Консультация для родителей и педагогов
консультация (младшая группа)

Татаринова Оксана Вячеславовна

Консультация для родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида  №31 "Аленький цветочек"

Консультация для родителей и педагогов

"Развивающие книжки, как средство развития

сенсорных эталонов у детей раннего возраста"

Подготовила:

Воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №31 «Аленький цветочек»

Татаринова О. В.

На всех этапах развития дошкольной педагогики проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Именно дошкольный возраст является благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания во многом зависит от уровня сенсорного развития детей, которое, в свою очередь, является результатом сенсорного воспитания. Важное место в сенсорном воспитании детей занимает формировании представлений о сенсорных эталонах. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях свойств предметов и уметь пользоваться этими представлениями для анализа предметов в разных ситуациях.
Книжки-игрушки, как средство формирования у детей представлений сенсорных эталонов.

 Среда, окружающая маленького ребенка, имеет большое значение в его развитии. Окружающая среда должна обеспечивать разностороннее развитие ребенка, то есть обеспечивать его эстетическое, нравственное, физическое и умственное развитие. Развивающая предметно-пространственная среда организуется соответственно возрасту ребенка. Это связано с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать закономерностям и особенностям развития конкретного возраста дошкольников и учитывать особенности зон развития ребенка.

За последние двадцать лет детская книга пережила подъем выпуска книжной продукции с применением нетрадиционных для книжного производства материалов, в особенности такого вида детской книги, как книжка-игрушка. Использование новых материалов в книжной индустрии (пластик, полиэтилен, ткань из натуральных волокон, мех, дизайнерские виды картона, дерево) послужило поводом развития новых функциональных решений детской книжки-игрушки.

Еще несколько десятилетий назад книги ассоциировались у многих только с бумажной печатной продукцией. С развитием книгопечатания в качестве переплетных материалов последовательно использовали кожу, пергамент, ткань, бумагу. Дизайнеры, создающие оформление книги, ищут новые способы выражения в совмещении известных и новых материалов в полиграфии и технике, широко привлекают новые средства. Например, используются нетканые материалы, прозрачные пленки, лазерную графику, создают стереоиллюстрации с объемным изображением с помощью специальных очков, объединяют изображение, звук и элементы движения в детской книге и др. Своеобразие детской книги дает возможность экспериментировать над стандартной книжной формой, что ярко представлено в детской книжке -игрушке.
Книжки-игрушки направлены на:

– сенсорное развитие (яркие цвета, разнообразные формы);

 – развитие тактильных ощущений (текстура материала);

– развитие мелкой моторики (подвижные элементы);

– развитие интеллектуальных качеств.

Развивает внимание, память, особенно зрительную, пространственное мышление, воображение, наблюдательность, умение находить зависимости и закономерности. Детская книжка-игрушка предназначена для близкого рассмотрения, потому каждая ее деталь важна – конструкция, форма, материал, из которого она изготовлена, сюжет изображения, цвета, оттенки виды отделки. Внимание заостряется на дополнительные элементы в виде вырубных окошек, бантов, лент, подвижных элементов, бусин. Книжки для малышей должны быть яркого цвета содержать материалы разной фактуры, которые могут звучать. Они будут стимулировать зрение, слух и осуществлять тактильную стимуляцию. Конструкция книжки-игрушки дает возможность не только перелистывать страницы и читать, а так же играть и развиваться. Детская книжка-игрушка находится между книгой для ребенка и бумажной игрушкой. В последнее время стали издаваться книги в форме самой игрушки, например, в виде животных или персонажей мультфильмов. Сегодня многие типографии, выпускающие книжную продукцию для детей, имеют большой раздел книжек-игрушек для детей в возрасте от 6 месяцев.

Именно на ранних этапах развития важны тактильные, сенсорные ощущения и возможность играть. Задача проектирования детской книги для дошкольного и младшего школьного возраста состоит в грамотном моделировании детской книги, как объекта развивающей предметно-пространственной среды, позволяющая ребенку проявить творческие способности, реализовать познавательные, эстетические и коммуникативные потребности. Проектная задача в дизайне детской книги включает в себя наличие трех основных компонентов: 1) восприятие дизайн-формы детской книги; 2) участие маленького читателя в самостоятельном творческом процессе (создании иллюстраций и творческих работ); 3) приобретение знаний. Детская книжка-игрушка должна создаваться главным образом для ребенка, а не как способ самовыражения дизайнера. Главная цель проектирования книжки-игрушки – подталкивать ребенка к творческой активности, любознательности и познавательному процессу. Поэтому книжка-игрушка должна обладать таким качеством, как познавательность. Ее 25 содержание в процессе чтения и игрового действия должно давать возможность детям знакомиться с различными областями жизни. Развитие эстетического сознания дошкольников связано с потребностью совершенствования навыков и потребностей. В процессе игры с книгой у ребенка формируются способности зрительного восприятия формы, цвета, фактуры и композиции книжной формы. Развиваются сенсорные эталоны – образцы общепризнанных отношений цветов, форм, величин. Все это нужно учитывать при проектировании книжной продукции для детей.
Книжки-игрушки знакомят детей с окружающей действительностью, миром, в котором им предстоит жить, и правилами поведения в социуме, учат различать цвета, формы. Они стимулируют исследование свойств предметов, развивают восприятие ребенка, его анализаторы и мелкую моторику, внимание и память, мышление и воображение, пробуждают творческую мысль и страсть к исследованию мира. Практика показывает, что подобные дидактические книги востребованы самими детьми. Прежде всего, это относится к воспитанникам раннего и младшего дошкольного возраста, делающим первые шаги в большой мир. Видимо, в них малыши находят столь необходимую им для первичной социализации информацию.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...