ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Леонтьева Елена Викторовна

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa._udivitelnoe_ryadom.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. УДИВИТЕЛЬНОЕ  РЯДОМ.

       Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитать эти драгоценные качества в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с окружающим миром, природой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскрывать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и  часами слушать шорохи леса. Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разное время года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаждаться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинаковой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки.

      «Удивительное рядом», - сказал в своем замечательном фильме Образцов. Посмотрите фильм сами и вместе с детьми.  Поразмыслите вслух и постарайтесь извлечь для себя большой и важный вывод. Важно не только соглашаться с идеями страстного пропагандиста охраны природы, сколько поступать в соответствии с ними.

     Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопросов: «Что это?», «Зачем это?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, наконец, «Почему?»

     На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьезно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом, особенно следует дорожить детским «зачем?», «почему?» и «отчего?». В этих вопросах выражается качественно новый этап развития детей, их мышления. В этом нелегком деле у Вас должны быть постоянные советчики, помощники и друзья. Имя им – книги. Есть чудесные детские книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скрибицкого, Э. Сетона-Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать, общаться и любить природу. Их рассказы богаты научными знаниями.

     Но есть и специальная справочная, а также научно-популярная литература, Интернет-ресурсы, которые в краткой, доступной форме расскажут Вам о самом важном. Среди них на первое место надо поставить детскую энциклопедию, а также общедоступные определители растений, животных, минералов.

     При первой возможности, в любое время года, лишь бы погода была сносна, отправляйтесь в лес, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершину холма, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных как стрелами лучами солнца…

     Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. Постарайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите, затаитесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

     Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными темной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, соберите коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на затейливые фигурки животных. Не забудьте найти незаметную, невзрачную травинку. Вглядитесь в нее. Да она только издали, с высоты человеческого роста, кажется некрасивой. А на самом деле она изящна, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок.

     Выйдите на поляну. Посмотрите, как заманчива таинственная даль, зовущая

в глубь леса. Обратите внимание на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощущения. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты.

●   Знаете ли Вы основные правила охраны природы?

●   Покупаете ли Вы книги о природе?

●   Участвуете ли Вы в озеленении Вашего двора?

    Попробуйте записать или просто отметить в своем сознании, как часто и какие вопросы о природе задает Вам ваш ребенок.

    Часто ли в его вопросах звучит «почему?»  Если он молчалив и безразличен, попробуйте навести его на разговор о каком-либо животном, растении, природном явлении.

     Попробуйте прочесть методические рекомендации о проведении наблюдений и экскурсий с детьми.

     Помогите Вашему ребенку сделать тематический уголок, посвященный временам года. Он украсит Ваше жилище, а совместная работа принесет радость.

     Постарайтесь поучиться у своих детей любви к коллекционированию природных предметов или наблюдательности, или вместе с ними сочините «научно-фантастический» рассказ, используя знания о свойствах природы.

    Не грех родителям заглянуть в журнал «Дошкольное воспитание». Там можно найти статьи о том, как работать с детьми в природе, какие опыты интересно поставить в домашних условиях, куда можно отправиться в выходной день, как провести увлекательное путешествие со всей семьёй.

     Если Ваш ребенок задал вопрос, подумайте, нельзя ли на него ответить с помощью простого опыта или наблюдения.

     Если у Вас есть огород, выделите для ребенка опытную грядку. Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветает или впервые появляется в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник.

      Осенью можно устроить праздник урожая, а зимой вместе с ребенком сделать цветные льдинки и украсить дерево в Вашем дворе. У Вас может родиться красивая семейная традиция ежегодно, проводить такие праздники.

СОВЕТЫ

●   На Вашем пути встретился родничок. Расчистите его – и лесные звери скажут Вам «Спасибо».

●   Ранней весной уходят в лес ребята, чтобы полакомиться сладким березовым соком. Предложите ребенку сходить в лес и понаблюдать за этим явлением.

●   Научите детей залечивать раны на березе. Для этого годится обычный пластилин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....