Семинары - практикумы, мастер-классы, тренинги для родителей
материал


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Подготовила: Соколенко О.А.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы хотим представить вам мастер-класс на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников».

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Ребенок не может быстро текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко, когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Слайд 3

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.

АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

Слайд 4

ЗАДАЧИ:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5.  Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Слайд 5

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Дидактическим материалом являются мнемотаблицы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему, мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Слайд 6

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы).

Мнемотехника строится от простого к сложному:

Мнемоквадрат – Мнемодорожка – Мнемотаблица

Слайд 7

     Мнемоквадрат  -   одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

     Слайд 8

     Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения

      Слайд 9

      Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Слайд 10

Например, стихотворение «Встреча с весной», который представлен в виде мнемотаблицы.

Выглянуло солнышко. Ахнуло: – Проспало!                                                         Теплыми ладошками тучи разогнало                                                                     Растопило снег вокруг ясными лучами                                                                                И земля покрылась вдруг первыми цветами                                                         Побежали ручейки, птицы прилетели                                                                                   И деревья из листвы вновь наряд надели                                                                    Солнце улыбается: Всё теперь как надо!                                                                             И с весной-красавицей встретиться я радо!

Слайд 11

А сейчас вашему вниманию представлена мнемотаблица для заучивания стихотворения «Ёлочка». На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.

Перед нами ёлочка: шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики, зайчики и свечки, звёзды, человечки.

Слайд 12

А теперь, глядя на мнемотаблицу, попробуйте прочитать стихотворение без опоры на текс.

Слайд 13

Хотим предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.  Глядя на картинки нужно прочитать чистоговорку. Затем  закрыть текст или подогнуть листочек. И дальше, опираясь только на схему рассказать чистоговорку.                                                                                            1.Две лягушки, две подружки пили чай и ели плюшки                                                       2.У мыши – мышата, у кошки – котята, у ерша – ершата, у лягушки – лягушата                3. Шел я, шел, мешок нашел. А в мешке том – шишки. Вам привет от мишки

Слайд 14

Мнемотаблица также помогает при пересказе художественных текстов, сказок. Например, сказка «Лисичка со скалочкой»

Слайд 15

При составлении любых описательных рассказов. Например: профессии, домашние животные и др.        

Слайд 16

Алгоритм «Фрукты и овощи»

Слайд 17

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки                                                      1. Сидит дед во 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)                        2. Сидит девица в темнице, а коса на улице (морковь)

Слайд 18

А сейчас мы предлагаем поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

Слайд 19

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Слайд 20

«Под лежачий камень вода не течёт»

Слайд 21

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

Слайд 22

«Яблоко от яблони недалеко падает»

Слайд 23

«Кто не работает, тот не ест»

Слайд 24

А сейчас в предверии праздника «Дня Победы», мы с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы. (выбрать желающих и раздать листочки с карандашами)

Слайд 25

Образец зарисованной мнемотаблицы  к стихотворению «9 МАЯ».

Слайд 26

– Мы думаем, что все игры с мнемотаблицами, которые показали вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Результаты:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;                                   • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;                                                                                                                             • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;                                                    • словарный запас выходит на более высокий уровень;                                                                                         • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Выводы:

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Слайд 27

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Золотой ключик»

  

 

 

 

 

 

 

 

Интеллектуальная игра с родителями и детьми

по ПДД  «Семейная  гостиная»

 

 

 

 

Воспитатель:  Соколенко О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пыть-Ях

 

 

Ход игры: 

 - Дорогие друзья! Нас встречает ансамбль «Домисолька».

Дети исполняют песню «Ты да я да мы с тобой».

Мы рады приветствовать Вас в нашей семейной гостиной. Спасибо всем за стремление подружиться с нами. Сегодня, когда то и дело видишь хмурые, озабоченные лица, приятно видеть людей с доброй, приветливой улыбкой и счастливым взглядом. А если это семья, то приятно вдвойне!

Мы с удовольствием представляем вам такие семьи:

Итак встречаем! Семья №1, Семья №2, Семья №3, Семья №4, Семья №5, Семья №6

Сегодня тема нашей семейной гостиной: «Знай и соблюдай правила дорожного движения». В наш век огромных скоростей, множество автомобилей на дорогах, всевозможных аварий и транспортных происшествий. Эта тема сегодня наиболее актуальна. Мы за порядок и безопасность на дорогах! На наших глазах будут разыграны семейные конкурсы САМЫХ СМЕЛЫХ, САМЫХ НАХОДЧИВЫХ И ПРАКТИЧНЫХ.

А раз у нас конкурсы, значит должны быть жюри строгое и справедливое. Итак, я представляю наше жюри: представление членов жюри.

 

А теперь конкурсы:

Задание №1: «Перекресток загадок» Детям – участникам предлагается отгадать загадки по дорожной тематике, а родители им помогают. Кто знает тот быстро отвечает:

  1. Полосатая лошадка, еѐ «зеброю» зовут, но не та, что в зоопарке, по ней люди все идут. – ПЕРЕХОД
  2. Я глазищами моргаю неустанно день и ночь и машинам помогаю и тебе хочу помочь. – СВЕТОФОР
  3. Дом по улице идет, на работу всех везет не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. – АВТОБУС
  4. Не живая, а идет, не подвижна, а ведет. – ДОРОГА
  5. Везет, а не лошадь, сам в галошах, на красное взглянет сразу сам встанет. – АВТОМОБИЛЬ
  6. Едет он на двух колесах не буксует на откосах и бензина в баке нет это мой – ВЕЛОСИПЕД

Задание №2: «Дорожный патруль» Родителям задаются каверзные вопросы, а дети помогают им отвечать:

  1. Какое насекомое, сидящее в траве, одного цвета с разрешающим сигналом светофора? – КУЗНЕЧИК
  2. Место ожидания общественного транспорта? – ОСТАНОВКА
  3. Кто хозяин перекрестка? – СВЕТОФОР
  4. В какой сказке и у какого персонажа имеется шапка такого же цвета, как запрещающий сигнал светофора? – КРАСНАЯ ШАПОЧКА
  5. Какая часть дороги предназначена для машин? – ПРОЕЗЖАЯ
  6. Как называется человек, который, регулирует движение на дороге? –

РЕГУЛИРОВЩИК

  1. Какого цвета сигнала светофора не хватает в стихотворении «Мой веселый звонкий мяч»? - ЗЕЛЕНОГО
  2. Как называется человек, который едет в автобусе? – ПАССАЖИР
  3. Как называется палочка регулировщика? – ЖЕЗЛ
  4. Со скольки лет можно ездить на велосипеде? – С 14 ЛЕТ

 

ОЦЕНКА ЖЮРИ 

Ну, что ж потрудились, пора и отдохнуть в семейном кругу.

Задание №3: «Музыкальная семейка». Каждая семья должна исполнить песню, слова которой так или иначе связаны с дорожным движением, транспортом.

Задание №4: «Умники и умницы». Нужно хорошо подумать и отгадать по первым буквам картинок марку машины.

Задание №5: «Угадай-ка». Это самый трудный, но очень интересный конкурс. Семья должна сложить картинку и назвать вид транспорта.

ОЦЕНКА ЖЮРИ. 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинг для родителей

«Полезные и бесполезные правила жизни моего ребёнка в семье»  

 

 

 

 

Воспитатель:  Соколенко О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пыть-Ях

2020

Цель: Повышение родительской компетентности, понимание природы, внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста; исследование родителями собственной способности смотреть на мир глазами ребёнка; общение навыков рефлексии собственной воспитательной позиции в ситуациях затруднительного общения с ребёнком, когда он «сводит взрослого с ума».  

 

Ι часть  

Воcпитатель: Уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашем зале, предлагаю вам рассмотреть некоторые вопросы воспитания наших любимых детей. Возможно, сегодня мы найдем с вами оптимальный вариант родительского поведения.  

Только в дошкольном возрасте каждый ребёнок чувствует себя повелителем джинов и волшебников, т.е. нас родителей, которые могут, и в его понимании должны, сделать для него всё. Ребёнок думает, что родители, как маги, удовлетворят его любое желание. Детское «хочу» всё больше начинает вызывать напряжение, беспокойство, растерянность, раздражение и сопротивление родителей. Как известно, это порождает капризы и так называемую «неуправляемость» ребёнка.  

Рисуночный тест: «Поведение родителей в трудных ситуациях».  Вот сейчас, уважаемые родители, мы попробуем изобразить, в виде метафоры, свой выбор способа родительского поведения в ситуациях, когда ребёнок готов «свести вас с ума».  

Воспитатель берет лист бумаги, который разделён на 4 части:  

  1. «Что я разрешаю ребёнку»;  
  2. «Что я запрещаю ребёнку»;  
  3. «Что я разрешаю при условии»;
  4.   «Что я запрещаю, но иногда уступаю».

 Звучит музыка.  

Родители объясняют, что они нарисовали.  

Воспитатель: Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что мы запрещаем детям всё, что опасно для их жизни и здоровья и разрешаем всё, что способствует их всестороннему развитию. Меня радует, что родители обдуманно подходят к своему поведению в сложных ситуациях.  

Диагностика: «Какой вы родитель?»  

Воспитатель подводит результаты диагностики.  

Воспитатель: Милые дамы, я предлагаю вам обсудить правила жизни ребёнка в семье. Прошу вас взять памятки, внимательно прочитать правила и объяснить свой выбор. Пожалуйста, кто из родителей начнет зачитывать правила? (Родители читают правила, объясняя их смысл и приемлемость для своей семьи.)  Правила:  

-Правила (ограничения, запреты, требования) – неотъемлемая часть жизни каждого ребёнка в семье.  

-Хорошо, если правил (ограничений, запретов, требований) не слишком много, если они гибкие и не вступают в явное противоречие с потребностями ребёнка.  

-все ограничения, запреты, требования усваиваются малышом при условии их согласованного предъявления взрослыми членами семьи.  

-Важно придерживаться в предъявлении ограничений, запретов, требований дружественного, разъяснительного тона, а не повелительного.  

-Обращаясь к ограничениям, запретам, требованиям, важно пользоваться системой взаимных уступок – принципиальность уместна менее всего.  Воспитатель: Мы с вами обсудили все правила, согласились с ними, и я предлагаю вам взять эту памятку и пополнить свой родительский дневник.  

 

ΙΙ часть  

Воспитатель: А сейчас мы пригласим наших любимых детей и попробуем наладить с ними контакт (дети заходят в зал).  

Воспитатель: Ребята, подойдите к своим мамам, нежно возьмите их за руки, ласково посмотрите им в глаза и передайте им своё тепло и любовь. А сейчас, дети, пригласите своих мам встать в круг.  

Игра: «Комплимент».  

Родители, дети, воспитатель встают в круг опускаются на колени друг перед другом.  

Воспитатель: Поприветствуйте своей доброй улыбкой друг друга и скажите друг другу красивые, добрые слова. (Каждый участник игры делает комплимент друг другу.)  

Игра: «Поварята»  

Все встают в круг – это «кастрюля». Сейчас будем готовить «борщ». Дети напоминают, какие овощи нужны для борща: картошка, морковь, лук, капуста, свёкла. Под музыку все двигаются по кругу, музыка

останавливается, ведущий выкрикивает по очереди то, что хочет положить в «кастрюлю». Узнавший себя заходить внутрь круга. Движение продолжается.

Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается.  Воспитатель: Какие мы молодцы! Какой вкусный, полезный «борщ» мы приготовили.  

Игра: «Доброе животное»  

Участники встают в круг и берутся за руки.  

Воспитатель: Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. (Воспитатель говорит тихим голосом. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседа.)  

Воспитатель: А теперь подышим вместе. (Вдох – шаг вперёд, выдох-шаг назад).  

Воспитатель: Так не только дышит животное. Так же чётко и ровно бьется его большое, доброе сердце (все положили руку на грудь, слушают своё сердце. Поставили руки на пояс, ноги на ширине плеч, наклоны в стороны: стук – влево, стук – вправо).  

Воспитатель: Мы все берём дыхание и стук сердца этого большого доброго животного себе.  

Воспитатель: Мне было приятно с вами общаться, мои дорогие родители, мои любимые дети! Спасибо вам!  



Предварительный просмотр:

Мастер-класс с родителями

"Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников"

Воспитатели: Соколенко О.А.

В формировании нравственных чувств ребенка решающее значение имеют условия жизни в семье, взаимоотношения родителей и их отношение к ребенку. Когда между родителями устанавливаются теплые, дружеские отношения, дети чувствуют себя счастливыми. Они становятся более спокойными, ласковыми и открытыми, менее капризными.

Цель: Развитие у родителей (педагогическое просвещение) педагогической компетентности по освоению способов развития у детей нравственно-патриотических чувств.

Задачи:

  • Привлечь родителей к работе по формированию у детей гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу,
  • Познакомить родителей с приемлемыми формами приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  1. Приветствие.

Патриотическое воспитание является одним из путей социального развития и воспитания ребенка, осуществляемого в процессе приобщения к социальной действительности. Одной из составляющих патриотического воспитания является становление чувств у детей - причастности к своей семье, формирование способов проявления любви, заботы и уважения к членам семьи. Воспитание уважительного отношения к участникам педагогического процесса, сверстникам.

Трудности во взаимоотношениях возникают нередко, это нормально, но родителям стоит обратить внимание на стойкие проявления замкнутости, конфликтности, обидчивости и эмоциональной неустойчивости у ребенка в общении. Почаще спрашивайте ребенка с кем он дружит, в какие игры играет со сверстниками, кто ему не нравится, с кем он не хочет дружить и почему. Обычно дети могут договориться между собой, но иногда родителям следует помочь ребенку установить контакты с другими детьми. Задача родителей – ввести ребенка в мир сложных человеческих отношений и чувств, показать, как можно преодолевать трудности в общении, не на словах, а на примерах в реальной жизни, сказках, историях, играх. Ребенок, должен чувствовать, что он не одинок и что, иметь друзей – это здорово!

2. Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

1) "Фотография"

Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте ребенка, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, грусть, радость, удовольствие и т.п. Там где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

2) "Тренируем эмоции"

Попросите ребенка: 1. Нахмурится как:

  • туча;
  • рассерженный человек.

2. Улыбнуться как:

  • кот на солнце;
  • как Буратино;
  • как хитрая лиса;
  • как радостный ребенок;
  • как будто ты увидел чудо.

3. Позлиться, как:

  • ребенок, у которого отняли мороженное;
  • два барана на мосту;
  • как человек, которого ударили.

4. Испугаться, как:

  • ребенок, потерявшийся в лесу;
  • заяц, увидевший волка;
  • котенок, на которого лает собака.

5. Устать, как:

  • папа после работы;
  • человек, поднявший тяжелый груз;
  • муравей, притащивший большую муху.

6.Отдохни, как:

  • турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • ребенок, который много потрудился, но помог маме;
  • как уставший воин после победы.

3) "Глаза в глаза"

Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: "Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции". Например: "Я грустный, помоги мне!", "Мне весело, давай поиграем!", "Я не хочу с тобой дружить".

3. Коммуникативные игры для развития доброжелательного отношения друг другу:

1) Игра "Доброе животное" Участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий тихим голосом говорит: "Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!" все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. "А теперь подышим вместе!". Вдох – все делают шаг вперед. Выдох - все делают шаг назад. "Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе".

2) "Клубочек" Игра полезна в компании малознакомых детей. Дети садятся в круг, ведущий держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечае на вопрос, а затем задает вопрос следующему игроку. Таким образом клубочек возвращается ведущему. Все видят нитки, связывающие участников игры в одно целое, определяют на что фигура похожа, много узнают друг о друге, сплачиваются.

3) Игра "Ветер дует на …" Со словами "Ветер дует на…" ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: "Ветер дует на того, у кого светлые волосы" - все светловолосые собираются в одну кучку. "Ветер дует на того, у кого… есть сестра", "Кто любит животных", "Кто много плачет", "У кого нет друзей" и т.п. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать у частников каждому.

4) Игра "Окажи внимание другому" Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: "Спасибо, я тоже думаю, что я …" (повторяет сказанное ему), а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: "А еще я думаю, что я…"

Рефлексия. Вывод. Простые игры и упражнения можно использовать дома в индивидуальных занятиях, а также во время прогулки или на дне рождения малыша, некоторая их часть требует приглашения в дом сверстников и друзей. Устраивайте почаще детские праздники и развлечения, больше общайтесь!



Предварительный просмотр:

Семинар — практикум для родителей

«Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь»

Выполнила: воспитатель

Соколенко О.А.

Цель: содействие поддержке системы патриотического воспитания в общеобразовательной школе через организацию педагогического просвещения для родителей, активизация родительского участия в воспитании детей.

Задачи: - установить партнерские отношения между педагогом, детьми и родителями;

- повысить компетентность родителей по вопросам патриотического воспитания;

- вызвать интерес родителей к этой проблеме;

- развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать.

1. Вступление

Вед. Как помочь детям стать патриотами своей Родины, как своевременно поставить заслон предательству, псевдопатриотизму? Об этом пойдет сегодня наш разговор на семинаре, тема которого "Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь". Есть ли пути, ведущие к воспитанию детей, беззаветно любящих свою Родину? Эти мысли волновали педагогов всех времен. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», – считал основоположник научной педагогики Константин Ушинский.

Патриотическое воспитание - один из сложных и многогранных аспектов реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Его реализация сложна и вместе с тем является наиважнейшей отраслью воспитания дошкольников. Давно известно, что основные фундаментальные мироощущения будущего гражданина, связанные со своей Родиной, закладываются в детстве. Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Хочется напомнить, что «Дети нас не слышат. Они на нас смотрят» Омар Хайям. Тема патриотизма - ныне жгучая и важная тема для нашей страны, для нас - россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Сегодня наша встреча и посвящена тому, как ввести растущего человека в мир родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается судьба, как научить его любить свой край. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится и трудится, способствуют осознанию себя как личности, как достойного гражданина своей страны.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры…

Ни для кого не секрет, что важное место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра. В своей педагогической деятельности мы всё делаем ради детей и их развития. Наша цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Великое чувство патриотизма складывается: из любви к Родине, уважения к женщине, почитания матери, сохранения семейных уз, уважения к традициям наших предков, добра и милосердия, исполнения гражданского долга, памяти о нашем героическом прошлом, активного участия в настоящем.

Зарождается патриотизм с формирования родственных чувств к своей семье, ближним родственникам, к месту, где родился - своей малой родине.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитание гражданина и патриота своей Родины. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Патриотизм - что стоит за этим словом? Почему мы так к нему стремимся? Что такое истинный патриотизм? По каким признакам (критериям) определить, что ты патриот? На эти вопросы мы постараемся ответить. Итак, кто такой патриот… Заполните, пожалуйста, кластер.

2. Мозговой штурм «Что такое патриотизм»

Родители заполняют кластер, зачитывают ответы. Примерные ответы.

• Каждый, кто любит то место, где родился и вырос.

• Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом.

• Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны, лучше нашей.

• Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

• Готов стать на защиту Отечества.

• Отстаивает престиж свой страны.

• Знает государственную символику.

• Готов отдать своей Родине все силы и способности.

• Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом.

• Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством.

• Знает свой родной язык.

• Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Вед. Вы дали свою трактовку понятия слова «патриот». Предлагаю обратиться за помощью к словарям.

Википедия. Патриотизм (греч. — соотечественник, — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечестваПатриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Философская энциклопедия. Патриотизм (от греч. - соотечественникродинаотечество, любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Словарь Ожегова. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Толковый словарь Ушакова. Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

«Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма». В. А. Сухомлинский

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». (А. Н. Толстой)

«Высочайший патриотизм — страстное, беспредельное желание блага Родине». Н. Г. Чернышевский

Подведение итогов. Патриотами не рождаются, ими становятся. Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас. Сегодня стали актуальными проблемы воспитания защитников Края, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота сейчас очень значимо. Нельзя не согласиться со словами В. Маяковского

Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден.

Отечество славлю, которое есть; но трижды - которое будет.

…И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою,

Пою мое отечество, республику мою!

Наша встреча закончена. Спасибо за плодотворную работу!

Презентация

Семинар — практикум для родителей

«Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь»

«Никто не может стать сыном своего народа,

если он не проникнется теми основными чувствами,

какими живет народная душа»

Автор: В. В. Зеньковский

Исторически сложилось так, что любовь к Родинепатриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национально характера.

Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Вед. Как помочь детям стать патриотами своей Родины, как своевременно поставить заслон предательству, псевдопатриотизму? Об этом пойдет сегодня наш разговор на семинаре, тема которого "Растить мы патриотов помогаем, и славу не уроним мы и честь". Есть ли пути, ведущие к воспитанию детей, беззаветно любящих свою Родину? Эти мысли волновали педагогов всех времен. «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству», – считал основоположник научной педагогики Константин Ушинский.

Сегодня наша встреча и посвящена тому, как ввести растущего человека в мир родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается судьба, как научить его любить свой край. Многосторонние знания о родном крае, где человек родился, живет, учится и трудится, способствуют осознанию себя как личности, как достойного гражданина своей республики и страны. Патриотизм - что стоит за этим словом? Почему мы так к нему стремимся? Что такое истинный патриотизм? По каким признакам (критериям) определить, что ты патриот? На эти вопросы мы постараемся ответить. Итак, кто такой патриот… Заполните, пожалуйста, кластер.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Когда вы беседуете с детьми о семье, вы заучиваете пословицы и поговорки.

«Узнай и назови пословицу по картинке»-показ картинок.

Давайте и мы сейчас их вспомним:

1. «Нет милее дружка, чем родная матушка»

2. «Вся семья вместе, так и душа на месте»

3. «Когда в семье лад, не нужен и клад»

4. «Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Поэтому необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Предлагаю провести состязания эрудитов под названием:

I раунд.

«Путешествие в прошлое России»

Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России.

1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

2. Какой день Масленой недели назывался Широким?

(Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии.)

4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

5. Как называется основание печи в крестьянской избе?

(Опечек)

6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка?

(Чугунки, ухваты, горшки.)

II раунд.

Из истории русского народного костюма.

1. Старинный женский головной убор замужней женщины?

(Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку?

(Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде?

(Вышивка)

4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен?

(Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси?

(Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская - одним словом?

(Порты)

В нравственно - патриотическом воспитании необходимо привить детям такие важные понятия как «Любовь к отечеству»; дать понятие, что такое Родина.

Продолжением данной работы является знакомство с флагом и гербом государства. Предлагаю следующие задания.

Что означают цвета флага?

Мир и чистота благородства.

Честность верность и правда.

Смелость и великодушие.

Дидактическая игра

Составь целую картину из частей. (Герб РФ, Герб Оренбургской обл.)

И в конце нашего семинара традиционно решим

Кроссворд «Солнышко».

1. Как в старину называли дом? (Изба)

2. Один из православных праздников(Пасха)

3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)

4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)

5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)

6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)

7. Население определенной стороны? (Народ)

8. Отечества страна, в которой человек родился(Родина)

9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)

10. Человек любящий свою страну? (Патриот)

(Написание букв вести по кругу по часовой)

Молодцы, все справились с заданиями. А дети наши вырастут и будут любящими гражданами, которые помнят и ценят свою историю!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Рисуем вместе с мамой».

Нетрадиционные техники рисования

Подготовила и провела воспитатель: Соколенко О.А.

Цель: вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Задачи:

1. Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми подготовительной группы через использование нетрадиционных техник рисования.

2. Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия, закреплять такие понятия, как взаимовыручка и взаимопомощь.

3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

4. Развивать у родителей уверенность в собственных силах, навыки мелких движений пальцев, кисти рук.

6. Способствовать формированию положительных черт характера, как аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, активность, усидчивость.

Участники «Мастер — класса» дети и родители 

 Предварительная работа:

Организация пространства для проведения «Мастер — класса».

Подготовка материалов: -рабочее место для каждого ребенка с родителем;

- ежик игрушечный;

- лист ватмана, затонированный под зимний лес, закрепленный на стене;

- 1 альбомный лист с нарисованным шаблоном ежа на каждого ребенка;

вырезанный из ватмана шаблон для снежинки на каждого ребенка;

-- гуашь белая, серая в одном блюдце на каждый стол;

- клей пва, соль на каждый стол;

- влажные и бумажные салфетки на каждого ребенка и родителя;

- кисточки на каждого ребенка;

- запись спокойной мелодии для фона;

- запись шума ветра;

-запись вальса снежинок.

Ход «Мастер — класса»

Воспитатель:

- Приветствую Вас, уважаемые родители в нашей уютной группе. Я очень рада, что Вы нашли время и пришли на наш мастер-класс, надеюсь, что Вы узнаете много интересного и полезного для себя.

- Предлагаю познакомиться поближе. Давайте станем все в кружок вместе с вашими детками и поиграем в коммуникативную игру «Будем знакомы»

В миг я палочкой взмахну –

Загадаю чудо! Всем я вам помогу

Доброй феей буду!

Поскорей встаньте в круг,

За руки возьмитесь.

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться. (муз. сопровождение) –

Какие замечательные ребята сегодня собрались, давайте с Вами познакомимся.

- мы будем передавать друг другу «волшебную палочку» и называть свое имя.

-Девочка, как тебя зовут? (Родители представляются детскими именами)

родители называют свое имя, стоя в кругу и передавая друг другу «волшебную палочку».

- Вот мы и познакомились Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования.

Воспитатель:

Послушайте загадку.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной.

(ежик)

(вносит ежика)

Еж: Здравствуйте ребята! Здравствуйте мамы и папы! Вы меня узнали?

Дети: Да, ежик!

Еж: А, вы ребята знаете, что осенью ежики засыпают на всю зиму, как медведи?

Дети(ответы).

Еж: Вот и мои друзья все уснули, а я захотел поиграть, вышел из леса и заблудился….и теперь не могу попасть к себе домой!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем ежику! Создадим для него зимний лес?

Дети: Давайте поможем!

Воспитатель: Посмотрите на доску (там висит затонированый ватман) это похоже на лес, но в нем чего то не хватает?

Дети: деревьев!

Ведущий: Тогда занимайте свои места за столиками, и нарисуем красивые деревья,. А рисовать их будем с помощью листов капусты.

Воспитатель: используем технику «печатание капустным листом» нужно обмакнуть кисть в краску,раскрасить прожилки на капустном листе и отпечатать его на бумаге. Давайте попробуем все вместе (совместное рисование родителей и детей).

Дети и родители поочередно прикладывают свои капустные листы на ватман и отпечатывают.

Воспитатель: но ведь ежик один,ему будет страшно и скучно в таком густом лесу… давайте ему поможем и нарисуем ему друзей-ежиков?

Рисование ежиков одноразовыми вилками.

Стихотворение «Ёж»

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.

Еж: Спасибо ребята, мамы и папы за таких хороших друзей! А теперь я приглашаю всех вас и моих друзей ежат поиграть.

Подвижная игра «Еж с ежатами»

Под огромною сосной, (дети бегут с родителями друг за другом)

На полянке лесной,

Куча листьев где лежит,

Еж с ежатами бежит.

Мы вокруг все оглядим, (повороты головой)

На пенечках посидим, (приседают)

А потом все дружно спляшем, (притопывают ногами)

Вот так ручками помашем. (фонарики)

Помахали, покружились (кружатся)

И домой заторопились. (расходятся по местам)

(включается запись с шумом ветра)

Воспитатель

Слышите, что это шумит.

Догадались, что это?

Дети: ветер!

Воспитатель: Конечно, ветер! Такой сильный, что все снежинки из леса раздул, и нашему ежику сейчас нечем укрыть свою норку. Давайте ребята, мамы и папы изготовим для ежика снежинки. Снежинки укроют лес теплым снежным одеялом, и ежикам в норке будет очень тепло зимой!

Воспитатель: Используем технику «рисование клеем» рисуем клеем снежинку,и посыпаем ее солью»

-а давайте представим что мы все превратились в красивых снежинок и под музыку покружимся как настоящие снежинки!

Далее родителям предлагается взять в руки сделанные ими снежинки и покружиться под спокойную музыку, представив, будто они снежинки…

Еж: Спасибо ребята, мамы и папы за снежинки, нам будет тепло всю зиму.

Еж: Спасибо, ребята за заботу. А я тоже приготовил для вас сладкие подарки! (угощает яблоками из корзины)

Еж: Ну, а теперь и нам пора в теплую норку. До свидания ребята.

Дети: До свидания, ежики.

Еж: Увидимся весной!

- А теперь настало время превращаться в родителей, взмах волшебной палочкой «Раз, два, три, четыре, пять - вы родители опять.

Воспитатель:

- Уважаемые родители, надеюсь, Вы получили массу положительных эмоций, выполняя эти несложные, но очень полезные упражнения.

. Спасибо за внимание! До новых встреч!



Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 детский сад  общеразвивающего вида «Золотой ключик»

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Круглый стол

с родителями и детьми 3-4 лет

«В мире сенсорики»

Подготовила и  провела:

воспитатель Соколенко О.А.

2022 г

Цель:

Познакомить родителей с играми по сенсорному развитию детей данного возраста;

Формировать представления как в игровой форме можно развить сенсорные эталоны;

Научить родителей совместно с детьми выполнять игровые действия и получать знания.

Воспитатель: Здравствуйте ребята и родители!

Мы сегодня предлагаем окунуться в мир сенсорики.

К нам сегодня пришли в гости куклы. Посмотрите, какие они красивые. Какие у них разноцветные платья.

А вы знаете куклы пришли не просто так они пришли с нами поиграть в разные игры.( куклы на мольберте).

Воспитатель показывает куклу в синем платье и просит найти на мольберте такую же куклу в синем платье.

Дети: ребёнок показывает куклу.

Воспитатель: ребята, мамы и папы, эта кукла предлагает поиграть в игру « Весёлые домики». Поиграем?

Дети: да!

Родители: да!

Воспитатель: вот какие весёлые домики,  но они растеряли свои окошечки. Давайте поможем кукле подобрать по форме и цвету нужное окошечко. Папы и мамы выполняют задания,  а дети проверяют и исправляют ошибки.

Дети и родители работают.

Воспитатель: молодцы! Вы хорошо поработали. Кукла очень рада.

Ребята посмотрите, а вот эта кукла в жёлтом платье. Кто найдёт на мольберте такую же куклу?

Дети: Ребёнок показывает куклу.

Воспитатель: посмотрите, эта кукла принесла, как вы думаете что?

Дети: мячики!

Воспитатель: Да правильно мячики.

Беседа: Какой формы эти мячики? Каким цветом (воспитатель показывает на один из мячиков чередуя их)? Каким размером эти мячики?

Воспитатель: Молодцы!

А сейчас давайте с вами встанем в круг и попрыгаем как мячики.

Дети и родители прыгают как мячики и проговаривают стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч ты, куда помчался вскачь синий, красный, голубой не угнаться за тобой».

Воспитатель: Молодцы!

Посмотрите, у нас есть ещё одна кукла в красном платье. Она тоже принесла для нас интересную игру. Посмотрите кто же это?

Дети: отвечают, что это матрёшка.

Воспитатель: показывает матрёшку и беседуя рассматривают её обследуя: большая, средняя, маленькая. ( матрёшка-игрушка)

Рассматривая на мольберте, выкладывая большую и маленькую оставляя расстояние для средней матрёшки. Доставая среднюю матрёшку воспитатель просит детей найти для неё место ( индивидуально ребёнка).

Дети: ребёнок выполняет задание.

Молодцы вы и с этим заданием справились хорошо!

Воспитатель: Ребята у нас осталась ещё одна кукла в зелёном платье. Предлагает ребёнку показать куклу в зелёном платье на мольберте.

Эта кукла принесла для нас замечательные волшебные раскраски.

Рисовать мы с вами будем одной водой без красок. А потом мы посмотрим, что же получится. Вы согласны со мной?

Воспитатель: раздаёт раскраски и предлагает взять в руки кисти и набрать на них воду, приступить к раскрашиванию.

Дети: выполняют работу.

Родители: выбирают наклейку для своего ребёнка и приклеивают её на уголок раскраски.

Воспитатель: Молодцы!

Ребята, а давайте для наших прекрасных кукол сделаем подарки. Слепим для них бусы. (Воспитатель раздаёт по кукле на стол и просит слепить именно такого цвета бусы). Согласны! Тогда послушайте задание.

Задание: У вас на столах заготовки для бус. Вам нужно выбрать пластилин нужного цвета и слепить бусины, прикрепляя их, чередуя маленькая большая. Родители будут лепить большие бусины, а дети маленькие выбирайте соответствующий кусочек пластилина и приступаем к работе.

Звучит музыка спокойная, все работают.

По окончанию работ дети дарят бусы куклам!!

Воспитатель благодарит родителей и детей, прощаются.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Нетрадиционные техники рисования»

Подготовила: Соколенко О.А.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности  в работе с дошкольниками для развития воображения, креативного мышления и творческой активности. Показать актуальность нетрадиционных техник рисования в детском саду. Познакомить родителей   на практике с двумя видами нетрадиционных техник изодеятельности.

Задачи:

- Вызвать интерес к нетрадиционным методам рисования, как источнику развития образного мышления, гибкости восприятия, воображения.

- Показать алгоритм выполнения работ способом кляксографии и  ниткографии.

- Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности детей в домашних условиях.

- Помочь в организации благоприятных условий для мотивации детей к процессу рисования.

Участники: Родители воспитанников

Предварительная работа:

- Нахождение необходимого методического материала и составление конспекта.

- Подготовка образцов работ в технике кляксографии и ниткографии.

- Разработка и подготовка памяток – рекомендаций для каждого родителя.

- Организация пространства для проведения мастер – класса.

Материалы:

-Альбомные листы.

-Гуашь, акварель.

-Крупные кисти, пипетки, трубочки для напитков, шерстяные нитки.

- Ватные палочки, пластилин, фломастеры, восковые мелки.

Ход мастер – класса:

Придумано кем – то просто и мудро при встрече здороваться

- Доброе утро!

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

                                              (В Котенёва)

Здравствуйте, уважаемые взрослые: мамы и папы, бабушки и дедушки. Добро пожаловать на наш мастер – класс. Хочется надеяться, что, пообщавшись сегодня, мы приобретём  новые полезные знания и получим положительные эмоции.

Художник хочет рисовать, пусть не дают ему тетрадь,

На то художник и художник – рисует он, где только может…..

Он чертит палкой по земле, зимою пальцем на стекле,

И пишет углем на заборе, и на обоях в коридоре,

Рисует мелом на доске, на глине пишет и песке.

Пусть нет бумаги под руками и нет денег на холсты,

Он будет рисовать на камне и на кусочке бересты.

Салютом он раскрасит  воздух,

Взяв вилы, пишет на воде.

Художник потому художник, что может рисовать везде.

А кто художнику мешает, тот землю красоты лишает.    (А. Усачев)

Дети – большие фантазеры, открыватели и исследователи. В наших с вами силах помочь им сделать новые занимательные открытия. И кто знает, вполне возможно, мы откроем что – нибудь новое необычное и для себя.

Известно, что рисование – одно из любимых детских занятий, которое воспитывает в ребёнке много положительных качеств: усидчивость, внимательность, воображение, умение мыслить. Однако рисование кистью, красками, карандашами требует от ребенка сформированных навыков рисования и знания приемов рисования. Зачастую отсутствие этих приемов и навыков отвращает ребенка от рисования, потому что рисунок не получился, не соответствует его замыслу и желанию. Нетрадиционное же рисование как раз привлекает своей простотой и доступностью

 

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!

Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, в детских садах используют нетрадиционное рисование. Наиболее часто применяемые техники – это:

- рисование руками (ладошками или пальчиками);

- рисунки штрихом;

- кляксография;

- рисунки по сырой бумаге;

- пластилинография;

- использование восковых мелков или свечи и акварели;

     - набрызг;

     - рисование с использованием природных материалов (веточки,листики)

- ниткография;

Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. 

Мы же сегодня познакомимся с двумя видами нетрадиционных техник рисования. Обратите,  пожалуйста, внимание на интерактивную доску. На ней прописан и показан алгоритм кляксографии.

Кляксография – это дорисовывание до узнаваемого художественного образа изображения, нанесённой на бумагу кляксы.

Итак, ход работы:

- Макаем кисть в краску и брызгаем на лист бумаги или же ставим кляксу пипеткой (Чем гуще краска, тем насыщенее цвет, но труднее раздувается клякса)

- Берём трубочку и дуем через неё на разноцветные капли (Они превращаются в кляксы) при этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее.

- Затем рисунок нужно рассмотреть с разных сторон и попытаться разглядеть в кляксах какие – либо образы, детали, фигуры Взрослые помогают ребёнку, направляют, развивают мышление и воображение, задавая вопросы» «На что похоже?», «Кого она тебе напоминает?», « Посмотри, это же самый настоящий хвостик, носик, лапки и т.д.»

-Затем красками, карандашами, фломастерами, мы дорисовываем рисунок, добавляя недостающие детали

-Вместо красок можно использовать пластилин, добавляя слепленные детали (таким образом получится кляксография+ пластилинография).

 

В каждой кляксе кто – то есть,

Если в кляксу кистью влезть.

В этой кляксе кот с хвостом

Под хвостом – река с мостом

На мосту – чудак с чудачкой

Под мостом судак с судачкой

Родители пробуют сделать рисунки в технике кляксографии.

 

А сейчас снова обратимся к нашей интерактивной доске и познакомимся с еще одним способом нетрадиционного рисования – ниткографией.

Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».

 

Ниткография, применяемая в детском саду поэтапно:

Первый способ. «Ниткопись», доступный для маленьких детей метод ниткографии.
Возьмите шерстяную или акриловую нить, немного распушите ее. Изображения, получаемые от нитей с большим ворсом, гораздо интереснее для детей. Длина нити – 40-45 см.

1.       Приготовьте обычный лист бумаги формата А4.

2.       Опустите нить в краску любого цвета.

3.       Положите нить на листок бумаги.

4.       Накройте лист с нитью другим бумажным листом. Можно использовать не два, а один лист. В этом случае его нужно сложить пополам и ниточку располагать между двумя половинами листа.

5.       Поводите нитью в любом направлении.

6.       Раскройте половинки листа (если используете один листок) или уберите второй лист (если работаете с двумя листами).

7.       Уберите нить с краской.

8.       Дорисуйте причудливое изображение, полученное от ворса нити, проявив фантазию.

Второй способ.

1.       Возьмите основу для будущей картины. Как правило, в детском саду используется обычная или плотная бумага;

2.       Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу (обычно это делает воспитатель, но простые узоры могут нарисовать и сами дети). Можно рисунок сделать простым карандашом, а можно воспользоваться прочными красками. Готовые схемы, найденные в интернете, тоже можно использовать в качестве шаблона для будущей картины. Если вы хотите, чтобы дети сотворили что-то сложное, возьмите фото рисунка и приклейте его к основе. Прямо поверх этого фото дети будут приклеивать нити;

3.       Нанесите клей при помощи кисточки по контуру изображения (с этим легко справятся сами дети);

4.       Приклейте нити по четко отмеченным границам. Нити нужно начинать приклеивать на не высохший клей, плотно прижимая их к основе;

5.       После выполнения контура рисунка, заполните его внутреннюю часть. Нитки можно приклеивать как по спирали, так и в хаотичном порядке. Главное условие – заполнение пространства внутри фигуры без пропусков, без «белых пятен»;

6.       Если в рисунке есть мелкие детали, то работу по созданию картины начинайте именно с них;

7.       После полного высыхания клея на всей поверхности картины, прогладьте ваш шедевр утюгом, используя марлю или тонкую ткань. Это позволит скрыть возможные неровности, образованные при выкладывании рисунка;

8.       Поместите ваше рукодельное творение в рамку. Рамку можно купить в магазине или сделать самим. Очень красиво смотрится оформленная картина с использованием паспарту.

Такая ниткография, сделанная детскими ручками, уникальна, несет в себе неповторимую положительную энергетику.

 Третий способ

1.Нанесите рисунок, который необходимо воспроизвести при помощи ниток, на бумагу Можно рисунок сделать простым карандашом или взять готовые.

2.Мелко нарежьте  толстую пряжу, (дети старшего возраста могут это самостоятельно, а для младших нужно подготовить)

3.Наносим клей частями на рисунок и прикладываем подготовленную нитку.

Четвертый способ

Изонить (рисование нитью).
Изонить – создание картин из нитей без использования клея. Нити по предварительно сделанной схеме выкладываются при помощи их переплетения и закрепляются декоративными гвоздиками или протягиваются в дырочки. Выполнение простых узоров в технике изонити доступно для старших дошкольников.                          

Мы же с вами, уважаемые родители, сегодня попробуем рисовать первым способом – ниткописью.

Родители выполняют работы.

Уважаемые наши гости, наш мастер – класс подошел к концу Мы на мгновение с вами вернулись в детство. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от нашего занятия! (Мнения родителей)

Я вижу замечательные работы, выполненные в нетрадиционных техниках. Обязательно покажу их нашим детям. Уверенна, что им очень понравится ваше творчество.

Смею надеяться, что теперь вы сможете практиковать нетрадиционные методы рисования с детьми, а поэтому предлагаю оформить  в группе выставку ваших совместных семейных работ, выполненных в этих техниках рисования.

Желаю творческих успехов, благодарю за участие.

 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для родителей

"Тесто это просто"

Подготовила: Соколенко О.А.

Цель: создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьё, в развитии творческих способностей дошкольников.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

- заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

- вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

- маленькие мячики;

- соленое тесто;

- стек для лепки;

- кисть;

- гуашь;

- акриловая гуашь;

- колпачок от фломастеров;

- бусинка;

- картон;

- бумажные рыбки на ниточках;

- ленточки;

- мелкие игрушки, завернутые в фольгу;

- катушки.

Участники мастер класса : дети 2-3 летнего возраста, родители воспитанников.

Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй - возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий– идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали«Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без (воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное - найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок : 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1. Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части.

Существуют несколько способов:

-откручивание

-отщипывание

-разрезание прочной нитью

-разрезание и надрезание стекой

-формование.

2. Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

-раскатать в ладонях или на столе

-сплющить

-вдавить

-вытянуть

-согнуть

3. Учимся соединять детали

-прижать

-примазать

-загладить

4. Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

-дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

-процарапывание различными инструментами

-оформление рельефом (оттиском)

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом :

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Мастер-класс «Золотая рыбка»

• Для занятия вам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, акриловая гуашь, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист картона. Очень хорошо, если ваш ребёнок постепенно запомнит предметы, которые вы используете, и будет правильно их называть.

• Катаем колобок, при этом действии - скатывания, можно напевать песенку«Мы катаем колобок, у него круглый бок…».

• Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой.

• Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик?

• Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.

• Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова.

• Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал.

• Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.

• Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.

Вот наша золотая рыбка!

• Переложив рыбку на бумагу (картон, рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д.

Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классевместе с памятками: как приготовить солёное тесто в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Взаимодействие с родителями воспитанников...

Семинары - практикумы, мастер-классы, круглый стол для родителей

Ссылка на мастер-класс "Роль фольклора в развитии детей раннего возраста"        https://disk.yandex.ru/i/lse4UivNNMhsmwСсылка на мастер-класс "Организация пита...