Развитие основных способностей и умственных действий для предупреждения нарушений чтения и письма
консультация (подготовительная группа)

Аносова Марина Александровна

Подборка игр, заданий и упражнений для подготовки ребенка к чтению и письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие основных способностей и умственных действий для предупреждения нарушений

чтения и письма

                                                       

                                     

  Подготовил

                                                                учитель-логопед

МБДОУ д/с № 23

                                            Аносова М. А.

2022 г.

Зеленогорск

Сейчас среди детей очень распространены нарушения письменной речи- чтения и письма (дислекция и дисграфия). Проявляются они в том, что в первом классе (бывает, что и в последующих) -

 

При чтении ребенок допускает следующие ошибки:

- не может составить из букв слоги (отрывает в нем звуки друг от друга);

-переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности);

-неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие);

-при чтении пропускает буквы (не читает их);

-может добавлять лишние звуки;

-читает очень медленно;

-плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе),  

 это сказывается на его успеваемости по другим школьным предметам;

- не может запомнить прочитанное и пересказать его.

При письме ребенок допускает следующие ошибки:

-не может писать ровно, то есть удерживать строку;

-пишет буквы разного размера;

-может писать вместо одних букв другие;

-может добавлять буквы в словах;

-пропускает буквы в словах;

-переставляет их местами;

- может писать слева направо;

-может разрывать при письме слово на части;

- может слитно писать два слова подряд;

-у него очень плохой почерк.

Чтобы выяснить, предрасположен ли ребенок к нарушениям чтения и письма, нужно оценить состояние его некоторых способностей (памяти, внимания, способности к восприятию), а также уровень сформированности у него некоторых умственных действий. Нужно проверить:

-Нарушен ли у ребенка фонематический слух, фонематическое восприятие.

-Хорошо ли он воспринимает на слух и анализирует единицы речи (звукосочетания, слова и предложения).

-Устойчивы ли произносительные навыки ребенка.

-Хорошо ли он воспринимает и анализирует зрительный материал.

-Достаточный ли объем зрительного материала ребенок воспринимает и может удерживать в памяти.

-Достаточный ли объем слухового материала он воспринимает и может удерживать в памяти.

-Способен ли ребенок улавливать последовательность зрительных объектов.

-Способен ли он улавливать последовательность слуховых объектов.

-Точно ли он воспринимает и анализирует пространственные отношения.

Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия проверяется

  • Повтори цепочки слогов без ошибок, с целью выявления смешиваемых звуков.

        па-ба-па       ша-жа-ша             ша-ча-ша        ца-са-ца          ла-ра-ла              

        за-са-за         ча-ся-ча             са-ча-са           ца-ча-ца         ма-на-ма        

        ка-га-ка        са-ша-са             ча-тя-ча           ша-ща-ша      мо-мё-мо

        та-да-та          жа-за-жа             тя-ща-тя          ся-тя-ся          лу-лю-лу

        ва-фа-ва          ща-ча-ща             ща-ся-ща         ся-зя-ся          ла-ля-ла

  • Научить различать каждую пару смешиваемых звуков. Уточнить звучание каждого звука, разницу между этими звуками. Различать   звуки в изолированном произношении, затем с слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках насыщенными этими звуками.
  • Учить:

- Выделению первого и последнего звука в слове (гласных, твёрдых и мягких  

  согласных)

- Нахождение места звука в слове.

- Отбирать картинки с заданным звуком.

- Называть слова на заданный звук.

- Делению слов на слоги.

- Выполни звуковой анализ слов (назови звуки по порядку; нарисуй, выложи схему).

- Собери слово из звуков (взрослый последовательно называет звуки по одному, ребенок должен сказать, какое слово получится).

- Придумай предложение из … слов, нарисуй схему.

Развитие способности к восприятию и первоначальному анализу единиц речи

  • Вы произносите то короткие предложения, то случайные наборы слов. Ребенок должен отличить одно от другого.
  • Ребенок придумывает предложения и составляет наборы слов.
  • Вы произносите набор из 3-4 слов (5-6), а ребенок из них составляет предложение. Например: пирог, ужин, мама, испекла.
  • Вы, практически без пауз, произносите одно простое предложение за другим. Ребенок должен прослушать ваше предложение. Когда вы будете их произносить снова, то хлопком ладоши он ставит точку в конце каждого предложения.
  • Ребенок, произнося считалку, каждое слово говорит отдельно.
  • Вы произносите одно слово за другим, практически без пауз, но не спеша. Ребенок, слушая эти слова второй раз, должен хлопком ставить запятую при перечислении предметов.
  • Ребенок должен назвать слова и слоги.
  • Ребенок придумывает предложения из двух (3,4) слов.
  • Ребенок составляет предложение с опорой на 1 слово.
  • Ребенок придумывает слова, состоящие из одного (2,3) слогов.
  • Ребенок определяет произнесли вы один или два звука.

Повышение устойчивости произносительных навыков

Произношение звука нужно обязательно закрепить в речи ребенка. Иначе в повседневной речи он по-прежнему будет произносить свой старый дефектный звук. Закрепление звука включает в себя три момента:

  1. Автоматизировать звук, то есть довести его произношение до автоматизма. Это делается с помощью речевых тренировок.
  2. После того как звук автоматизирован на занятиях, его нужно ввести в повседневную речь ребенка.
  3. Звук нужно дифференцировать, то есть разграничить его произношения от того неправильного произношения.

Развитие способности к восприятию зрительного материала

  • Разложите перед ребенком геометрические фигуры: ромб, квадрат, прямоугольник, пятиугольник, треугольник, овал, круг, полукруг. Показывайте ребенку одну из фигур, он находит такую же.
  • Ребенок эти геометрические фигуры должен разделить на две кучки по сходству.
  • Ребенок находит отличия на двух похожих картинках.
  • Ребенок рассказывает, чем отличаются друг от друга два похожих предмета (стол- стул, кресло- диван, книга- тетрадь, сковорода- кастрюля).
  • Перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (п, н, и, й или ш, щ, ц или к, х, ж) по заданию находит нужную лежащих у него на столе.
  • Показать ребенку две похожих между собой буквы (ш- щ, ц- щ, б-в, г-т, л-д, з-в, к-ж, е-ё, ь-ы, о-ю, ь-в), он должен из первой буквы «сделать» вторую.
  • Перед ребенком две буквы, он должен реконструировать
  • (дорисовать, замазать) так, чтобы она превратилась в другую

     (п-н, п-и, н-и, о-с, о-э, л-а, х-у, ф-о,)

  • Положите перед ребенком две буквы, он должен каким-нибудь образом развернуть первую из них и дорисовать её так, чтобы она превратилась в другую (ш-е, п-ц, с-э, у-а, ь-я, ч-ь, я-ы).

Увеличение объема зрительного материала, который ребёнок может воспринимать и удерживать в памяти

  • Положите перед ребёнком 7-8 предметов (возраст ребёнка + 1). Попросите его отвернуться и в этот момент уберите один из них. Ребёнок должен угадать, какого предмета не стало.
  • Положите перед ребёнком 6-7 картинок, он должен запомнить их. Смешать их с другими 8-10 картинками, ребёнок должен найти среди них те, которые он запомнил.
  • Такая же работа с буквами, количество букв увеличивается от 5 до 8.
  • Ребёнок должен по памяти после кратковременного показа рисовать различные геометрические фигуры.
  • Ребенку показывается любой простой предмет – мяч (ручка, карандаш, чашка, книга), затем уберите его. Он по памяти должен рассказать вам, что это за предмет, какой он был по цвету, форме, величине,  ..

Увеличение объема слухового материала, который ребёнок может воспринимать и удерживать в памяти

  • Ребенок должен запомнить 7-8 простых, коротких слов

 (лес, дом, мама, сон, кино, день, утро, забор, ковёр). Повторите    

их несколько раз, через 5 минут он должен назвать вам эти слова.

  • Вы называете ребёнку слово, а он, для того чтобы запомнить, должен подобрать к нему подходящую картинку (из нескольких предложенных). Через 5 минут, рассматривая картинки, он должен вспомнить те слова, которые вы ему называли (6-7 слов).
  • Увеличивать количество слов до 10.
  • Ребенок должен запомнить 3 простых предложения, например: Мама моет посуду. На улице идет дождь. Мальчик катается на велосипеде. Можно повторить их 2-3 раза, затем ребенок их произносит.
  • Ребенок придумывает 3 предложения по 3м сюжетным картинкам и должен запомнить их. Затем, рассматривая  картинки повторяет их по памяти.
  • Показать ребёнку 3-4 картинки предметные (кошка, человек, велосипед, забор). Попросить его придумать с каждым словом  по предложению. Затем, рассматривая картинки, должен дословно вспомнить предложения.

Развитие способности к восприятию и анализу последовательности зрительных объектов.

  • Положите перед ребенком 7-8 предметов, попросите его отвернуться.

Поменяйте 2 предмета местами в ряду. Ребёнок должен восстановить.

  • Положите перед ребенком 7-8 предметов в ряд, смешайте их. Он по памяти должен восстановить их.
  • Увеличивать количество предметов до 10.
  • Выполнять эти задания с буквами, увеличивая их количество от 5 до 8.

Развитие способности к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов.

  • Воспроизводить за спиной ребёнка знакомые ему звуки (7-8)  в определённой последовательности (можно использовать неречевые и неречевые звуки вперемежку). Должен повторить последовательность.
  • Задание то же, но при повторении его вами опустите какой-нибудь звук. Какой звук потерялся?
  • Произнесите 3 гласных (А, О, Ы или У, Э, О), повтори за мной. Количество увеличивать до 5.
  • Произнесите 3 гласных, затем назовите 1й и 3й звук, какой потерялся?
  • Произнесите подряд 2 согласных (ШР, ВР, СШ, ХВ, СТ). Должен   сказать, какой первым, вторым был звук).
  • Произносить ребёнку открытые (СА, ЛО, ЖУ) и закрытые (АР, УС, ОШ, ИН) слоги. Должен сказать, какой первым, вторым был звук.
  • Произносить ребенку по 2 слога (ШР – ТР, ОС – АС, СА – РА). Ребёнок должен сказать вам, какой звук вы заменили на какой.
  • Очень внятно произнести 3 гласных звука, при повторении заменить первый или последний на другой гласный (А – О – И) на (У – О – И) или (А – О – У). Какой на какой звук заменили.

Развитие способности к восприятию и анализу пространственных отношений

  • Попросите ребёнка показать правую (левую) руку, ногу (глаз, ухо).
  • Ребёнок должен показать, какой палец на левой руке находится справа (слева) от среднего. Это же задание выполнить с пальцами правой руки.
  • Положи правую (левую) руку на стол, затем перемести её немного вправо (влево).
  • Положи правую (левую) руку на стол, сверху на неё положи левую (правую) руку.
  • Возьмись правой рукой за левое ухо.
  • Сложи руки за спиной так, чтобы кисть правой руки (тыльной стороной ладони) оказалась лежащей на кисти левой, и наоборот.
  • Пошевели большим пальцем правой руки, затем этим же пальцем левой. Выполнять это другими пальцами обеих рук.
  • Положи предмет слева от себя и справа. Какой предмет, где находится.
  • Перед ребенком 3 предмета. Покажи, какой предмет слева или справа от центрального предмета.
  • Перед ребенком стопка предметов, какой предмет выше, ниже заданного предмета.
  • Ребенок по инструкции рисует на листке бумаги сначала точку, слева от неё квадрат, справа - круг, сверху – треугольник, снизу – крестик.
  • Более сложная последовательность: поставь точку, справа от нее – круг, сверху от круга – треугольник, справа от точки - квадрат, снизу от круга – крестик и т. д.
  • Выполни графический диктант, диктуя направления и количество клеток от заданной точки (интересно, когда в итоге получается конкретный предмет).
  • Продолжи ряд геометрических фигур, их частей, используя чередование (например: < > < > < > <> )
  • Объяснить должен ребенок, в чем пространственные отличия похожих друг на друга букв (Р-Ь, С-Э, Г-Т, Ш-Щ, Б-В, Ц-Щ).
  • Вы чертите на листке несколько вертикальных линий. Ребёнок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (Р, Ь, Г, Т, В, К, Л, Б,).
  • На листке несколько наклонных линий, пририсовать недостающие элементы (А, У, Х, И, Й, М).
  • На листе несколько небольших кружков, преврати их в буквы (Ю, Ы, Ф, Р, Б, В).
  • На листке правильные (Р, Ь, В, З, Щ, Я, Ю, Ч, У, Е, Г, К, Ц, С, Э) и буквы в зеркальном изображении. Покажи правильное изображение буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "

Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Предупреждение нарушений чтения и письма у дошкольников

В статье говорится о причинах нарушений письменной речи и направлениях работы по их предупреждению....

Коррекция и предупреждение нарушений чтения и письма

Дети с дизартрией допускают специфические ошибки, которые осложняют усвоение учебной программы. Русский язык очень сложный по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному ч...

Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...