человека. До того дня, пока наши дети начнут лечить людей или строить дома, пройдет немало лет. Дети будут ходить в детский сад, учиться в школе, и все это время они будут приобретать определенные трудовые навыки.

Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду, как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых, включения ребёнка в посильную трудовую деятельность и такой организации деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

Скажите, пожалуйста, а какие качества личности формируются в результате трудовой деятельности? (самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность, дисциплинированность)

И начинать надо с раннего детства, с того периода, когда закладываются основные моральные качества ребенка, когда сердце его открыто для добра, честности и справедливости, когда он учится уважать, любить, беречь. Основы ТВ закладываются в семье. Но, однако, нужно признать, что последнее время ТВ в семье уделяется недостаточно внимания, приоритетным направлением современной семьи является в большей степени интеллектуальное развитие ребёнка. Труд остаётся эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей. Однако вряд ли кто-то станет отрицать необходимость воспитания у детей трудолюбия, умения и желания трудиться. Думаю, что каждому родителю хочется, чтобы процесс трудового воспитания ребенка был эффективным, успешным. А для этого надо сначала определить цель и задачи трудового воспитания детей в семье.

Вы всё правильно сказали. Обучение труду происходит с целью формирования положительного отношения к труду и подготовки ребёнка к его будущей взрослой жизни. Главная задача семьи — так организовать свой уклад жизни и деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд имел на него максимальное воспитательное воздействие.

Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять (где это будет прописано)

Перечень поручений

• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.

• Наводить порядок и в своей комнате.

• Заботиться о младшем брате или сестре.

• Мыть чайную посуду.

• Следить за чистотой обуви.

• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.

• Ухаживать за растениями

Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)

Накрывать на стол и убирать со стола

Убирать свою постель

Я предлагаю вам игру. Игра «Блиц-вопрос»: на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо выбрать карточку и каждому члену высказать своё мнение.

• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)

• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (н-р, убрать за собой игрушки?

• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как

• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то каким образом?

Мозговой штурм

Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в пословицах и поговорках. Давайте попробуем с вами вспомнить пословицы о труде: я зачитываю начало пословицы, а вы заканчиваете её.

Упражнение «Педагогические ситуации»

Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам, определённому алгоритму действий или, проще говоря, правилам.

У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Вам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребёнка.

1. Учитывать индивидуальные и возрастные особенности своих детей, когда даёте ребёнку трудовое поручение.

Ситуация: Вале 6 лет, дома у нее есть свои обязанности, обычно она не забывает их выполнять. Родители строго контролируют дочь. Одна из обязанностей девочки - одевать и раздевать свою двухлетнюю сестренку перед прогулкой и после, перед сном (в выходные дни и по вечерам). Но как-то девочка забыла положить на батарею варежки сестренки и поставить на место сапожки. Мать рассердилась: «Я тебя приучу к порядку, будешь сегодня посуду после обеда мыть, и чтобы чисто вымыла, проверю!» Валя очень боится гнева родителей и наказания, поэтому покорно выполняет требования матери.

Вопрос: Как вы оцениваете методы воспитательного воздействия на Валю матери? Посильны ли обязанности, выполняемые Валей, для ее возраста? (Нельзя наказывать ребенка трудом, это не способствует воспитанию у ребенка желания трудиться, напротив, тормозит развитие трудолюбия. Трудовые обязанности должны быть посильными, соответствовать возрастным особенностям. Нужно создавать условия, чтобы работа была в радость. Контроль и требовательность должны быть в меру.)

2. Все трудовые поручения следует давать, объяснив, что, за чем и почему делается. Показать образец правильного выполнения поручения, несколько раз совместно выполнить его. Нужно добиваться, чтобы ребёнок выполнил работу до конца, и проверять её качество. Никогда не доделывайте за ребенка начатое им дело, иначе со временем он начнет уклоняться от выполнения трудовых поручений, зная, что это всегда могут сделать взрослые.

Ситуация: Папа поручил Саше(5,5 лет) помыть свои ботинки от грязи. Но Саша никогда раньше этого не делал, об этом заботилась всегда мама. Саша подумал, зачем мыть ботинки, если они завтра снова испачкаются. Мальчик не стал мыть ботинки (тем более, что папа не поинтересовался, выполнил Саша поручение или нет, и побежал играть с новой машинкой.

Вопрос: Как вы думаете, кто в данной ситуации не прав?

3. Использовать игровые моменты в ТВ

Ситуация: Мама опаздывает на работу, а её дочь (5 лет) всё утро как- будто нарочно тянет время, не хочет собирать игрушки, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает.

Вопрос: Что делать в данной ситуации?

Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора.

4. Тактично оценивать результаты труда ребёнка.

Ситуация: Шестилетняя Маша бежит к маме и с радостью ей сообщает: «А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться!» – девочка явно гордиться своим поступком. А мама в это время разговаривала с подругой по телефону и не обратила на девочку внимания. «Одевайся скорей, видишь, я разговариваю»- ответила мама раздраженно.

Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ребёнок выполнил поручение, явно постарался. Доброе слово родителей - важная награда. Если ребенок выполняет свои повседневные обязанности и делает это хорошо, нужно сказать, что вы цените его работу. Но, если выполнена какая-то работа потруднее, не повседневная, можно и не поскупиться на благодарность.

5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и работе своих друзей.

Ситуация: Мама потребовала от своего сына Саши, чтобы он немедленно сделал домашнее задание. Но Саша отказался. Рассерженная мама сердито сказала, что, если он будет плохо учиться, то в будущем он станет только дворником и из него не выйдет толка.

Вопрос: Как вы думаете, что в данной ситуации не правильно?

Мы, взрослые, должны прививать детям уважительное отношение к любому виду деятельности.

Я подготовила для вас небольшие памятки с рекомендациями по воспитанию трудолюбия у детей. Надеюсь, они будут для вас полезными.

 «Разное»

Игра «Продолжи пословицу»

Терпенье и труд…… всё перетрут.

Кто не работает,….. тот не ест.

Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а кто….. по ней за плугом ходит.

Счастье и труд…. вместе живут.

Для кого труд — радость, для того жизнь…. — счастье.

Землю солнце красит, а человека…. — труд.

Не тот живет больше, чей век дольше, а тот живет дольше,…. чьих трудов больше.

Кто в труде впереди, у того…. орден на груди.

В труде рождаются… герои.

Маленькое дело…. лучше большого безделья.

Больше дела,… меньше слов.

В больших делах… пустяков нет.

Закончить наше мероприятие я хочу словами К. Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование – это трудолюбие».

Уважаемые родители, попробуйте, пожалуйста, высказать свое впечатление о мероприятии одним словом (н-р, поучительно).

Давайте, подведём итоги нашего собрания:

Проект решения родительского собрания «Умения трудиться?»:

1. Вовлекать ребёнка в общий семейный труд

2. Не забывать, что ребёнок, принимающий участие в бытовых делах семьи, растёт более собранным, организованным, постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «ответственность».

3. Постараться следовать предложенным рекомендациям по воспитанию трудолюбия у ребёнка

Спасибо вам, уважаемые родители, за активное участие. Я была рада с вами пообщаться. Успехов вам в воспитании детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»

1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: « Развитие речи детей в старшей группе»

Задачи:1.     Расширить знания родителей о речевых особенностях детей 6-го года жизни;2.     Формировать знания родителей о значении развития правильной речи де...

конспект родительского собрания в старшей группе "Обучение и воспитание детей в старшей группе"

конспект родительского собрания в старшей группе "Обучение и воспитание детей в старшей группе"...

Конспект родительского собрание в старшей группе "Развитие речи у старшей группе"

Конспект родительского собрание в старшей группе "Развитие речи у старшей группе"...

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада воспитанников старшей группы».

Цель: ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет.Задачи: Формировать у родителей практические умения в области взаимодействия с детьми. Развивать интерес к познанию своего ребенка, ...

Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.

Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...