Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Москвичева Светлана Михайловна
Конспект Непрерывной организованной интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию. на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_zdravstvuy_maslenitsa.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД П. НОВОПУШКИНСКОЕ»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

413141 п.Новопушкинское, Б-р Вавилова,8  Т. 77-63-05

Конспект

Непрерывной организованной интегрированной

 образовательной деятельности

по познавательному развитию.

на тему: «Здравствуй, Масленица, дорогая!»

для детей старшего дошкольного возраста.

Москвичева Светлана Михайловна,

воспитатель МДОУ «Детский сад

п. Новопушкинское»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Энгельс 2022

Основная общеобразовательная программа ДОУ, с учетом комплексной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А Васильева.

Возрастная группа:  старшая группа.

Тема НОД:  «Здравствуй, Масленица, дорогая!»                                                                                                Цель: Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Программные задачи

Образовательные:

- познакомить с историей возникновения праздника, традиций, обрядов празднования Масленицы, какое значение имело чучело Масленицы и блины. -учить понимать народные потешки и заклички.                                                                                                                                                   - познакомить с русским народным фольклором;

- продолжать обогащать словарный запас и усваивать лексико-грамматические категории.  

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

Развивающие:

      развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;

     развивать все виды памяти, выдержку, зрительное, слуховое внимание;

       развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства);

       корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

       воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать коммуникативные навыки.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие.

 Материалы: музей Русская изба, русский народный костюм, чучело Масленицы , ленточки по количеству детей, блины (круги, вырезанные из бумаги желтого цвета) , бубен,репродукции картин русских художников и картинки по теме занятия,   карусель – обруч, поднос с картинками солнышек.

ТСО: муз.калонка, музыкальные композиции

Предварительная работа: заучивание закличек, стихов, небылиц. Рассматривание и беседы по картинам русских художников Б.Кустодиев «Масленица»; В.И. Семенов «Скоморохи с медведем»; Кириллов Иван «Масленица. Кулачки»

Словарная работа: расширение словарного запаса новыми словами: «весна-красна», «приаукаем», «солнышко-колоколнышко», «заигрыш», «разгул», «вечерки», «золовкины посиделки». Активизация в речи слов: Масленица, ложкари, традиции, закрепление текстов пословиц и поговорок, названий дней недели, развитие умения подбирать сравнительные характеристики.

Индивидуальная работа: стимулирование детей к активности, поощрение действий, оказание помощи детям, затрудняющимся в выполнении заданий.

Работа с родителями: подбор иллюстраций к альбомам, разучивание текстов частушек, пословиц, потешек.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть(мотивация)

-Проходите, гости дорогие. Рада я вас видеть в своей избе, я ее хозяйка Марьюшка. И хотела бы знать, как вас звать-величать. Предлагаю в круг встать и имена свои назвать

- Помашет всем пусть Леша,

  Пусть меня услышит Вова,

  Ушки слышают у Саши,

  У Егора с Димой тоже,

   Ярослав со мной играет,

   Рома  знания закрепляет,

   Поднимите руки выше,

   Кто имён своих не слышал

- А теперь кто не услышал своего имени, поочередно назовите его!

Дети заходят в Русскую избу, их встречает воспитатель в русском костюме. Звучит русская народная музыка.

Основная часть

-Ох, да вы замерзли пока шли ко мне, рассаживайтесь у печи, погрейтесь, да меня послушайте.  

Есть старинный русский обычай зиму провожать, да весну встречать. Не придет весна-красна, пока зиму не проводили. Будет лютовать, снега наметать, да морозы гнать. А чтобы такого не случилось весну звать нужно, аукать.

Давайте с вами весну поакукаем, позовём. А я вас научу как.

 Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

Приходи, весна, приходи, красна!

Давай, солнышко -колоколнышко,

Приноси урожай в наш любимый край!

Ау, ау, аукаем, весну приаукаем!

-Знал русский народ, чтобы зима не гневалась, по-хорошему ушла и в срок положенный, устраивали ей весёлые пышные проводы- Масленицу. Масленица-это веселый праздник встречи весны и солнца.  Про Масленицу говорили «широкая масленица». Как вы думаете почему? Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели готовились к посту, а молочные продукты и масло ещё можно было кушать. Масленица от слова масло. К празднику пекли блины,  горячие, румяные и круглые, как солнышко.

А знаете как называют блины?                                                                                                                           На тарелке он один - называем просто….(блин)

Много испекли их мы - тогда назовём…. (блины)

Испекли для дочек - назовём (блиночек)

Будет кушать их сынок - назовём тогда…. (блинок)

Огромный, как домище - назовём…. (блинище).

Да какие внимательные и разумные гости ко мне пожаловали сегодня.

-Масленицу  празднуют целую неделю. Каждый день особенный, со своими традициями. Угадаете, как называется первый день, разгадав мою загадку:

1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник- (встреча)

С этого дня начинали печь блины, да куклу-чучело зимы мастерить. Чучело - это прощальный образ зимы.

Воспитатель: "Здравствуй, Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Вот такие песни распевали и делали соломенное чучело, а потом ходили с ним по деревне.

А наше чучело –то не украшено еще. Ленты цветные возьмите, на рукава  да платье повяжите!"

- Вот какая получилась красавица!

2.У меня ещё вопрос….

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день парни бравые да девушки начинали строить ледяные и снежные крепости. С песнями да плясками играли в веселые игры.

А вы хотите поиграть? Покататься на карусели? Тогда беритесь за край  понравившейся ленточки .

-Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом все бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите…

Карусель остановите.

-Покатались на славу. Рассаживайтесь на места, да следующую мою загадку разгадайте.

3.Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка)

В этот день ходили друг к другу в гости да блинами угощались. Мы с вами тоже всех угощать будем. Приготовьте ладошки и повторяйте за мной.

Положи блинок в ладошку: (Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке)
Угости мурлыку- кошку, (На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием  соответствующих слов).                   Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.

4.Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Самый весёлый день. В этот день возят чучело на колесе, катаются, поют песни.

Посмотрите на картину. Перед вами «Масленица- проводы зимы».  Она показывает как в старину весело провожали зиму.(Воспитатель задает вопросы детям по картине)

Предлагаю представить , что мы то же артисты, да поиграть в танец-игру «Ты катись, горячий блинчик». Вставайте в круг.

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует.

5.Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки) .Тёща- мама вашей мамы. Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Вот что я вам сейчас расскажу о блинах. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:                                                                           1. Получается из теста,

В сковородке ему место,

Масленицы господин,

Что же это? Вкусный. (блин)

2. Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка. (соли)

3. Наша мама – мастерица.

Дрожжи, соль, мука, водица…

Все в кадушку и на место.

У печи подходит … (тесто)

4. Без нее блины не спечь.

Ну-ка, ставь ее на печь.

Тяжела, черна, тверда

Мамина … (сковорода)

5. Кружевные, пышные,

Вкусные, душистые.

Для сына, для дочки

Пекутся … (блиночки)

6. Дорогих гостей встречаем,

Сладким чаем угощаем.

На столе пускает пар

Старый медный … (самовар)

6.Шестой день  - «золовкины посиделки». Так называют сестру папы.  В этот день молодые невестки принимали у себя гостей и угощали самым вкусным. Дарили друг другу подарки

7. День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

Это самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью. «Прости меня, если я тебя обидел». И обнимаясь, слышали в ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю». Вот какие чудесные наши русские традиции.

- А чучело из соломы  в этот день ставили на площади и сжигали его, звали в гости весну. Весна приходила, ручейки приносила. Вставайте со мной, берите себе пару, поиграем в игру «Ручеек».

   

Дети, чьи имена не прозвучали, поднимают руки и по очереди называют свои имена.

Дети рассаживаются у печи, хозяюшку слушают.

Дети хором повторяют за воспитателем

Предположения детей.

Ответы детей.

Проводится словесная игра «Какие бывают блины». Дети отвечают на вопросы хозяюшки избы.

Дети разгадывают загадку.

Дети наряжают Масленицу.

Дети отгадывают название второго дня масленицы.

Ответы детей.                                                            Звучит веселая русская народная музыка.

Игра «Карусель» .Ведущий держит шест с лентами. Дети встают в круг, берутся за концы лент и под слова движутся по кругу.

Дети отгадывают название третьего дня масленицы.

Пальчиковая игра «Масленица»

 

Дети разгадывают название четвертого дня масленицы.

Рассматривание картины

Ответы детей по картине.

Дети играют в игру «Ты катись, горячий блинчик». Передают по кругу блинчик (вырезан из картона.

По окончанию игры дети присаживаются на свои места.

Дети разгадывают название пятого дня масленицы.

Дети отгадывают загадки.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети разгадывают название седьмого дня масленицы.

Игра «Ручеек»

Под веселую музыку дети выстраиваются парами друг за другом. Ребенок без пары идет к началу «ручейка» и выбирает пару. Взявшись за руки, новая пара идет в конец. Оставшийся один ребенок идет в начало «ручейка» за парой)

Заключительная часть (рефлексия)

- Понравилось вам у меня, гости дорогие?

Если вам очень понравилось у меня в гостях и вы хотели бы еще раз ко мне прийти, то возьмите с подноса солнышко с улыбкой и покажите мне, если вам не очень понравилось, то солнышко без улыбки, ну а если уж если вам совсем было не интересно и грустно, то покажите мне грустное солнышко.

Спасибо вам за ваши отзывы, вы мне все очень понравились, но нам уже пора расставаться и вот вам с собой на дорожку блинов румяных, из печи моей.

Ответы детей.

Дети достают с подноса солнышко, соответствующее их настроению и показывают хозяйке избы.

Звучит русская народная песня «Блины» дети уходят в группу, моют руки, угощаются блинами.

Использованная литература:

1. Программа «От рождения до школы»

2. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

О. Л. Князева, М. Д. Маханева.

3. Источники https://nsportal.ru/