методика "неоконченные сказки"
консультация (средняя группа)

Изгарская Ксения Витальевна
Методика «Неоконченные сказки».
Суть методики заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих семье ребенка: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_neokonchennye_skazki.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Неоконченные сказки».

Суть методики заключается в том, что вы рассказываете ребенку маленький фрагмент сказки. При этом, описывая сказочную семью, вводите персонажей, соответствующих семье ребенка: кто такие мама и папа, сколько детей в семье, какого они пола. Потому что надо не просто рассказывать сказку, а на ходу ее видоизменять и продолжать сюжет в направлении, выбранном ребенком. Затем задаете ребенку вопрос: «Как ты думаешь, что было дальше»?

Два важных момента при проведении методики. Во-первых, ребенок не должен чувствовать, что вы что-то пытаетесь диагностировать. Нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье. Во-вторых, никак не комментируйте ответы малыша. Постарайтесь их подробно запомнить, а потом записать и подумать о значении. И не надо сразу рассказывать все сказки: и сами запутаетесь, и ребенок устанет.

Обращайте внимание на то, как ребенок слушает сказку. Если ребенок проявляет волнение, прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, появляются покраснение или бледность, потливость, тики, если он отказывается отвечать на вопрос — все это признаки остроты проблемы.

Тяжелые времена

Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок (дочка). Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы...» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?

Эта сказочная завязка позволяет нам понять, как себя чувствует малыш в семье. Нас насторожат ответы ребенка вроде «Давай-ка мы избавимся от зайчонка». Это может говорить о том, что он чувствует себя нежеланным, недостойным.

Пример варианта сказки «Тяжелые времена».

Взрослый:

Жили-были в лесу зайчики. Заяц-папа, зайчиха-мама и зайчонок-сынок. Вот однажды говорит заяц-папа зайчихе-маме: «Ты знаешь, наступили тяжелые времена. Я долго думал, как нам выжить. И придумал. Давай-ка мы...» Как ты думаешь, что сказал заяц-папа?

Ребенок:        

—        Ну не знаю, может быть, отправиться на рыбалку?

Взрослый:

—        Точно. Заяц-папа так и сказал: «Отправимся-ка мы с зайчонком на рыбалку». Собрали они удочки, накопали червяков и пошли на речку. Идут они, идут... А дальше что было?

Ребенок:

—        И пришли к речке.

Взрослый:

—        Да. Сели они себе на бережку, закинули удочки, сидят – ждут. Вдруг видят — клюет...

  Ребенок:

— Ага, стал зайчонок тянуть рыбу, а никак. Позвал он тогда папу. Вместе они и вытянули огромную рыбину на сто тысяч килограммов. Отнесли домой, а мама пожарила и супу наварила.

Взрослый:

— И не страшны им больше были тяжелые времена. Стали они жить-поживать и добра наживать!

О чем сказка?

Подсказка: сказка о том, как сын тянется к общению с отцом и как ему нужна его поддержка.

Сказка про часы

Когда-то давным-давно, в одной далекой стране жил один часовых дел мастер. Он за свою жизнь изготовил множество часов. Но те, которые ему больше всего нравились, он оставлял себе. И вот в его доме поселилась целая семья часов: Маятник, Часы с кукушкой и маленький (маленькие) Будильник (будильники) (перечисляете членов семьи ребенка). Маятник был самый важный, еще бы, ведь по нему сверял время сам часовых дел мастер. Маятник все время торопился на работу, ему надо было считать секунды, минуты, часы. Часы с кукушкой тоже часто были заняты — ведь кукушке надо было все свежие новости срочно передать другим кукушкам, из других домов, а также следить за домом. А между прочим, никто не освобождал ее и от работы — отсчитывать время.

А маленькому Будильнику иногда было скучно и даже грустно... Как ты думаешь, почему маленькому Будильнику было иногда даже грустно?.. Однажды...

Какая получилась сказка? Не сделал ли Будильник чего-то разрушающего, чтобы отвлечь Маятника и Часы с кукушкой от их дел и забот? Сюжет пошел по другому руслу? Ну и хорошо, значит, у малыша особых проблем с недостатком внимания нет.

Садовник и кустик.

В одном саду посадил садовник маленький кустик. Садовник очень любил свой маленький кустик, регулярно поливал, окучивал. А еще он подрезал время от времени кустик, чтобы придать кустику красивую форму. А у кустика веточки все время отрастали в разные стороны. «Непорядок», — говорил садовник и снова подрезал кустик. И вот в один прекрасный день... Как ты думаешь, что произошло в один прекрасный день?

В этой сказке нас интересует, не испытывает ли ребенок давления, чрезмерного контроля, подавляющего всякую инициативу. В сказке это может выразиться в протесте, бунте кустика.

Ворон.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И был (была) у них сыночек (дочка) царевич (царевна). Жили они поживали, лиха не знали. Да тут, на беду, пролетал над их королевством черный ворон. Увидал он царевича (царевну), в саду играющего, схватил, да и уволок в свое царство. Стал(а) просить царевич (царевна) ворона: «Отпусти ты меня, я хороший (хорошая)». А ворон и говорит: «Ладно, отпущу я тебя, только при одном условии. Если назовешь мне по правде три своих хороших качества. Если поверю тебе, отпущу...» Как ты думаешь, какие свои хорошие качества назвал (назвала) царевич (царевна)?

С помощью этой сказки мы изучаем самооценку ребенка, его уверенность в себе. Считает ли малыш, что он хороший, красивый, умный, сильный? Подбадривайте ребенка, не решающегося сказать о себе хорошее. Надо же спасти царевну (царевича). После благополучного перечисления черт ворон относит царевну (царевича) домой.

Заколдованный принц (принцесса).

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован(а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?

В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые прегрешения? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан? ребенок не был наказан и не получил прощения?

Журавли

Жила-была одна журавлиная семья: папа, мама и птенец. Птенчик был маленький, но уже научился летать. Он уже мог самостоятельно перелететь на соседний пруд и очень гордился собой. Вот однажды говорит папа: «Пришло время, мы должны собираться в путь». «Куда?» — удивился птенчик? «В теплые края, — ответил папа, — ведь здесь уже становится холодно, скоро наступит зима, и мы замерзнем». «Но я боюсь. Я не очень хорошо научился летать для дальнего полета», — возразил птенец. «Не бойся, ты уже достаточно подрос, чтобы с этим справиться», — сказала мама. И они полетели. Путь был неблизкий, но птенчик действительно справился. А когда они прилетели на новое место... Как ты думаешь, что там произошло?

Эта сказка направлена на изучение процесса адаптации к новому месту жительства семьи и другим новшествам в жизни ребенка.

Пес и воробушек.

Жил-был пес по имени Барбос. Отправился как-то раз Барбос на прогулку. Бежит он себе по дорожке, вдруг видит — сидит воробушек, нахохлился. Спрашивает Барбос воробушка: «Ты чего, воробушек, сидишь тихо, не чирикаешь»? А воробушек ему отвечает... Как ты думаешь, что ответил Барбосу воробушек?

В данном случае нас интересует текущая стрессовая ситуация, переживаемая (или не переживаемая) ребенком. Как обычно, идем следом за рассказом ребенка, стараемся ничего не упустить. А затем записываем, что получилось, включаем свою интуицию и анализируем результаты.

Для начала разделим полученную информацию на две части — то, что мы можем изменить, и то, что изменить не в наших силах.

Например, темперамент ребенка изменению не подлежит. Или, предположим, ребенок живет в напряженной эмоциональной обстановке и пока изменить это не представляется возможным.

Так вот, ту часть, которую вы изменить не можете, отложите в сторону. А ту, которая, на ваш взгляд, подлежит изменению, придвигаем поближе.

Например, вот как выполнила эту работу одна трудолюбивая мама:

Причины агрессивности в поведении Коленьки:

Внешние:

•        эмоциональный климат напряженный (тяжело болеющая бабушка);

•        имитация поведения взрослых (нервы уже у всех не выдерживают, кричим друг на друга);

•        недостаток внимания (к вечеру уже ни сил, ни желания заниматься с ребенком);

•        Коленька поссорился с другом из садика.

Внутренние:

•         «Сказка про часы»: маленький будильник сломался и все время звенел (как Коленька — трезвонит без остановки);

•        сказка «Заколдованный принц»: принца заколдовали, потому что он всем мешал (неужели он знает, что мешает, а все равно делает?)

Что могу изменить?

•        Все-таки усилием воли находить силы и заниматься с Коленькой не меньше 30 минут в день.

•        Помочь помириться с Мишей в садике.

•        Придумать и рассказать Коленьке сказку про то, как Будильник починили и он, наоборот, всех радовал, вовремя будил утром.

Составьте свой список срочных действий, исходя из списков, которые получились у вас. Хорошо бы, чтоб оба родителя участвовали в составлении, а главное, в претворении плана в действие. Но если нет такой возможности, и один родитель может тоже успешно справиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Развлечение по сказкам Абдуллы Алиша "Сказка за Сказкой"

Материал подготовлен к юбилею татарского поэта и писателя А.Алиша для ознокомления детей дошкольного возраста с его творчеством...

Памятка для родителей: "Сказка....Сказка? Сказка!"

Значение сказки в жезни ребенка...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...