Ребенок в мире людей
консультация (средняя группа)

Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.

Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности.

Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям.

 Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей. Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».

 

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать — необходимо.

Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Ребенок заметит, что «муравей тащит веточку задом наперед», что «электричка пищит, а паровоз гудит», что «маму кто-то обидел, она не присела рядом со мной, когда пришла с работы». Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда оно имеет к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.

Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 90-х годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой — к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Понятно, что адекватные оценки — это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное — отрицательно. Тут все в порядке, нечего волноваться. Видит, что один человек обижает другого, и правильно оценивает это аморальное поведение. Но у дошкольников очень часто возникают неадекватные оценки, когда они воспринимают отрицательное явление положительно, а положительное — отрицательно. Например, мама постоянно ссорится с соседями, при дочери высказывается, не сдерживая выражений, о соседке. Девочка повторяет то же, считая, что поступает правильно. Или: в автобусе сын увидел, что его сверстник уступил место женщине. Хотел и сам сделать так же, но папа сказал: «Еще чего, сиди, постоит, молодая!». И мальчик спокойно, теперь уже осознавая свою правоту, продолжает сидеть. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера. Вред же неадекватных оценок как раз и состоит в том, что дети принимают явления и факты с точки зрения близких людей, чье мнение для них единственно правильное.

На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, обратив внимание на движущийся транспорт, мальчики замечают марки машин, их размер, скорость движения, девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем, «Скорую помощь».

Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Конечно, не все, что увидел ребенок, он начинает, к примеру, рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков, обсуждений.

Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш; к примеру, не знает взрослого человека, то есть он еще не знает, хорош тот или плох, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.

Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста, определенного уровня развития и при условии адекватной ему методики. По этому важной задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению.

Но и при этом следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если он находится в возможном поле зрения малыша. Он может не замечать многие предметы, не обращать на них внимания, не интересоваться ими до тех пор, пока взрослый не покажет ему предмет, не создаст условия для действия с ним. Лишь в этом случае предмет субъективно — для данного ребенка — становится средством познания мира.

Предметный, вещный мир существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Это необходимое средство ознакомления его с социальным миром. Через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки. Полезно провести анализ игрушек, которые взрослые делали для детей в разные времена: в древние, в средние века, в советский период (если речь идет о нашей стране), тенденции в содержании современных игрушек.

Существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности играют литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, нужно как можно раньше приобщать детей к литературе, при этом, не используя ее как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Для этого больше подойдут, пожалуй, народные песенки, потешки.

Восприятие текста для дошкольников тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Они также могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Мы выяснили, что ребенок знакомится с социальным ми ром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира, но только при определенных условиях, а именно — при доступности восприятию, соответствии возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.

Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы. Первая группа — источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (скорее всего это сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире).

Вторая группа — источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать. Производится лишь отбор средств с позиции их целесообразности.

И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

 

Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Подготовил воспитатель Чикирина Л.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Ребенок в мире людей»

Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.

Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности.

Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям.

 Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей. Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать — необходимо.

Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Дети очень наблюдательны. Мы порой удивляемся тому, как они замечают какие-то мелочи, на которые вроде и внимания не обратишь. Ребенок заметит, что «муравей тащит веточку задом наперед», что «электричка пищит, а паровоз гудит», что «маму кто-то обидел, она не присела рядом со мной, когда пришла с работы». Дети подмечают многое: особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным образом, когда оно имеет к ним отношение, подмечают (и потом воспроизводят в играх) интонации голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону. Способность наблюдать окружающий мир — очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Конечно, наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения.

Наблюдательность ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым — лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов меняется. Если в три года преобладают вопросы «Что это?», то в четыре уже появляются «Почему, зачем?», а уж потом очень важные для развития «Как это происходит, как действует?» Правда, отмечается, что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети, к примеру, 90-х годов. Вероятно, это можно объяснить, с одной стороны, большим потоком информации, которую могут получить дошкольники (телевидение, возможность путешествовать с родителями, разнообразие игрушек, книг); с другой — к сожалению, тем, что многие молодые родители в силу собственной занятости стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда и ошибочны. Появляются так называемые адекватные и неадекватные оценки. Понятно, что адекватные оценки — это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное — отрицательно. Тут все в порядке, нечего волноваться. Видит, что один человек обижает другого, и правильно оценивает это аморальное поведение. Но у дошкольников очень часто возникают неадекватные оценки, когда они воспринимают отрицательное явление положительно, а положительное — отрицательно. Например, мама постоянно ссорится с соседями, при дочери высказывается, не сдерживая выражений, о соседке. Девочка повторяет то же, считая, что поступает правильно. Или: в автобусе сын увидел, что его сверстник уступил место женщине. Хотел и сам сделать так же, но папа сказал: «Еще чего, сиди, постоит, молодая!». И мальчик спокойно, теперь уже осознавая свою правоту, продолжает сидеть. Разного рода оценки событий формируют представления детей о морали, взаимоотношениях и постепенно становятся чертой характера. Вред же неадекватных оценок как раз и состоит в том, что дети принимают явления и факты с точки зрения близких людей, чье мнение для них единственно правильное.

На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, обратив внимание на движущийся транспорт, мальчики замечают марки машин, их размер, скорость движения, девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем, «Скорую помощь».

Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Конечно, не все, что увидел ребенок, он начинает, к примеру, рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков, обсуждений.

Дети весьма эмоциональны. Мир они сначала чувствуют, а потом уже осознают. Очень часто эмоциональные оценки опережают объективные. Малыш; к примеру, не знает взрослого человека, то есть он еще не знает, хорош тот или плох, но, посмотрев на него, сразу тянется к нему или отворачивается. Через призму своих эмоций ребенок видит, воспринимает явления.

Не любой объект социального мира является средством воспитания, а лишь та его часть, которая может быть понята и воспринята ребенком определенного возраста, определенного уровня развития и при условии адекватной ему методики. По этому важной задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, с которыми ребенок постоянно действует или видит их в непосредственном окружении. В предмете заложен социальный опыт человечества, уровень развития общества, технического прогресса. Именно поэтому предметы рукотворного мира так важны в процессе социализации. Мир разнообразен, значит и предметы, окружающие ребенка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям, назначению.

Но и при этом следует помнить, что не каждый предмет становится средством познания социального мира, даже если он находится в возможном поле зрения малыша. Он может не замечать многие предметы, не обращать на них внимания, не интересоваться ими до тех пор, пока взрослый не покажет ему предмет, не создаст условия для действия с ним. Лишь в этом случае предмет субъективно — для данного ребенка — становится средством познания мира.

Предметный, вещный мир существенно влияет на формирующиеся потребности маленького человека, является своеобразной опорой в общении с другими людьми.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Это необходимое средство ознакомления его с социальным миром. Через игрушку малыш познает разнообразие жизни, игрушка отражает уровень технического и социального развития общества, даже его ведущие моральные ценности и идеологические установки. Полезно провести анализ игрушек, которые взрослые делали для детей в разные времена: в древние, в средние века, в советский период (если речь идет о нашей стране), тенденции в содержании современных игрушек.

Существенную роль в процессе приобщения детей к социальной действительности играют литература, изобразительное искусство, музыка.

Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств ребенка. Исходя из этого, нужно как можно раньше приобщать детей к литературе, при этом, не используя ее как средство сопровождения каких-то действий ребенка. Для этого больше подойдут, пожалуй, народные песенки, потешки.

Восприятие текста для дошкольников тесно связано, а часто и зависит от иллюстраций. Они также могут стать средством приобщения детей к социальному миру, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Мы выяснили, что ребенок знакомится с социальным ми ром с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира, но только при определенных условиях, а именно — при доступности восприятию, соответствии возрастным возможностям, эмоциональной насыщенности.

Может ли взрослый, организующий процесс воспитания, влиять на источники познания и их восприятие детьми?

С этой точки зрения все средства познания можно разделить на три группы. Первая группа — источники, получение информации из которых вполне контролируется и управляется взрослым (скорее всего это сам взрослый, грамотно и достоверно передающий детям информацию о мире).

Вторая группа — источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка). При этом влияние взрослого — педагога или родителя — на сам источник, как правило, отсутствует, то есть мы не диктуем писателю или художнику, о чем и как писать. Производится лишь отбор средств с позиции их целесообразности.

И, наконец, к третьей группе можно отнести те источники, которыми взрослый управлять практически не может («случайная» информация, которую ребенок может получить из общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений окружающей действительности).

Социальному развитию ребенка способствуют занятия, игры, упражнения, проигрывание ситуаций, беседы направленные на изучение социума, знакомство с литературой, искусством, обсуждение межличностных конфликтов, поощрение нравственных поступков детей. Усвоение ребенком этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим его людям - это и есть социальное развитие ребенка, которое охватывает всю его жизнедеятельность в детском саду.В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. Ребенок не оказывается перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность обязательно включена в общение. Ребенок развивается, не пассивно воспринимая от взрослых информацию о себе, а главным образом в процессе деятельности, общения.

Цель: развитие социально-нравственного развития детей 4-5 летнего возраста.

Задачи: для детей: конкретизировать, обогащать первоначальные представления: о себе, о членах семьи, о взаимоотношениях в семье; формировать представления: о собственной половой принадлежности, об отдельных средствах цивилизации, оразличных эмоциональных состояниях, оправилах взаимоотношений с детьми и взрослыми способствовать проявлению: сопереживания, сочувствия, сострадания, стремления помочь, чувства любви и привязанности; воспитывать уважение к взрослым людям разного возраста и пола, бережное отношение к процессу и результату их труда; актуализировать использование полученной информации о человеке в различных видах деятельности. Задачи для родителей: обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие ребенка, егоинтеллектуальное, эмоциональное развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям. Задачи для педагогов: создать условия для социально-личностного развития детей. Дети: проявляют интерес к познанию себя через отношения с окружающими, к познанию внутреннего мира чувств и состояний; формируется навык общения со сверстниками и взрослыми. Родители: путем обогащения родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье стремятся обеспечить ему развитие нового уровня его самосознания на пути к становлению «Я – личность».

Подготовил воспитатель Чикирина Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей: "Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей"

В материале затронуты вопросы внутрисемейных взаимоотношений между родителями и ребёнком-дошкольником. Рассмотрены стили семейного воспитания. А также приведены опорные слова, помогающие ребёнку почув...

Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

Занятие на тему «В мире людей. Моя семья. Аппликация «Наша нарядная елка».

Цели: обогатить представления о семье: дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоо...

"Адаптация ребенка в мире людей"

В помощь педагогам в работе с родителями в период адаптации детей младшего возраста к детскому саду. Консультация....

Групповое занятие с элементами тренинга «Мы в мире людей».

Направлено на гармонизацию отношений "родитель-ребенок"....

Тематическая неделя "Ребёнок в мире людей"

Планирование  работы  на  неделю.  Подборка  мероприятий  на  каждый  тематический  день  (день  дружбы,  день  вежливости,  день ...

Конспект занятия по окружающему миру "В мире людей. Моя семья"

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе. Воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью....