Развитие связной речи дошкольников
консультация

Осыка Инна Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodit.docx45.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Консультация для родителей

Развитие связной речи дошкольников

Подготовила: воспитатель МАДОУ «ЦРР - ДС №12 г.Шебекино Белгородской области»

Осыка Инна Николаевна.

Уважаемые родители!

 Очень важно, во время развивающих занятий с детьми, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательно нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

 Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот автомобиль, а что у него есть?» - (Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…) - «А что есть у дерева?» - (Корень, ствол, ветки, листья…)».Дети очень хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, тёмно-зелёный, светло-коричневый и т.д)

 Когда вы вместе с ребёнком  рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы. Например:«Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?...Далее, можно спросить: «Какой он? Так, Вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойства предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?» - (Дом, дерево, человек…), «А что бывает выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: «Что бывает широким?» - (Река, улица, лента…) А что шире – ручеёк или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и т.д.

 Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов. Например:«Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Круглым? И т.д. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника идущего в школу, трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно, Двух-трёхлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четвёртого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

 Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Например:  Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед …», а ребёнок её заканчивает: «и баба», взрослый – «и была у них….», ребёнок: «курочка и Ряба» и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам:

Например: «Кого встретил Колобок?»(Зайчика), «Какаую песенку Колобок ему спел?» (Ребёнок поёт …) и т.д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом.

Например: дети очень охотно передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по – картинке. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начинает высказываться о том, что на ней изображено.

Предложите ребёнку один из примеров творческого задания.

«Вспомни случай».

Выберете с ребёнком какое – то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например: как вы гуляли в Центре города и смотрели на праздничный салют, встречали бабушку, отмечали день рождения… Рассказывайте друг другу, что видели, что делали по очереди. Припоминайте, как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному».

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или телевизионный комментатор. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало  ли, что можно придумать!

«Бюро путешествий».

Каждый день Вы с ребёнком отправляетесь по обычному маршруту, в магазин или детский сад. А что, если попробовaть разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребёнком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

 «Всегда под рукой».

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнок трудно чем –то занять, -например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчикaх ребёнка рожицы: одна улыбающаяся, другая - печальная, третья – удивлённая… Пусть на одной руке окажутся два персонажа, а на другой, допустим, три. Дошкольник может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг».

Если Вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький или животное. Попросите его рассказать о своём «лучшем друге». Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что можно о нём ещё рассказать?

 «Рассказы по картинкам».

Хорошо, если вы сможете несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например: из детского журнала (вроде «Весёлых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней нарисовано, изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни».

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории  вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например: как малыш пинался ножками у вас в животике, когда ещё не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как вы летали на самолёте и т.д. Зачастую, некоторые истории вам придётся рассказывать не один раз. Просите и других членов семьи подключаться к игре.

«Мой репортаж».

Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке только вдвоём, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своём путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Давайте ребёнку возможность самому выбрать, о чём рассказывать, без наводящих вопросов. А Вы, понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнёт фaнтазировать, не останавливайте. Речь дошкольникa развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное  ток-шоу».

Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или другое записывающее устройство для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интрервью с бабушкой, дедушкой (другими родственниками)…До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?»… «Куда бы ты хотел поехать?» и т.д.

«Измени песню».

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберете хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось».

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего ребёнка!

  В популярном пособии для родителей и педагогов автор Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» говорит так: «Наверное,  нет родителей, которые не хотели бы, чтобы к моменту поступления в школу их ребёнок овладел хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседу на доступные его возрасту темы, знал буквы, а ещё лучше – читал.  В учебно-методическом пособии есть вопросы, задания для самостоятельной и творческой работы. Всего этого не так уж трудно добиться, если уделять ежедневное внимание своему ребёнку, хотя бы в игровой форме  помогать  ребёнку осваивать азы связной речи, выражать последовательно свои мысли, развивая артикуляцию и культуру речи».

Очень важно знать родителям

  • Не жалейте своего свободного времени, играйте с детьми. Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.
  • При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес.
  • Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.
  • Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение. Играйте с детьми в разные игры.

Успехов и удачи Вам, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...