Особенности организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста
материал

Марухина Елена Сергеевна

Особенности организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(Информационный проспект для родителей)

По мнению авторов программы «Детство», весь педагогический процесс в средней группе осуществляется на игровой основе, ведущие цели деятельности педагогов связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности и самостоятельности. Взаимодействуя с дошкольниками, педагогу целесообразно использовать несколько педагогических позиций: партнёрства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе»), передача опыта и обращения за помощью к детям («Я забыла, как это можно сделать», «Кто мне может помочь в этом?»). Такое взаимодействие со взрослым помогает детям быстрее становиться самостоятельными. Вся деятельность строится как увлекательная проблемно – игровая деятельность.

Т. С. Грядкина отмечает, что, организуя двигательную деятельность, педагогу важно создать благоприятные условия для становления ребёнка как субъекта двигательной и познавательной деятельности, что «основными педагогическими факторами развития ребёнка как субъекта двигательной деятельности являются:

  • создание условий для постепенного нарастания самостоятельности и активности ребёнка (от поставленной воспитателем цели – к самостоятельному прогнозированию результата своей деятельности);
  • развитие познавательной деятельности ребёнка, обеспечивающей самостоятельное накопление собственного содержания двигательной деятельности (двигательного опыта);
  • развитие способности к анализу результатов двигательной деятельности других детей и – постепенно – своей (в соответствии с поставленными целями);
  • использование развивающих игровых приёмов, стимулирующих элементарное двигательное творчество и самостоятельность ребёнка».

Как и в младших группах, реализация программного содержания предполагает творческое конструирование педагогами разнообразных образовательных ситуаций в различных формах работы с детьми. Основная задача педагога , как отмечают авторы программы, состоит в том, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными для детей идеями, побуждающими каждого ребёнка к содержательной двигательной деятельности.

Авторы рекомендуют педагогам конструировать: проблемные образовательные ситуации, стимулирующие элементарное экспериментирование в двигательной деятельности, самообучение, связанное с попытками выполнить разные упражнения, апробировать физкультурные пособия, обыгрывая их свойства и назначение; ситуации, в которых происходит обращение к памяти, анализ упражнений, сравнение, обобщение, взаимосвязь слова, наглядности, имеются творческие задания.

Для успешного освоения техники выполнения основных движений используются следующие приёмы.

  • Игровые приёмы, способствующие обогащению двигательного опыта детей (расположение физкультурно – игровых пособий в полосу препятствий – пособия расположены в различных сочетаниях, определяющих последовательность движений).
  • Использование подготовительных упражнений, развивающих дыхательную, сердечно – сосудистую системы, укрепляющих мышцы стопы, туловища, развивающих физические качества.
  • Использование подводящих упражнений, которые помогают освоить технику движения за счёт создания мышечного ощущения правильно правильного выполнения конкретного элемента техники движения.

Всё физкультурно – игровое оборудование помогает педагогу решать задачи оздоровления детей, формирования осанки и укрепления стопы, обогащения и закрепления двигательного опыта, освоения техники различных упражнений, развития познавательной активности.

Двигательная деятельность детей среднего дошкольного возраста осуществляется в разных формах двигательного режима, в том числе в процессе утренней гимнастики, прогулки на свежем воздухе, физкультурных праздников и досугов, самостоятельной двигательной деятельности и др. Так, физические упражнения, проводимые на утренней гимнастике, для большего оздоровительного эффекта располагаются в следующем порядке: для рук и плечевого пояса, повороты или наклоны туловища в стороны, вперёд; для ног; для брюшного пресса из исходного положения, лёжа на спине или сидя; для мышц спины из положения, лёжа на животе; подскоки или бег на месте в чередовании с ходьбой. Утренняя гимнастика проводится в традиционной форме, так и в сюжетной, в виде комплекса музыкально – ритмической гимнастики, в виде 3 – 4 подвижных игр с разными движениями и разной степенью интенсивности.

Большое снимание при организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности, способствующей формированию такого личностного качества у детей, как независимость.

Литература

М. С. Анисимова «Двигательная деятельность детей 3 – 5 лет».