Консультация: "Психологические особенности детей 4-5 лет"
консультация

Жарикова Стелла Александровна

Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie-osobennosti-detey-4-5-let.doc281 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический практикум для родителей.

«Психологические особенности детей 4 -5 лет».

 (317x398, 64Kb)  (286x418, 42Kb)  (268x306, 39Kb)  (426x506, 83Kb)

.

Материалы:  Листы А-4, цветные карандаши, релакс-музыка, орехи, клей, ватман, буклеты, рисунки «Тучки», «Солнышко».

Ход собрания.

Введение.

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

(Сл. 1) Сегодня тема нашего собрания «Психологические особенности детей 4 -5 лет».

(Сл. 2) В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить еще пару лет. Станут ли годы пребывания в детском саду для вашего ребенка, счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими родителями группы.

Мы надеемся, что наше собрание будет не только полезным, но и интересным.

(Сл. 3)  План собрания.

Часть. I

Практикум: «Мир игры».

 «Путешествие в Галактику».

На фоне легкой музыки звучат слова:

«А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.

(Сл. 4) Представьте  галактику… вселенную…   (Сл. 5). Мы видим там потоки звезд, их неимоверное сияние водопадов…  . (Сл. 6).  И вдруг множество искр, слились они в светящуюся точку…

     Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…

(Сл. 7) Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, которую согревает солнце…               (Сл. 7, 8)  Это чудо сделало Вас мамой и папой,… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… (Сл.9)  Дайте руку ему, свою крепкую руку. Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, (Сл.10) словно гид, который уже осилил этот путь.

       Ведь только, Вы… - родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей…  И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя …  Полюбите  своего  ребенка… каким б он не был,… ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».

            Спасибо Вам за наше путешествие!

(Сл. 11) Упражнения «Орехи»

Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.

Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»

Чтобы каждому ребенку было уютно и  комфортно, в детском саду необходим комплексный подход к процессу развития и воспитания детей.

      (Сл. 12) Говорят «Дети – цветы жизни».  Прошу Вас подумать, а на какой цветок похож ваш ребенок: веселый и простой колокольчик, красивая,  но колючая розочка, великолепный тюльпан или горделивый нарцисс. А может быть это комнатное растение, требующее постоянного ухода. Возьмите  карандаши и нарисуйте  Ваш «цветочек». (Родители рисуют).

       Напишите в центре цветка имя вашего ребенка. А на его лепестках или вокруг их качества присущие вашему ребенку. Это могут быть и достоинства и недостатки маленькой личности. (Родители пишут).

      У каждого ребенка есть родители, как и  у каждого цветка, есть корни. От того здоровы ли корни зависит питание, рост и в конечном итоге жизнь цветка. Так и от нас родителей, от нашего воспитания и заботы зависит будущее наших детей.

    ( А теперь подойдите к полянке и посадите ваши «цветки на полянку») муз. 

При воспитании ребенка надо учитывать возрастные особенности. Сегодня речь пойдет о возрастных психологических особенностях детей 4-5 лет.

Родители выкладывают цитату.  И угадывают.

Часть. II

Психологический лекторий для родителей.

Тема: «Психологические особенности детей 4 -5 лет».

Родители выкладывают цитату.

(Сл. 13)  Цитата: Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».
К.Д.Ушинский

      (Сл. 14-15)  Каждый возрастной период характеризуется психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

      (Сл. 16)  К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. (Сл. 17)

     (Сл. 18-19) Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

    (Сл. 20-21)  Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов (норма 5-6). Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.

     (Сл. 22) Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

       В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Продолжает развиваться грамматическая сторона речи.     

      (Сл. 23-24)   Увеличивается словарный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Именно в этом возрасте малышу необходимо много читать, загадывать загадки: он это очень любит и легко запоминает прочитанное  уверенно держит в руках карандаш, рисует животных и другие предметы, окружающие его. Полезно 4-летнему ребенку и раскрашивать познавательные рисунки (например, про животных). Дошколятам необходимо готовить руку к «письму», развивать координацию движений.

      Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

     Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются соперничество между детьми, стремление к лидерству. Ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, что ведет к развитию образа  «Я»  ребенка и его детализации.

        В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

    (Сл. 24-26) Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

       (Сл. 27)  Двигательные навыки ребенка характеризуются позитивными изменениями мелкой и крупной   моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

     (Сл. 28) 4-5 лет - возраст «почемучки» Ребенок начинает изучать предметы, пытаясь проникнуть в их устройство и сущность. Но ему мало этих сведений, и он обращается к взрослым: "Почему?" "Как?»

     Возраст 4-5 лет - самый благоприятный период для развития общей одаренности и имеющихся способностей (умственных, художественных, музыкальных, двигательных). Если ребенок к чему-то проявляет особое внимание, следует поощрять его интерес, помочь ему в выбранных им занятиях. Неспособных детей не бывает, есть только те, чей потенциал так и не был замечен и раскрыт.

     Развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Наблюдается повышенная чувствительность к реакции взрослого. Они радуются похвале и очень огорчаются замечаниям.

   У ребенка начинает формироваться произвольное поведение, и примерно с пяти лет появляется стремление управлять собой, своими эмоциями и своими поступками. Однако это не всегда получается. Помогите ребенку, поощряя его хорошие поступки. Существует золотое правило: "Поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению".

    В качестве поощрения могут выступать: улыбка, похвала, подарок и т. д. Главное, чтобы поощрение было заслуженным. Иногда приходится и наказывать малыша, но не ущемляя его достоинства, например, так: посадите ребенка на стул, в кресло, на скамейку и скажите ему, что он наказан и пока не успокоится, должен сидеть на месте. Вы же в это время, занимаясь своими делами, мирно беседуете с ним. Ругать, читать нотации ребенку бесполезно. К этому способу наказания следует прибегать каждый раз, когда ребенок начинает упрямиться и безобразничать.

    Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера.

    В этом жизненном периоде ребенок еще ориентирован на подражание взрослым, он с удовольствием повторяет их действия, слова и выражения. По этой причине людям, воспитывающим детей, просто необходимо тщательно следить за своим поведением и речью.  

  1. (Сл. 29) Притча «Банка жизни».

  - Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?

  (Она пустая.)

 - Совершенно верно, - затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполняют ее до самого верха.

  - А теперь что Вы можете сказать об этой банке?

  ( Теперь банка полная!)

 Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:

 - А теперь?

 ( Теперь банка полная!!!)

Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.

 (Ну, теперь-то банка точно полная!)

 Тогда достается стакан чая и выливается в банку.

 - А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка – это наша жизнь, камни – это саамы важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох – это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок – это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. (Сл. 30)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста...

Консультация: "Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Консультация: "Психологические особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста"...

Консультация: «Психологические особенности детей 3 – 4 лет

Раскрываются особенности детей 3 -4 лет...

Консультация "Психологические особенности детей раннего возраста"

Психологические особенности детей раннего возраста...

Консультация: "Психологические особенности детей с нарушениями речи"

В данной консультации рассмотренны особенности познавательной, коммуникативной, эмоциональной сфер ребёнка с нарушениями речи, а также особенности деятельности...

Консультация . Психологические возрастные особенности детей дошкольного возраста (2-7 лет).

У  детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, как желать заменить ее нашей&helli...