ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА.
статья

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

 

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология .национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В.В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

Цели воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Принципы воспитания. Принцип культуросообразности в воспитании согласно современной трактовке предполагает, что «воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром предполагает преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутость системы воспитательной работы, обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей, приобщение к культуре родного края.

Принцип приоритетности регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, друзьям), бережного отношения к природе родного края; приобщение ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального, в том числе местного, фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредоточивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание воспитания. Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Педагоги детского сада совместно с родителями, работниками музеев помогают детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства.

Педагоги вовлекают детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.

Данная работа знакомит детей с народным костюмом. Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духов-ными традициями народа.

На протяжении всего годичного праздничного крутавоспи¬татели знакомят детей с русским народным костюмом, а также с народным костюмом людей других национальностей, населя¬ющих нашу страну. На посиделках и праздниках дети совмест¬носо взрослыми знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. Костюм является сред¬ством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Детей 3—7 лет педагоги знакомят с народным кос¬тюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5—7 лет — и с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников педагоги акцентируют на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах укра¬шения. Со старшими дошкольниками классифицируют его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомят с декором костюма, ма¬териалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Педагоги помогают детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творчес¬кой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации;.

Педагоги, родители, работники учреждений культуры знакомят детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вы-шивка, плетение), с их бытовым и эстетическим назначени¬ем. Воспитатели помогают понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Напри¬мер, в Центральной России — это резьба по дереву, изготов¬ление гончарных изделий как необходимых предметов быта.

Взрослые знакомят детей с колокольчиками и колокола¬ми, их назначением. Старшим .дошкольникам рассказывают о роли колокола в жизни предков — извещать о праздни¬ке, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя.

Предметом познания народной культуры является и архи¬тектура как часть народного искусства, связанная с традици¬онной народной культурой и природной средой.

Дети до 5 лет получают представление о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они жи-вут. Находят общее между ними и различия.

Дети старшего дошкольного возраста получают новые зна¬ния: об архитектуре древнего и современного города,(села); о сельском рубленом доме, тереме расписном; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях), их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет». Человек умирает, а дело его, выполненное с любовью, остается долго жить, его берегут , внуки, правнуки.

Педагоги, родители расширяют круг приобщения детей к устному народному творчеству. Старших дошкольников зна¬комят с волшебными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом.

От .занятия к занятию, от экскурсии к экскурсии, из года в год взрослые вводят ребенка в сказочный мир народной куль¬туры.

Основные формы приобщения детей к культурному насле¬дию:

- предпраздничные посиделки;

- посещение краеведческих музеев;

• оформление в детском саду мини-музея и выставки художника;

• познавательные беседы;

• творческая продуктивная и игровая деятельность детей;

• экскурсии, целевые прогулки по улицам города (поселка).

Предпраздничные посиделки

Задачи воспитания:

• познание и практическое освоение культурных ценностей народных праздников;

• формирование навыков общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками;

• развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности;

• создание эмоционального комфорта.

Перед началом посиделок взрослый (педагог, бабушка — хозяйка горницы) вместе с детьми и другими присутствую¬щими определяют, для чего они собрались.

Основная цель — это подготовка к празднику. На посидел¬ках не только разучивают песни, затевают хороводы, игры, но и изготавливают разные предметы, которые необходимы для праздника; оформляют интерьер русской горницы пред¬метами старины; изготавливают открытки-приглашения, по¬дарки-сюрпризы близким (родным, друзьям) и др. Дошколь¬ники проживают (пропускают через разум, сердце, руки) соб¬ственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

В ожидании праздника педагоги организуют несколько по¬сиделок, при этом каждый раз меняется их содержание. На¬пример, на одних мастерят предметы для оформления празд¬ника и знакомятся с новой хороводной песней; на других — делают подарки для родных, друзей и играют в народные игры; на третьих — бабушка знакомит с национальными блю¬дами, правилами гостеприимства русского народа и народа другой национальности. Все посиделки заканчиваются народ¬ными играми, хороводами («Кончил дело — гуляй смело»). Посиделки состоят из трех частей.

В первой — познавательный рассказ бабушки, беседа с деть¬ми; во второй — практическая деятельность детей и взрос¬лых; в третьей — творческие игровые, музыкально-литера¬турные занятия.

Посиделки интересны слиянием индивидуального и коллек¬тивного творчества. Каждый ребенок, исходя из собственного интереса, выбирает себе занятие. При этом дети или объединя¬ются в подгруппы и выполняют какую-то общую работу, или занимаются индивидуально. Добровольность и собственный ин¬терес создают эмоционально-насыщенный характер межлично¬стного общения взрослых и детей, ребенка со сверстниками.

Посиделки отличаются тем, что в гости к детям приходит игровой персонаж — бабушка, дедушка, добрый молодец, де¬вица-красавица (воспитатель, член семьи, работник учреж-дения культуры, общественной организации). Она (он) ведет живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки («Посидим рядком, да покалякаем ладком» и др.). Рассказ сопровождается творческим трудом, песней, игрой. Старшие передают свои знания малышам — в этом заложен важ¬ный принцип народной педагогики. Педагоги детского сада ус¬танавливают контакты с народными мастерами и приглашают их на посиделки и праздники.

На посиделки дети, как и бабушка-хозяюшка, приходят в русских народных костюмах. Практика показывает, что ря¬женье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.

На посиделках дети знакомятся с музыкальным фолькло¬ром, устным народным творчеством, народной игрушкой, де¬коративно-прикладным искусством.

Целевые прогулки

Каждую первую неделю месяца педагоги организуют про¬гулки по улицам города (села). Целевые наблюдения и ко¬роткий рассказ взрослого способствуют тому, что ребенок, не перегружаясь излишней информацией, получает яркие пред¬ставления об объекте.

Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города (села), педагоги прибегают к сравнениям, чтобы по¬мочь ребенку видеть общее в архитектурных строениях и их различие.

Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях — сруб, крыша, крыльцо, наличники, ставни; знакомятся с понятиями «изба», «терем расписной». Узнают о деревянной резьбе, пропильной и домовой, ее значе¬нии: деревянная резьба дом молодит, он становится наряд¬ным, красивым. Размышляют над пословицей «Хорошая ра¬бота два века живет», которую мы уже приводили.

Дети знакомятся с мотивами орнаментальной резьбы — зоо¬морфными, растительными и другими (кони, птицы, женские и мужские фигуры, побеги с листьями, цветы, солнце и т.п.).

Рассказывая детям о культовых сооружениях (соборах, цер¬квях), взрослые представляют их как исторические памят¬ники, обращают внимание на купола, украшения.

Основные методы изучения архитектуры — это сравнение, целевые прогулки и рассказ педагога, продуктивная деятель¬ность детей: работа над поделками, макетами и т.п. Дети сравнивают современные и старинные здания. Отмеча¬ют своеобразие лепнины или резьбы, находят в современном ук¬рашении домов те элементы, которые были у предков. Совместно со взрослыми и сверстниками дети изготавливают объемные изображения древнего города, крестьянского дома, макет де¬ревни, в которой жили предки, например, бревенчатые дома, колодец, реку, лес, двор для скота, маленькую часовню, мель¬ницу. Этот способствует развитию познавательной активности ребенка. Прежде чем приступить к работе, дети уточняют свои знания о древнем городе, деревне. Вместе со взрослыми они рас¬сматривают иллюстрации, репродукции, фотографии, гравюры, посещают музей, составляют план-карту древнего города (де¬ревни).

В совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми ребенок получает первоначальное представление об использовании в наше время традиций народногозодче-ства при сооружении индивидуальных и общественных зда¬ний. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музея

Посещение .музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним. Задачи:

• осознание ребенком понятий «прошлое», «настоя¬щее», «время»;

• ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;

• приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;

• осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Дети посещают музей в период ожидания праздника и зна¬комятся с предметами старины, народно-прикладного искус¬ства, промысловой деятельности своих предков.

Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Они возбуждают творческоевооб-ражение, сильно воздействуют на чувства детей. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развива¬ет любознательность, интерес к окружающей действительно¬сти.

Поэтому для детских садов, имеющих такую возможность, стало нормой посещение детьми и взрослыми (педагоги, ро¬дители) музеев, в которых дети встречаются с истинными произведениями народно-прикладного искусства, промысло¬вой деятельности и живописи.

Подготовка к посещению музея. Педагоги предваритель¬но определяют объекты для посещения, формы изучения му¬зейных экспонатов. Намечают основные задачи, думают над тем, как лучше подготовить ребят к посещению музея, дать представление о том, для чего нужны музеи, зачем нужно хранить предметы, как следует относиться ко всему, что хра-нится в музеях.

Через рассказ воспитателя, чтение познавательной литера¬туры, рассматривание иллюстраций происходит первое знаком¬ство детей с предметами старины. Взрослые помогают увидеть в произведениях народно-прикладного искусства, промысловой деятельности красоту и высокое мастерство их создателей, рас¬смотреть в музейных экспонатах «лицо» времени, почувство¬вать, как меняются со временем предметы быта, одежда.

Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.

После посещения музея педагоги создают условия для са¬мостоятельной творческой деятельности детей. От эмоциональ¬ного восприятия дошкольники легко переходят к подража¬тельству. Из глины, пластилина, бумаги, папье-маше, карто¬на они изготавливают понравившиеся предметы..

При оценке результатов детской деятельности педагоги под¬черкивают индивидуальные особенности работы каждого ребенка, замечают, что это вообще характерно для настоящих мастеров, в том числе и для наших предков.

Посещение музея — неоценимое средство развития поло¬жительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его позна¬вательной активности.

Дети посещают музей в период ожидания праздника. Лю¬буясь музейными экспонатами, малыши проникаются чувством благодарности и уважения к сотрудникам музея — хра¬нителям древней красоты.

Затем в детском саду взрослые вместе с детьми оформляют мини-музей «Русская горница», выставку мастеров.

Оборудование музея «Русская горница» и выставки мастеров в детском саду

Оборудование музея — это начало большой поисковой де¬ятельности детей и взрослых, содержанием которой являют¬ся встречи с хранителями старинных вещей, работа с семей-ным архивом, семейными реликвиями, познавательные рас¬сказы взрослых, творчество самих ребят.

В каждый предпраздничный период музей «Русская гор¬ница» пополняется новыми экспонатами, которые дети и ро¬дители приносят из дома или изготавливают сами по старин-ным образцам. Появлению предмета в горнице предшеству¬ют познавательный рассказ, целевые наблюдения.

Содержанием выставки являются произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят — это вышивки, кружева, домотканые коврики, дорожки, полотенца, произведения живописи местных ху¬дожников, творческие работы детей по рисованию, лепке, ап¬пликации, ручному труду и др.

Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки может быть зал, изостудия, груп¬повая комната.

Творческая деятельность детей

Освоение детьми результатов совокупной творческой дея¬тельности многих поколений людей происходит не механи¬ческим путем; а творчески. Создавая собственные малень¬кие произведения, дети выражают свое отношение к куль¬турному наследию.

Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конеч¬но не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

Творчество — главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития лич¬ности.

Познавательные беседы

По окончании праздничного периода педагоги с детьми стар¬шего дошкольного возраста организуют итоговые беседы.

Дети и взрослые сравнивают настоящий праздник с про¬шедшим, находят сходства и различия. Педагоги подводят детей к логическому рассуждению, почему этот праздник (Масленица, Пасха и др.) отмечают в данное время года, ус¬танавливают зависимость народного праздника от сезонных изменений и земледельческого труда.

Познавательные беседы развивают мышление ребенка, ос¬мысленное восприятие события. У детей активно совершен¬ствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.

Практика показала, какое важное значение имеет осознан¬ное восприятие для нравственного отношения детей к куль¬турному наследию своего народа. Сначала интерес и любова¬ние, затем — бережное отношение к тому, что их окружает.

Праздники в детском саду и семье начинаются с осени.

Первая неделя сентября — дни радостных встреч и зна¬комств со сверстниками, сотрудниками детского сада. Взрос¬лыецелую неделю предлагают детям праздничные развлече¬ния, сюрпризы, пытаются наладить контакт с детьми. Это время адаптации ребенка к новым условиям после летнего отдыха.

С октября начинаются календарные народные праздники. Педагоги помогают ребенку установить их связь с временем года, сезонным трудом и отдыхом человека. Первый народ-ный праздник — «Ярмарка». Затем –«Новый год и рождество», «Святки», Масленица», «Встреча птиц», «Пасха», «Троица».

      Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения определяется сегодня как ключевая проблема для отечественной системы образования, начиная с дошкольного образования. Процесс личностного развития ребёнка начинается с дошкольного детства, именно тогда закладываются основы готовности и способности к духовному развитию,  к формированию морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

      Педагоги дошкольных образовательных организаций должны хорошо ориентироваться в   основных нормативно-правовых документах  в области духовно-нравственного воспитания и уметь  их использовать в практической деятельности с учётом светского характера образования  в  государственных и муниципальных образовательных организациях. На сегодняшний день такими документами являются: «Конституция Российской Федерации»,  «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный  закон  "Об образовании в Российской Федерации", Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», проект ФГОС дошкольного образования.

      Для эффективного осуществления духовно-нравственного  воспитания дошкольников педагоги должны владеть определённой   профессиональной компетентностью. Участниками секции были определены основные  направления развития профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций в области духовно-нравственного  развития и воспитания дошкольников. Подчеркивалась необходимость  знания критических и сензитивных периодов развития личности ребёнка; цели, задач, и теоретических основ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Профессорско-преподавательским составом были освещены теоретические аспекты, исторические корни, современное состояние и проблемы в области духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях  и семье. На конференции были рассмотрены основные системообразующие понятиядуховно-нравственного воспитания: «мораль», «нравственность», «воспитание», «духовность», «духовно-нравственное воспитание».

      Важной составляющей профессиональной компетентности педагогов является умение  осуществлять взаимодействие с семьёй и другими субъектами образовательного процесса в  общем деле духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста: общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для эффективного решения задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Система духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста строится на приобщении его к культурному наследию своего народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась выс...

Беседа с родителями «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем, однако, утвер...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.

Человек всегда стремился и стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Его естественная потребность - соединить в себе личное и общественное, земное и небесное, телесное...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Методические рекомендации по приобщению детей к культурному наследию...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Консультация для родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников....

Доклад на тему: ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЯХ СВОЕГО НАРОДА

Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это е...