Приобщение дошкольников к русской культуре
статья (старшая группа)

 Таким образом, мною было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_statya.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья

На тему

«Приобщение дошкольников к  русской культуре »

Составитель:

Воспитатель: Королева И.Н.

«Красота родного края, открывающаяся, благодаря сказке, фантазии, творчеству –

это источник любви к Родине…

Пусть ребёнок чувствует красоту и

восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина».

В. Сухомлинский

Приобщать детей к истокам русской культуры,  воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через знакомство с праздниками, традициями и обычаями русского крестьянства. 

Развивать воображение, творческие способности. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу. Эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности. Знакомить детей с предметами быта нашего народа,  с тряпичными, нитяными куклами, матрешками,  с русскими народными песнями различных жанров: плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные и пр. Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского крестьянства.

 Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок,  в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

 Интерес к прошлому, к своим корням, к историикультуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. 

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой.        

Знакомить детей, необходимо начинать с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества,  это  способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.    Наша основная  задача –  введение духовно – нравственных начал в основу воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

           В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

 На данном этапе становится наиболее актуально приобщать детей к истокам русской народной культуры.

  Проблема духовно-нравственного воспитания детей стала чрезвычайно актуальной, следовательно, обязанность педагога приобщать ребёнка к красоте, развивать его творческие способности, обогащая его духовный мир.    Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с культурой нашего народа.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Для этого нужно обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы развить в детях познавательные способности, сформировать высокую нравственность, воспитать любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, необходимо с ранних лет прививать интерес к его истории русского народа и его культуре, помогать узнать и уважать свое прошлое, учить ценить свои истоки.

 Таким образом, мною было выявлено противоречие между потребностью в приобщении дошкольников к национальной культуре на основе традиций, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теоретического обоснования и опытно-экспериментальной проверки педагогических условий воспитания детей дошкольного возраста на занятиях - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к традициям родной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями в приобщении дошкольников к культуре народов Поволжья

В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.Главная г...

«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, ...

Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки». Автор : ЖабинаС.В.

Конспект НОД Этапы НОД;Деятельность воспитателя:Деятельность детей:Организационный момент (игровая мотивация) Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме....

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ СВОИХ ПРЕДКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА.

В статье рассматриваются особенности организации работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами русского народного искусства на основе полихудожесвенного подхода. Автор пишет о развитии тв...

Презентация "Приобщение дошкольников к культуре своего народа".

Небольшая презентация с целями и планом по данной теме....

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...