Консультация для родителей "Роль игр с песком в развитии дошкольника"
консультация

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому. Сегодня игра с песком или песочная терапия, становится все более популярной в психолого-педагогической практике. В песочных играх есть мощный ресурс для развивающей и образовательной работы. Песочные игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igr_s_peskom_v_razvitii_doshkolnika.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников.

Роль игр с песком в развитии  дошкольника

Сегодня у наших детей есть много современных игрушек. Но игры в песочнице не устарели. Песочница по-прежнему излюбленное место малышей. Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Они развивают творческие способности ребёнка, будят его воображение. Строя песочные замки, малыш создаёт собственный мир, выдумывает и фантазирует и в тоже время учится работать и добиваться цели.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов дошкольного образования — к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. Ведь не случайно игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит творение — ребенок расстраивается недолго. Чаще всего он сам готов разрушить созданное творение, чтобы на прежнем месте с еще большим энтузиазмом приступить к новому строительству. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Почему дети так любят играть в песке? Наверное, потому, что в этом случае срабатывает один из древних инстинктов. Но если в прошлом люди искали в земле съедобные корешки, то в современных условиях разгадывание тайн песочной страны вполне можно использовать для решения актуальных задач.

Как здорово создать свою песочную «лабораторию» и, превратившись в настоящего ученого, проводить в ней исследования!

Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляет себя Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит, в контексте сказочного мира ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана — в этом и проявляется его сила.

Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

Однако, уделяя внимание песочной терапии , не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком.

Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов

А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и к их сверстникам с особенностями развития.

Применение метода «песочной терапии» - это проявление естественной активности ребенка. По мере возможности первые контакты детей друг с другом происходит в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство стабилизировать эмоциональное состояние.

Песочница прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своем переживании, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картинку из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Педагоги получают возможность увидеть мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение общаться. Через игры с песком мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь и память.

Песочница может помочь освоить любые темы во время обучения развитию речи, математике, усвоить разнообразные понятия (фрукты, овощи, звери, насекомые).

В дошкольное время в жизни детей большое место занимают игры с песком. Они могут быть длительными и доставлять малышам истинное удовольствие и наслаждение. Прислушайтесь к разговору детей в песочнице! Редко в других играх вы услышите такие доброжелательные нотки в голосе, увидите полное взаимопонимание и согласие. Маленькие дети охотно уступают друг другу свои формочки и совочки, потому что с незнакомыми игрушками играть всегда интереснее. Бывает, вспыхивает ссора из-за "границ песочных владений" или игрушек, но часто справедливость одерживает верх. Иногда, правда, не обойтись и без вмешательства взрослого. Умелая и тактичная помощь не обижает ребят, и игра продолжается. Причем в песок любят играть не только малыши, но и старшие дошкольники. Поэтому так важно создать детям условия для таких игр.

Первое - это наличие чистого, качественного песка в песочнице: желтого, мелкого, легко формующегося, без камушков и примесей. В летнее время, если нет дождей, его следует ежедневно вечером поливать из шланга или из лейки, чтобы за ночь песок равномерно увлажнился. Ни в коем случае не следует поливать песок утром, так как сверху он будет чересчур влажным, а изнутри останется сухим и сыпучим. Из такого песка невозможно делать постройки и куличики. Если песок увлажнен утром, то к первой прогулке он еще очень сырой, а при восприимчивости детского организма к переохлаждению может привести к простуде.

Другое необходимое условие - это игрушки для игр с песком (формочки, совки, ведерки, лопатки, машинки, брусочки и дощечки разного размера), которые могут понадобиться детям при сооружении построек.

Ребята умело действуют с песком даже при наличии небольшого опыта. Глазомер развивается настолько, что они могут рассчитать, какой должна быть толщина перекрытия или мостика, чтобы он был достаточно прочным. Постройки из песка дети любят обыгрывать. Так зарождаются сюжетно-ролевые игры в "строителей", "водителей" и другие игры. Возводятся сказочные замки и крепости, возникают фантастические сюжеты о возможных способах спасения выдуманных героев, заранее помещенных в эти крепости и башни. В таких играх дети искренне и эмоционально переживают события, а совместные переживания укрепляют и сплачивают детский коллектив. У детей возникает потребность к совместным играм и контактам друг с другом.

.        Но все дети по-разному подходят к воплощению своих идей. Одни приступают к работе, не имея четкого представления о том, что получится в итоге. Они сгребают песок в кучу, а потом пытаются предать ей какую-то форму, роют тоннели, прокладывают дороги, наращивают башни. Другие же стараются следовать заранее продуманному плану и воплотить образы, "нарисованные" в голове. Песок - удивительный материал, он предоставляет ребенку возможность реализовать свои представления и мечты. Этот материал подчиняется ребенку, откликается на его действия. Это важное для малыша ощущение - он чувствует себя умелым, он преображает кусочек мира и самостоятельно может пройти весь путь: от задумки до воплощения.

Правда, самые смелые идеи не всегда удается воплотить, но опыт поражения необходим ребенку, это помогает ему понять, что он не всемогущ и признать, что между идеей и конечным результатом стоят законы природы, знания и умения, упорство и целеустремленность. Главное вовремя поддержать ребенка, не дать остыть интересу к такому увлекательному и полезному занятию.

Многогранные возможности песочной игротерапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально – волевой сферы детей.

И еще несколько советов. Следует позаботиться, чтобы дети научились самостоятельно ухаживать за песком: собирать его в песочницу лопатками, следить за тем, чтобы барьер песочницы был чистым после игр, игрушки очищены от песка и собраны в специальную коробку. Можно использовать трудовые поручения, вводить элементы соревнования и т.п.

Если игры с песком будут организованы правильно, то дети с пользой для себя будут "творить" в песочнице.

Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот варианты таких игр...

Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

«Секретики»

Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры.

«Угадайка»

В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова.

«Страна слов»

На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.

«Сапер»

Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находится в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.

«Мое имя»

В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен.

«Бусы для мамы»

«Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей?

Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!»

С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.

Литература:

1. Александровская, М. Миражи песчаной педагогики/М. Александровская.//Дошкольное образование: газ. издательского дома "Первое сентября".-2006.-N 12. - С. 2-3.

2. Аромштам, М. Игры на влажном песке/М.Аромштам//Дошкольное образование: газ. издательского дома "Первое сентября".-2006.-N 12. - С. 6.

3. Бережная, Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста/Н. Ф. Бережная.//Дошкольная педагогика.-2007.-N 1. - С. 50-52

4. Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста./Н. Стебенева//Школьный психолог: прил. к газ. "Первое сентября"-2001.-N 11. - С. 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Самое важное в физическом развитии дошкольника»

Цель и задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, виды занятий физической культурой, рекомендации родителям...

Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....

Консультация для родителей «Самое важное в физическом развитии дошкольника»

Физкультура, как средство профилактики и лечения заболеваний находит всё более широкое применение в практике....

Игры с песком для развития дошкольников

КонсультацияИгры с песком для развития дошкольниковАвтор: Власенко Наталья Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №411 г. Новосибирска. 2017г. Сегодня мы живем в о...

Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.

Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...