Статья ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММ ТИПА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Кулышева Юлия Сергеевна

Потенциал программ типа "Семьеведение" в формировании ценности семьи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulysheva_statya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Кулышева, Ю.С.

МБДОУ №79, г. Иркутск

ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММ ТИПА «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одной из важнейших ценностей для любого человека является семья. Именно семья выступает не только источником для становления и развития личности каждого человека, но и основой для формирования мировоззрения, самоощущения, самовосприятия.

В дошкольном возрасте формирование представлений о семье зачастую происходит неосознанно, ребенок усваивает те знания, которые сообщаются ему как целенаправленно в процессе обучения и воспитания, так и спонтанно, в процессе жизнедеятельности. Ребенок наблюдает за отношениями, включается в них и в его восприятии формируются определенные представления.

В современных условиях, как подчеркивает О.А. Шаваева, семья переживает кризис, поскольку воздействие многочисленных стрессовых факторов подрывает устойчивость семейных взаимоотношений, влияет на формирование семейных ценностей, на реализацию воспитательного потенциала семьи [4]. О.В. Дыбина указывает, что в связи с этим, представления о семье у детей часто носят фрагментарный, неполный характер и образ семьи формируется искаженным, а ценности семьи формируются не у всех детей, что зависит, безусловно, от самого характера взаимоотношений в семье, от роли родителей в формировании ценности семьи [1].

Одной из ключевых задач, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является задача, связанная с поддержкой родителей в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Как мы полагаем, это касается в том числе и формирования ценности семьи, поскольку родители часто не знают, как сформировать у ребенка правильные представления о семье, какие методы и приемы для этого использовать. В дошкольном образовании эта проблема также стоит довольно остро, поскольку количество программно-методических материалов, позволяющих решать проблему ограничено. Мы считаем, что программы типа «Семьеведение» обладают большим потенциалом и могут выступать в качестве эффективного средства решения задач, связанных с формированием ценности семьи. В чем же он состоит?

Прежде всего, программа выступает, как целостное образование, которое помогает выстроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей, в соответствии с поставленными задачами отражает содержание, используемые методы, приемы и формы работы. Целенаправленное формирование ценности семьи в условиях реализации программы «Семьеведение» носит циклический концентрированный характер и с каждым годом знания детей укрепляются и расширяются. В рамках данной программы естественным образом обеспечивается взаимодействие с семьей, поскольку родители являются неотъемлемыми участниками в разных формах работы по данной программе.

Систематичность и последовательность одни из основополагающих принципов организации работы по данной программе. Как мы полагаем, опираясь на анализ работ Л.В. Коломийченко, А.П. Егоровой и других ученых в качестве основы данной программы выступают компоненты представлений о семье: когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный [2;4]. Когнитивный компонент в данной программе отражает знания, которые приобретают детей о семье. Эмоционально-ценностный компонент отражает отношение ребенка к своей семье и значимость семьи. Деятельностный компонент отражает формируемые у детей умения и навыки взаимодействия с близкими людьми.

Программы типа «Семьеведение» позволяют формировать у дошкольников такие компетенции, как: умение отличать семейные роли и семейные статусы членов семьи; умение распознавать обязанности и права ребенка в системе домашних дел; умение выполнять доступные по возрасту домашние дела; умение оказывать помощь близким; умение бережно относиться к своему здоровью; понимание вклада членов семьи в домашнее хозяйство; понимание значимости межпоколенных связей.

В рамках реализации программы «Семьеведение» могут быть использованы различные формы работы с детьми и родителями. В частности, работа с детьми может строиться на основе использования бесед, сюжетно-ролевых игр, конструирования, бытового труда, развлекательных мероприятий в группе посвященных теме семьи, знакомство с семейными альбомами, изготовление подарков для родителей к праздничным датам, включение разных видов искусств в семейное образование. В работе с родителями широко могут использоваться беседы, развлечения, совместные праздники, консультации, мастер-классы, семинары, изготовление семейных проблем, семейный газет, семейных стендов.

Таким образом, последовательное формирование ценности семьи, основанное на расширении представлений о семье, формировании эмоционально-положительного отношения в семье, развитии совместного опыта взаимодействия представленное в программах типа «Семьеведение» позволяет укрепить не только внутрисемейные связи, но и укрепить сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Список литературы:

  1. Дыбина, О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи: учебно-методическое пособие [Текст] / О.В. Дыбина, Е.Ф. Акулова, С.Е. Анфисова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 77 с.  
  2. Егорова, А.П. Формирование образа семьи у детей дошкольного возраста [Текст] / А.П. Егорова, М.И. Андросова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 32–37.
  3. Коломийченко, Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3–7 лет [Текст] / Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова. –М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.
  4. Шаваева, О.А. Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху [Текст] / О.А. Шаваева // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 99. – С. 1283 –1293.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации регионального компонента при формировании первичных представлений у детей дошкольного возраста о социокультурных ценностях нашего народа"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к ро...

Статья "РОЛЬ КНИГИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Вопрос о единстве человека и природы относиться к вечным вопросам современного мира, современного общества. Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. Природа - это...

Программа городской опорной площадки «Формирование предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста через использование возможностей образовательной среды»

Цель: создание условий для распространения и внедрения современных педагогических практик по формированию предпосылок инженерного мышления детей дошкольного возраста.Задачи:повышать профессиональную к...

Использование художественной литературы в формировании образа семьи у детей дошкольного возраста

Семья! Как много это слово значит. И, неважно какого возраста человек. Будь тебе пять лет или тридцать. На протяжении всей своей жизни человек нуждается в семье. Он учится создавать свою семью, не пох...

Статья. Консультация для родителей по валеологии "Формирование в семье здоровья детей дошкольного возраста".

Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий....

Статья «Использование видео технологии, как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологич...