Игры с песком для развития дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Власенко Наталья Павловна

Консультация

Игры с песком для развития дошкольников

Автор: Власенко Наталья Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №411 г. Новосибирска. 2017г.

 

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ложные ситуации, требующие адекватных решений. 

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение с взрослыми и сверстниками, СМИ…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. 

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. 

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь -  игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_pesok-_luchshaya_igrushka.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Игры с песком для развития дошкольников

Автор: Власенко Наталья Павловна, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №411 г. Новосибирска. 2017г.

 

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ложные ситуации, требующие адекватных решений. 

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение с взрослыми и сверстниками, СМИ…) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. 

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. 

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь -  игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость.

Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Да, есть такая игра! К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. 

Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом. 

Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: в ней  малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из за совочков и ведерок, там непоседы чувствуют себя спокойно и комфортно.       Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (побуждает фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь). 

Песок привлекает маленьких «строителей» своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. 

Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде  чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т.д. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, то появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. 

Сам принцип терапии песком был предложен еще К.Г.Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт  показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе», - именно так переводится термин «психотерапия».

Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения во вне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. 

Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не обучать его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. 

Игра ребенка – символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. 

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений); в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Песочницу можно использовать в качестве психопрофилактического, развивающего средства. 

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из – за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника оказывается полезной.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой – либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят, что делают.

В своей работе я использую различные инновационные технологии. Очень эффективной педагогической технологией является песочная игротерапия, которая расширяет и дополняет общеобразовательную «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 

Воспитанники проявляют особый интерес к играм с песком. Комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему.  Зона песочной игротерапии расположена в удобном месте для детей. Она привлекает их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. В ней присутствуют  емкости с песком, миниатюрные фигурки из «киндер – сюрпризов», наборы букв и цифр, геометрические фигуры и т.д. Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир ребенка от Мира взрослого. С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Используемая литература:

О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

 Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Путь к волшебству»

Стебенева Н. «Город на песке» (по материалам интернет-ресурсов)

Журнал «Дошкольная педагогика»

Н.А. Сакович «Технологические игры в песок.  Игры на мосту»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Отдельные крупинки песка символизируют инд...

«Игры с песком для развития мелкой моторики и речи детей младшего возраста»

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка»К.Д. УшинскийИгры с песком имеют большое значение для физического и психического развития ребёнка. Играя с песком, малыш освобождается от  нако...

Польза игры с песком для развития ребенка

Все мы с улыбкой вспоминаем, как в детстве играли в песочнице. Мы могли часами колупаться в песке или грязи, копая, пересыпая, строя замки и тоннели. Современные детки, хоть и увлекаются всевозможными...

Консультация "Игры с песком в развитии детей"

Игры с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому, мы взрослые можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях, это поможет сделать зан...

Игры с песком по развитию речи

Картотека игр с песком, которые можно применить в работе по пескотерапии для обогощения словарного запаса с детми старшего дошкольного возраста...

Интерактивные игры с песком для развития творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности.

В предложенном материале рассказано о песочной терапии : ее истории , видах деятельности , где можно использовать игры с песком . Sand play можно использовать  для  развития дошкольников в р...

Консультация для родителей "Роль игр с песком в развитии дошкольника"

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отнош...