Условия успешной адаптации к ДОУ
консультация

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Условия успешной адаптации к ДОУ

Адаптация — способность человека приспособиться к окружающей действительности, к изменениям окружающей действительности, к внутренним переменам. Этот процесс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в изменчивом мире, и наша психика заточена под то, чтобы приспосабливаться к изменениям. И дети тоже постоянно к чему-то приспосабливаются (к новому члену семьи, к новой кроватке, к новым родственникам).

К чему придется привыкать

Отводя ребенка в детский сад, мы меняем привычный уклад его жизни довольно сильно. Появляются новые обстоятельства, к которым теперь ребенку надо привыкнуть.

К каким обстоятельствам придется приспособиться ребенку?

  1. Расставание с родителями на долгое время.
  2. Изменения отношений с родителями, теперь все общение только по вечерам и в выходные. Нет родительского покровительства, поэтому в какой-то мере неизбежно будет фрустрирована потребность в эмоциональном общении, безопасности. Ребенок остается один на один с новыми обстоятельствами.
  3. Нахождение с другими, чужими взрослыми почти весь день. С ними нужно познакомиться, наладить отношения, которые заменят в каком-то смысле отношения с родителями.
  4. Нахождение в постоянном контакте с большим количеством детей одного возраста, что, в принципе, не естественно. Даже в больших семьях не бывает столько детей, и дети разновозрастные.
  5. Бытовые моменты. Строгий режим дня, хочешь спать или нет, а надо. Хочешь есть или нет, а надо. Сон в другой кроватке. Смена ритуалов сна. Другая еда. Другой туалет. Другое место для прогулок. Другие игрушки и игры. Другое общение. Какие-то новые правила.

О стрессе

Смена привычного образа жизни всегда становится причиной психического напряжения, а то и стресса для организма. Для взрослого или для ребенка.

Стресс — состояние психического напряжения, возникающее у человека, когда он оказывается в сложных условиях, когда приходится преодолевать какие-то трудности, которые требуют от человека большого количества физической и психической энергии. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность человека. Стресс — это не что-то эфемерное, это физиологическая реакция организма. Стресс — это изменения в нервно-эндокринных системах. Это физиология.


Ребенок считывает ваши эмоции.  

Для одних перемены станут причиной небольшого беспокойства, кратковременного напряжения, для других — стрессом, который может стать причиной сложной, трудной адаптации ребенка к детскому саду, и, как следствие, произойдет ослабление организма. Это зависит от множества факторов: внешних и внутренних, зависящих от вас и не зависящих от вас. Другими словами, это такая мозаика, элементы которой сложатся благоприятным или неблагоприятным образом.

Как минимизировать стресс

Задача взрослых в процессе адаптации как раз и заключается в том, чтобы минимизировать стресс для ребенка. Как это сделать? Что зависит от родителей?

Факторы, которые помогут вашему ребенку.

  1. Твердая уверенность семьи, в частности мамы, в том, что садик семье нужен, что это хорошее и правильное решение для семьи и для ребенка. Решение, которое взрослые приняли внутренне. Могут быть тревоги о том, как все пройдет, беспокойства, связанные с новизной ситуации. Но эти тревоги не мешают родителю, не вгоняют его в сомнения, не становятся причиной метаний «а надо, а может не надо». У родителей должно быть внутреннее состояние, что так будет лучше, что это правильно. Это состояние родитель как бы транслирует ребенку. Оно становится опорой для ребенка. Если мама уверена, что так правильно, так хорошо, значит, я тоже в этом уверен. Это происходит на уровне эмоций, образов, ощущений. Поэтому если есть вина, какие-то смутные сомнения, сопротивление — разберитесь с ними. Ваш настрой будет опорой для ребенка.
  2. Большой плюс к благополучной адаптации, если ребенок уже умеет говорить. Понятно, что это такой фактор, на который нельзя повлиять прямо. Если ребенок уже разговаривает, то можно учить его просить воспитателя о помощи. Почему умение говорить это плюс: во-первых, легче внедрить пункты подготовки, ведь вы можете рассказать о них, а ребенок может вас понять. С другой стороны, ребенок сможет наладить коммуникацию с воспитателем, детьми, сможет пожаловаться или рассказать вам, что происходит в садике, что он чувствует, чего боится, что его расстраивает и что радует.
  3. Длительный подготовительный период (хотя бы от двух недель до месяца, чем больше, тем лучше).

Что входит в подготовку.

  • Информационное поле. Информирование ребенка о том, что такое садик, что там дети делают, кто такой воспитатель, как устроен режим дня в садике, какие там правила. Для этого можно просто время от времени заводить разговор. Читать детям сказки, рассказывать истории про детский сад. Играть в детский сад. Приводить в пример знакомых детей, которые уже ходят в детский сад («А наш дружок сейчас в детском саду играет, вечером его мама заберет оттуда, и мы встретимся»). Проходя мимо любого детского садика, вы можете рассказывать, что это за здание, что там обычно происходит. Ваша задача как бы создать информационное поле о детском садике. И разговаривать об этом не раз и не два. Причем это должна быть не дидактическая беседа. Вплетайте информацию в ваши обычные будни («Приготовила кашу, как в садике», «Купили тебе рубашку для садика»).


Отправляйтесь на прогулку рядом с детским садом.  

  • Знакомство ребенка с местностью. Устраивайте прогулки около садика, даже если нельзя зайти на территорию, или просто познакомьтесь с местностью. Если есть возможность сходить в садик на экскурсию — сходите. Если есть возможность погулять по территории — погуляйте. Если у вас уже есть дети, которые ходят в садик, то, скорее всего, младшие дети бывают с вами в садике, когда вы забираете или приводите старших детей — это плюс. Если у вас есть знакомые, которые ходят в этот садик, то сходите вместе с ними, когда они забирают своих детей вечером из садика.
  • Совместные подготовительные мероприятия. Купите вместе одежду к садику. Сходите познакомиться с воспитателем. Сходите на прогулку с детками в детский садик.
  • Положительный настрой ребенка. Рассказывайте ребенку интересные положительные стороны посещения детского сада или просто веселые истории про детский садик, может быть, из вашего детства («Самая вкусная запеканка, которую я когда-либо ела, была в моем детском садике», «У меня был друг в детском садике, которого звали Сережа, и нам с ним было всегда весело»).
    Никогда не пугайте и не угрожайте ребенку детским садиком и воспитателем. Если у вас есть какие-то неприятные воспоминания о детском садике, то не надо ими делиться с ребенком. Если кто-то из родственников угрожает детским садиком («Вот пойдешь в детский сад, никто тебя с ложки кормить не будет»), то пресекайте это. Не допускайте негативных разговоров о садике при ребенке или детях.
  • Настройка режима дня, который близок к детсадовскому. Если ваш ребенок любит поспать долго, то за 2-3 недели до начала посещения детского садика сокращайте утренний сон на 10-15 минут. Все зависит от того, насколько долго спит ваш ребенок. Вечером укладывайте ребенка вовремя, избегайте ночных посиделок. Устраивайте дневной сон или хотя бы тихий час. Какой будет режим в вашем садике, можете узнать заранее у воспитателей, директора или у другим мам, которые уже посещают этот садик.
    Если вы подошли к садику не подготовившись по режиму, договоритесь с воспитателем, что будете некоторое время приходить к девяти вместо восьми часов (будет ли это возможно, зависит от детского сада, от желания воспитателя помочь вам).
  • Формирование навыков самообслуживания. Учим ребенка одеваться самостоятельно (пусть это будут хотя бы простые вещи — маечки, трусики, носочки), пользоваться столовыми приборами, кружкой, самостоятельно есть, пить. Мыть руки после туалета. Пользоваться полотенцем, после того как помыл руки. Пользоваться туалетом или горшком.

Примерная схема плавной адаптации

Дам примерную схему, которая вводит ребенка в сад постепенно, шаг за шагом. Но в вашем саду могут быть другие правила, и, конечно, игнорировать их не получится. Просто посмотрите, что из той схемы, которую опишу я, вы сможете внедрить, адаптировать к вашей реальности.

  1. Если есть возможность познакомить ребенка с садиком, с группой заранее — сделайте это. Можно найти повод для визита: например, узнать что-то, подать документы вместе с ребенком, сходить с кем-то, кто уже ходит в этот сад. Подробнее об этом я писала выше.
  2. Лучше если первый день (обычно это всего один час или меньше) вы будете с ребенком: пройдете с ним по группе, заглянете в спальню, найдете кровать ребенка, покажете его шкафчик. Посидите какое-то время в группе, чтобы ребенок мог исследовать пространство в вашем присутствии (все зависит опять же от внутренних правил). С вами ребенок чувствует себя в безопасности, а значит, он будет активно исследовать пространство. Может быть, ваш первый день пройдет на улице.
  3. Важно установить контакт с воспитателем и маме, и ребенку. Вы можете познакомиться, поговорить, представить ребенка воспитателю, а воспитателя ребенку. Лучше если в это время ребенок будет у мамы на руках. Но тут многое зависит и от воспитателя. Постарайтесь поздороваться, улыбнуться воспитателю, а потом как бы передать ребенка в руки воспитателю. Если воспитателей несколько, то знакомимся со всеми.
  4. При расставании целуйтесь, обнимайтесь, говорите ребенку, что придете за ним очень скоро, передавайте его воспитателю и уходите. Приходите через час. Обязательно радуйтесь ребенку, обнимайтесь, целуйтесь. Да, ребенок может плакать. Тогда обнимаете, утешаете и передаете воспитателю. Уходя — уходите. Спокойно идете заниматься своими делами. Не надо прыгать под окнами, под дверью, обуздайте свою тревогу. И верьте, что вашему ребенку под силу справиться с этой ситуацией.
  5. Важно при расставании с ребенком оставить ему что-то напоминающее о вас, о доме. Например, любимую игрушку, или можно приобрести специально игрушку-друга, которая будет ходить с ребенком в садик. Можно оставить платочек, пахнущий мамиными духами, какую-то записку-рисунок на клочке бумаги, можно нарисовать сердечко на ручке. Маленьким детям оставляем что-то вещественное. Детям постарше можно уже оставлять что-то символическое (например, поцелуй в кармашек).
  6. Какое-то время водите ребенка на пару часов. Обычно в течение недели.
  7. Затем оставьте ребенка на обед, потом на сон. Какое-то время забирайте малыша сразу после сна.
  8. Если видите, что ребенок плачет, но быстро успокаивается и спокойно играет, идет на контакт с воспитателем, интересуется игрушками, обедает, то это признаки того, что можно оставлять до вечера. Если у вас есть возможность, какое-то время забирайте через пару часов после сна, постепенно увеличивая время (если это нужно).
  9. Важно тепло прощаться с ребенком. И встречать всегда с радостью и улыбкой, обнимать, тискать. Не ругать ребенка за слезы, но сочувствовать, поддерживать, оказывать понимание. Если вам жалуются на ребенка, то не разбирайтесь в ситуации сразу же — на первом месте должна быть радость от встречи с ним.


Игрушка станет другом для ребенка в детском саду.  
Понятно, что это примерная схема. Удастся ли ее применить, зависит от факторов, на которые вы не можете повлиять:

1) правила садика, режим дня, атмосфера в группе, в садике (это то, на что особо повлиять не получится).

2) личность воспитателя, готовность к сотрудничеству (тоже особо не зависит от родителя. Но старайтесь расположить воспитателя к себе и будьте сами дружелюбны).

3) личность самого ребенка, его характер, темперамент, личностные адаптационные способности, жизненный опыт ребенка.

4) детский коллектив.

Самые распространенные ошибки

Факторы, которые могут затруднять адаптацию и которые нужно по возможности не допускать или устранять.

1. Отсутствие каких-либо подготовительных мероприятий вообще. Идти в садик, как говорится, с места в карьер.

2. Резкое погружение в жизнь садика (сразу на полный день).

3. Внезапное исчезновение мамы, отсутствие ритуала прощания.

4. Неподготовленность ребенка к режиму.

5. Питание. Ребенок привык есть только протертую пищу.

6. Нет навыков самообслуживания у детей от трех лет (ребенок ждет, когда его покормят, оденут).

7. Угрозы детским садиком, негативная атмосфера вокруг темы детского садика.

8. Наложение стрессов — переезд, кризис трех лет. Бывает, что этого трудно избежать, просто учитывайте, что нагрузка на нервную систему повышена. Период адаптации может затягиваться.

9. Повышенная нагрузка на нервную систему в период адаптации. Например, ребенка записывают еще и в новые кружки.

10. Тревожность мамы, отсутствие твердого решения о нужности детского сада.

11. Игнорирование потребностей ребенка, отсутствие компенсации разлуки. При расставании создавайте тактильный контакт, что-то оставляйте за себя, проговаривайте, что будете делать, когда встретитесь после детского сада.
Можно дать с собой в садик игрушку.  

12. Незаинтересованность в адаптации (выгодно взрослым).

13. Несерьезное отношение к адаптации, непоследовательность взрослых (проспали — не пошли).

14. Неготовность родителя к негативной реакции ребенка, ругань за эмоции ребенка, негатив утром при сборах и при прощании.

15. Нереалистичные ожидания родителей от ребенка.

16. Какие-то негативные родительские установки о садике.

Как понять, что адаптация закончилась благополучно

Адаптация занимает от 2 недель до 3 месяцев. Если вы были в длительной болезни, то адаптацию приходится начинать заново.

Следующие признаки подскажут, что ребенок привык к новой обстановке.

Ребенок усвоил правила пребывания в саду: он знает, что нужно сначала переодеться, затем сделать зарядку, потом позавтракать и так далее.

Ребенку психологически комфортно, он играет, ест, спит. При расставании может какое-то время плакать, но быстро успокаивается в группе и включается в игру. Или уже спокойно прощается с мамой и идет к воспитателю, общается.

Как понять, что ребенок не может адаптироваться

  • Ребенок ни с кем не общается, не идет на контакт. Он замкнут, никого к себе не подпускает, даже если прошло уже 1-2 месяца.
  • Ребенок ничего не ест, отказывается от воды. Не ходит в туалет даже пописать. Терпит до последнего.
  • Ребенок плачет, не успокаивается до тех пор, пока не придет мама.
  • Длительный, стойкий регресс в развитии (в речи, в навыках самообслуживания, появились навязчивости, ночные кошмары, которые не проходят совсем или проходят, когда ребенок, например, болеет и не посещает садик).

Если случилось так, что прошло 1-3 месяца, а прогресса в адаптации нет, то нужно разбираться в причинах. Вам помогут следующие шаги.

  1. Беседа с воспитателем и с садовским психологом. Обычно к малышам приставляется психолог, который следит, как проходит процесс адаптации.
  2. Проективная диагностика. Игра в садик, рисование, придумывание совместной сказки.
  3. Наблюдение (может, это реакция на одного из воспитателей или стресс, который истощил его. Тогда надо взять перерыв, восстановить организм).

Также обратите внимание на свои тревоги.

К чему нужно быть готовым

Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.

  • Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.


В период адаптации проводите с ребенком больше времени.  

  • Короткий по времени откат в развитии и регресс в навыках (речь, туалет, ночной энурез, промашки во время игр в детском саду), могут быть даже какие-то навязчивые движения или действия. Принимайте это как временное явление. Не заостряйте на этом внимание. Не ругайте, не стыдите. Давайте ребенку больше тактильного контакта, эмоционального общения.
  • Страхи, агрессия в саду или дома, капризы после садика, ночные пробуждения с плачем и криками, непослушание дома. Ребенок рад, когда вы приходите в садик, а через минуту выказывает к вам враждебность и обиду. Ваша задача смягчить его эмоции, сказать, как вы соскучились, как любите своего малыша. Не торопиться собираться домой, а минут 10-15 посидеть обнявшись.

Это все нормальные, временные явления, которые пройдут, как только ребенок адаптируется к новым обстоятельствам. Вам, как родителю, понадобится немного терпения и спокойствия.

Резюме

Адаптация — способность организма приспосабливаться к окружающей среде. Эта способность есть у детей. Дети довольно гибкие.

Есть факторы, на которые вы можете повлиять — это ваш вклад в легкую и благополучную адаптацию ребенка к детскому саду. Есть факторы, которые мешают адаптации, — минимизируйте их.

Период адаптации длится от 2 недель до 3 месяцев.

Некоторые негативные явления в период адаптации — норма. Сохраняйте спокойствие. Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка. Будьте уверены, что ему под силу адаптироваться к детскому саду. Никакой маминой вины, тревогу держите под контролем.

И все сложится наилучшим образом! Чего я вам всем и желаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада

Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Проект «Эмоционально-развивающая среда как условие успешной адаптации к условиям детского сада»

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению актуальна. Если родители и специалисты детского сада объединят свои усилия и обеспе...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...