КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
консультация (младшая группа)

Леонтьева Елена Викторовна

     Дидактические игры незаменимое средство обучения детей, преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности, помогает формировать усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      Дидактическая игра – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

     Характерные особенности дидактических игр заключается в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя он не заметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, именно дидактическую задачу, содержание, правило и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ЗАДАЧА. Дидактические задачи разнообразны, это может быть ознакомление с окружающим «природа и растительный мир, люди их быт труд, события общественной жизни». Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений. Содержание дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, труд и т.д.).

     Большая роль дидактической игры принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре ребенок, указывает путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения, они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, памяти, наблюдательности, сообразительности. В игре ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой проникновенной передачи образов. Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации к употреблению слов, обозначающих понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь).

     Дидактические игры незаменимое средство обучения детей, преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности, помогает формировать усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания.

     Игра помогает развивать самостоятельность, чувство самоконтроля, организованность, высказывать оценочные суждения.

     Помимо дошкольного учреждения дидактические игры можно осуществить и  в условиях семьи. Совместные с детьми игры помогают лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения и сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми всегда надо находить время.

Например: мать с сыном идут в детский сад. Можно вспомнить такую игру «Отгадай, что я задумал», «Да и нет», «Добавь словечко». Время проходит быстро, а самое главное с большой пользой для обоих: мать видит, как развивается ее ребенок и сыну интересно играть с мамой. Он незаметно для себя учиться думать, говорить, общаться. Некоторые игры можно проводить во время хозяйственных дел, прогулок.

Например: маленькому сыну мама предлагает, пока она готовит обед поиграть так, он должен собрать в корзину предметы, сделанные из разных материалов. Вынимая по очереди предметы (но так, чтобы мама не видела), он загадывает загадку о каком либо из них, выделяя главный признак предмета - его качество (деревянный, стеклянный, резиновый, твердый, мягкий и т.д). Мать отгадывает, после этого они меняются ролями. Так, мама косвенно «руководит» игрой ребенка во время выполнения своих дел, например, когда она гладит белье или моет посуду. Можно предложить ребенку постирать кукле платье или носовые платочки; или пусть пока мама печет пирожки, дочка делает их из пластилина для своих кукол. Потом можно устроить куклам чаепитие или новоселье. Это игра не мешает матери, сколько полезных задач было решено в ходе игры.

     Можно вместе с детьми изготовить настольно-печатные игры. Дети помогают родителям собирать картинки, иллюстрации, готовить фишки для игр и карточки. Это работа увлекает всех членов семьи. А сделать такую игру нетрудно, если взрослый будет знать о правилах, игровых действиях, о цели игры.

    Важно приучать детей к тому, чтобы они бережно обращались с картинками, хранили их в определенном месте.

     Для организации дидактических игр, родителям важно знать индивидуальные способности своего ребенка.

Например: слишком возбудимым, подвижным детям чаще предлагать настольно-печатные игры, такие, как «лото», «мозаика», «разрезные картинки», «кубики» и другие. Детей замедленной реакции на слово следует вовлекать в игры, которые требуют быстрого ответа, решение игровой задачи, например: «кто быстрее назовет», «скажи наоборот», «добавь словечко» и другие. Важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды,  («узнай на вкус», листья кустарников, деревьев («узнай с какого дерева», «найди такой же листик, как я покажу», «покажи мне дерево» (береза, сосна); предметы обихода («покажи, о чем я скажу», «игрушки» (кто скорее соберет пирамидку) и другие. Это поможет учить детей группировать предметы по различным признакам; находить в комнате металлические, керамические, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы. Если родители не принимают активного участия в игре, то они должны быть справедливыми арбитрами результатов в играх соревновательного характера.

     Необходимо обращать  внимания родителей на отношение детей к игрушкам, которыми они в настоящее время хорошо обеспечиваются. Родители иногда сетуют, что дети не играют с игрушками,  что в ребят привлекает в игрушке в основном ее новизна. Отсюда, удовлетворяя просьбы своих малышей, взрослые приобретают для их забавы и развлечений все новые и новые предметы. Взрослые покупают игрушки по своему усмотрению, ориентируясь на цену, новизну, яркость. Как правило, они не задумываются, о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он  с легкостью сломает и выбросит игрушку, зная ему, что купят новую. Если все игрушки однородны – это приведет к однообразию сюжета игры. Психологи рекомендуют:

  1. Рассортировать игрушки, однотипные временно убрать, через некоторое время обыграть их с ребенком. Например: создайте ситуацию возвращения куклы из длительного путешествия.
  2. Разделить игрушки на несколько равноценных наборов и периодически менять их.
  3. Приучайте ребенка убирать за собой, это поможет воспитать ответственность и дисциплинированность.

     Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывания его среди других детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку заиметь друзей, хороших товарищей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание ее, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать всестороннему гармоническому воспитанию социально-активной личности детей дошкольного возраста.

     Чтобы дети играли с удовольствием, необходимо педагогический грамотный подбор дидактических игр и игрушек. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ, использовать предметы – заместители, воображаемые предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Сюжетно - ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста"

Игра занимает важное место в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры  детей дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение в воспитании и развитии личности дошкольника....

Презентация дидактической игры в младшей группе на тему: «Умные игры в жизни детей младшего дошкольного возраста».

Дидактическая игра.Название: «Мишки – шалунишки».Цель:1.Стимулировать умственную активность, формировать умение пользоваться приемами математического мышления :сравнения, обобщения, классификация. Вып...

Постер-консультация для родителей "Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста"

В ДОО постерное консультирование понимается как форма информирования родителей посредством постеров, плакатов, содержанием которых является лаконично и кратко изложенная информация, адресованная родит...

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...

Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста

Игра в жизни ребенка – важный вид деятельности, удовлетворяющий его стремление к движению, к действию к осмыслению впечатлений окружающей жизни....

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...