Клуб для родителей
материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное автономное  учреждение

центр развития ребёнка - детский сад «Аленький цветочек»


Детско - родительский клуб

«Волшебные пальчики»

по сенсорно-моторному развитию

детей младшего дошкольного возраста

                               

                                на 2018 - 2019 учебный год

 

Руководитель клуба: воспитатель Галиакбарова А.Р.

Пыть-Ях

2018 г.

Проблема:

У детей, пришедших в детский сад в младшем возрасте, очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми. Поэтому, одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики рук

Актуальность

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.

Семья основной институт социализации ребенка. Это первый институт, формирующий и закладывающий фундамент ребенка.

Постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию, развитию и взаимодействию с ребенком, отсутствие места для собраний и обсуждений вопросов родителей, все это побудило к созданию межсемейного детско-родительского клуба «Волшебные пальчики». Все организуемые разнообразные интерактивные формы сотрудничества направлены на повышение педагогической культуры родителей: сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков, на укрепление здоровья и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Формы работы детско-родительского клуба «Волшебные пальчики» направленные на сплочение детско – родительского коллектива, а также установление доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами. Овладение необходимыми знаниями и умениями для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей

Цель

Оказание педагогического сопровождения родителям в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста, для формирования предпосылок умственного развития

Задачи

  • Обеспечивать эффективное взаимодействие ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
  • Способствовать установлению доверительных отношений между родителями, педагогами и специалистами ДОУ, создав атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • Повысить психолого - педагогическую компетентность родителей в вопросах сенсорного развития ребенка;
  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Учебный план работы клуба «Волшебные пальчики»

на 2018-2019 учебный год

Количество занятий в месяц - 1

Количество занятий в год - 8

Длительность занятий - 20 мин.

Календарно-тематический план встреч

детско – родительского клуба «Волшебные пальчики»

Сентябрь

1. Ознакомление с сенсорным воспитанием.

2. Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

4. Методические рекомендации по сенсорному воспитанию «Первые шаги»

Октябрь. Заседание №1

1. Результаты анкетирования родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

2. Взаимосвязь артикуляционной гимнастики сенсорным развитием ребенка.

3. Знакомство родителей с артикуляционной гимнастикой.

4. Мастер-класс «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста».

5. Просмотр информационного буклета

6. Комплекс артикуляционной гимнастики для детей трех лет

Ноябрь. Заседание №2

1. Игра-тренинг «Нетрадиционные пальчиковые игры» для родителей совместно с детьми

2. Знакомство родителей с нетрадиционными пальчиковыми играми

3. Игротренинг

4. Кинезиалогическая сказка

Декабрь. Заседание №3

1. Изготовление поделки «Ежик» в нетрадиционной технике

2.Знакомство родителей с нетрадиционной техникой и изготовление поделки

3. Игровой сеанс

4. Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики

5. Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Ёжики»

Январь Заседание №4

1. Обмен опытом родителей по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста «Инновации в сенсорном воспитании»

2. Обмен  опытом друг с другом по сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста

3. Мини-беседа упражнения дидактические игры (с использованием ИКТ)

4. Комплекс игр и упражнений по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста

Февраль  Заседание №5

1. Взаимосвязь самомассажа с сенсорным развитием ребенка дошкольного возраста

2. Знакомство родителей с самомассажем

3. Познавательная беседа

4. Игры

5. Упражнения

6. Буклет «Самомассаж»

Март Заседание №6

1. Взаимосвязь дыхательной гимнастики с сенсорным развитием ребенка дошкольного возраста

2. Знакомство родителей с дыхательной гимнастикой

3. Познавательная беседа

4. Игры

5. Упражнения

6. Буклет «Дыхательная гимнастика»

Апрель Заседание №7

1. «Волшебные пальчики». Знакомство родителей с нетрадиционными приемами рисования

2. Игра - путешествие

3. Буклет «Значение нетрадиционных методов и приемов рисования в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста»

4. Выставка детских работ выполненная совместно со взрослыми «Солнышко»

Май Заседание №8

1. «Очень умелые  ручки»

2. Подведение итогов воспитательно–образовательного процесса

3. Игротренинг

4. Выставка детско – родительских работ

Предполагаемые результаты работы клуба:

1. Возрастёт заинтересованность и степень участия родителей в сенсорном развитии ребенка младшего дошкольного возраста.

2. Повысится педагогическая компетентность родителей по вопросам сенсорного, речевого развития детей.

3. Возрастёт активность детей при совместной работе с родителями.

4. Улучшится динамика сенсомоторного развития детей.

5. Повысит уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.

6. Развитие эмоционально – позитивных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.

7. Возрастёт степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

Список литературы

  1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
  4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  5. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
  6. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
  7. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое
  8. Использование ресурсов сети Интернет: festival.1september.ru. 

 

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:


1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.

6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. Д.) .
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно! », «Вот, здорово! », «Давай помогу! », «Красота! »ит.д.
Помните, чтобы  вы не создавали вместе с ребенком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.



Предварительный просмотр:

Детско-взрослое сообщество

«Копилочка»

на 2021-2022 учебный год

Руководитель сообщества: воспитатель Галиакбарова Аймара Радиковна

Время не стоит на месте, меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость подготовки растущего поколения к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения.

Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.

Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку, и чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не всегда могут оценить тот или иной поступок, но знают, как именно они должны поступить («поделится, подарить, положить в копилку и т.д.) дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезны.

В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в семье, изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). На всех этапах работы важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и в дошкольном учреждении. Необходимо информировать родителей о возможности, задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; приобщать к участию в различных мероприятиях в дошкольном учреждении.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание содружества «родители – дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.

Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.

Необходимо учитывать, что в реализации программы по экономическому воспитанию дошкольник сталкивается со сложными категориями и понятиями, поэтому важно избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир финансов понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.

Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы, которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием темы занятия.

Знания по теме «Профессии» надолго и более глубоко остаются в детской памяти, когда касаются профессиональной деятельности близких родственников, дети как бы «проживаются» этой темой совместно с родителями.

При встрече с родителями на собрании, необходимо объяснять родителям, что показать детям значение труда в жизни людей, многообразие профессий возможно только при условии непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.

Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не «компьютерщики»: профессия может иметь совсем другое название.

Очень действенно, если родители примут участие образовательном процессе и смогут продемонстрировать в группе свою профессию наглядно.

Хорошим методом ознакомления дошкольников с различными профессиями является экскурсия, которую можно организовать также с помощью родителей группы. Посещение различных рабочих мест взрослых даст возможность ребятам испытать яркие и новые впечатления и возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий.

Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы.

Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.

Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.

Воспитатель подбирает литературу, которую родители могут читать детям. Дает советы относительно того, как обсуждать прочитанное, когда целесообразно задать несколько вопросов, а когда достаточно одного, но очень важного и определяющего все содержание прочитанного. Особенно это необходимо учитывать после прочтения произведений на морально – этические темы.

Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.

Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство сорадости за успехи других и за свои собственные удачи.

Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например, «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Четырех – пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве.

Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице».https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/02/s_5ead365d0a879/1437186_6.jpeg

Деньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.

У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны.

Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.

Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама.

Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие. Необходимо рассказывать детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.).

Необходимо детям рассказать о том, что реклама адресуется взрослым, так как только взрослые работают и у них есть деньги. Дети только могут смотреть и сообщать родителям об увиденном. Следует объяснить детям, почему люди, не смотря на рекламу, не спешат сразу покупать товар: одни думают, надо ли это делать, а может быть, товар некачественный, надо на него посмотреть, а у других пока просто нет на покупку товара денег. Иногда реклама бывает обманной (случаи с рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.).

Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание рекламы вместе с родителями к рисункам детей по темам: «Если бы у меня было собственное дело», «Какая реклама мне нравится», «Телереклама» и т.п. К примеру, в детском саду они рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному общению.

Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники, «Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А. Толстого «Золотой ключик» или «Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и др.

Детско-взрослое сообщество «Копилочка»

С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), перед дошкольным учреждением встают новые задачи, непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишь в условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Создание детско-взрослого сообщества в ДОУ – один из путей инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной, «детско-взрослое сообщество – это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности». Модели детско-взрослого сообщества могут быть самыми разнообразными и иметь свою структуру, в которой отражены принципы, содержание, целевые ориентиры, формы деятельности.

Принципы детско-взрослого сообщества:

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/05/02/s_5ead365d0a879/1437186_19.png

С целью привлечения родителей и социальных партнеров к мероприятиям по реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников необходимо создать условия, которые помогут заинтересовать всех участников и успешно включится в работу по реализации запланированных задач.

Главными функциями детско-взрослого сообщества являются:

· коммуникативная – формирование условий для общения, проведения мероприятий;

· предметно-деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;

· социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;

· социально-культурная – формирование собственной социокультурной среды

Формы работы могут быть:

· Взросло-детские проекты

· Детско-взрослые мастерские

· Мастер-классы

· Экскурсии

· Акции

· Создание мини-музеев

· Конкурсы

· Выставки

· Презентации

· Ярмарки и другое

Примерная циклограмма мероприятий по экономическому воспитанию

детско-взрослого сообщества «Копилочка»

Месяц

Экскурсии

Выставки

Ярмарки

Викторины

Вечера вопросов и

ответов

Родительские собрания

Сентябрь

Экскурсия в магазины

Викторина «Что я знаю о труде»

Тема: «Семейный бюджет и ребенок»

Октябрь

Экскурсия в парикмахерскую

Осенняя ярмарка поделок

Ноябрь

Экскурсия в больницу

Круглый стол «Экономическое воспитание дошкольников»

Приложение№

Декабрь

Викторина «Умники и умницы»

Тема: «Дети и деньги»

Февраль

Выставка рисунков «Деньги будущего»

Март

Экскурсия в школу

Викторина

«Что? Где? Когда?»

Апрель

Экскурсия на почту

КВН Тема «Царица-Экономика»

Май

Экскурсия в библиотеку

Тема: «Юный экономист» (подведение итогов года)



Предварительный просмотр:

План работы детско-родительского клуба

«Мир на кончиках пальцев»

(декабрь 2022 – апрель 2023 уч.г)

Месяц

Тема

Содержание

Декабрь

«Рисуем на манке»

Родители совместно с детьми учатся использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка

Февраль

Консультация «Развитие моторно-двигательной координации руки ребенка-дошкольника в домашних условиях»

Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребенка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые будут использоваться родителями в домашних условиях

Апрель

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!

Родители, используя пальчиковые игры с сопровождением стихотворного текста, развивают у детей тонкую моторику рук и связную речь

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ»

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний или подробного рисунка человека. Но в 4,5 года большинство детей уже справляются с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела. В 2,5 года малыш строит дом из 5 кубиков, а через полгода уже может поставить 10 кубиков один на другой. Тогда же он начинает разрезать ножницами веревку, бумагу, но аккуратное вырезание становится доступно только через год.

Для занятий по формированию сложно координированных движений руки необходимы следующие условия:

  • Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, которые будут получаться и доставлять удовольствие.
  • Выполнение упражнений должно быть регулярным.
  • Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

  • Время выполнения упражнений не может быть долгим, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают. До 3 лет это время около 5 минут, затем можно увеличить длительность упражнений, включать игры в другие развивающие занятия.
  • Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения заданий.

•        Очень важно участие в занятии и ободряющее поведение взрослого.

  • Ребенку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять ее рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
  • Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

  • развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребенка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);
  • восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребенок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребенка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;
  • формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребенка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.        Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся
в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.

  1. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
  2. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  3. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
  4. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
  5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксируйте нужное положение пальцев и т. п.
  6. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  7. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
  8. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10.        Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите ма-
лыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его на
строением и физическим состоянием.

УПРАЖНЕНИЯ  НА РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  РУК

(для детей с 3 лет)

1. «Рыбак».

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п.

Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить  по очереди все эти предметы и положить
их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка».

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать ее манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка».

Поставьте на поднос две чашки: слева --чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4.        «Сладкий чай».

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5.        «Салют».

Ребенок берет небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6.        «Сделай комочек».

Дайте ребенку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7.        «Подзорная труба».
Ребенок берет лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в нее окружающие предметы.

СООБЩЕНИЕ-ПРАКТИКУМ

«МАССАЖ КИСТЕЙ РУК»

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе И плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Доказано,

что активные движения пальцев рук как бы подготавливают почву для последующего формирования речи.

Рекомендуется сочетать массаж артикуляционных органов с массажем кистей рук. Это благотворно сказывается как на развитии мелкой моторики пальцев ребенка, так и на общем развитии речи.

Целесообразно использовать следующие приемы массажа: поглаживание, легкое растирание и вибрацию.

СОВЕТЫ  ЛОГОПЕДА     РОДИТЕЛЯМ

  • Поза массируемого - сидя на стуле. Массируемая рука свободно лежит на плоской поверхности стола.
  • Массажист располагается напротив ребенка или несколько боку.

•        Выполняется массаж одной рукой. Другой рукой фиксируют  массируемую конечность.

•        Массажные движения производятся в направлении от кон-
чиков пальцев к предплечью.

  • Продолжительность массажа - 3-5 минут.
  • Проводить массаж можно ежедневно или через день 10-12 сеансов за курс. При необходимости курс можно повторить через 10-30 дней.

•        Во время массажа можно слушать приятную классическую музыку.

•        Для большей эффективности массажа можно сочетать его
с пассивными и активными движениями кистей рук.        

1. Тип движения: плоскостное поглаживание (всей ладонью).

Часть кисти: тыльная сторона кисти.

Направление движения: от кончиков пальцев до середины предплечья.

Тип движения: щипцеобразное поглаживание (несколькими пальцами).

Часть кисти: каждый палец отдельно.

Направление движения: от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.

3. Тип движения: щипцеобразное круговое и прямолинейное растирание.

Часть кисти: пальцы.

Направление движения: по ладонной и боковым поверхностям.

4. Тип движения: круговое и прямолинейное растирание.

Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти.

Направление движения: от основания пальцев до запястья.

5. Повторное поглаживание (см. выше).

Тип движения: вибрация; пунктиронание с помощью вибромассажера.

Часть кисти: тыльная и ладонная поверхности кисти и пальцев.

Направление движения: от кончиков пальцев к запястью.

Повторное поглаживание (см. выше).

Завершается массаж пассивными или активными движениями пальцев. Активная пальчиковая гимнастика многократно описывалась в литературе. Вы можете использовать популярные упражнения с речевым сопровождением или без него, стихотворные тексты для развития мелкой моторики.

Начинать же лучше с пассивных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический клуб для родителей "Компетентные родители"

Основная цель программы —   гармонизация детско-родительских отношений в семье и  профилактика семейного неблагополучия. Программа рассчитана на 8 занятий. Общее чи...

Программа клуба для родителей и детей "Заинтересованный родитель"

В программе описана цель, структура и конспекты занятий клуба....

Занятие с родителями в "Клубе первоклассных родителей"

Представлен конспект занятия с родителями будущих первоклассников по формированию мотивационной готовности к обучению в школе...

Занятие с родителями в "Клубе первоклассных родителей"

Представлен конспект занятия с родителями по формированию мотивационной готовности к обучению в школе....

КЛУБ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ «Клуб заботливых родителей» (организация семейного досуга ЗОЖ)

Среди направлений гуманизации отечественного дошкольного образования особое место занимает проблема организации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для обеспечения полноценного развития ребё...

Клуб для родителей "Речецветик". План работы клуба.

Создание единого пространства развития ребёнка и родителей в области речевой активности....