Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра. 04 декабря 2022 года.
статья

Володенкова Людмила Геннадьевна
Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра. С каждым годом увеличивается число «неговорящих детей», поступающих в дошкольные учреждения. С такими детьми работаем мы учителя-дефектологи, учителя-логопеды. Среди безречевых детей встречаются дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), с сенсомоторной и моторной алалией, расстройством аутистического спектра (далее – РАС), интеллектуальной недостаточностью. Значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребенка с РАС можно встретить и в специальном, и в обычном детском саду. В связи с тем, что в наш детский сад чаще стали поступать дети с таким диагнозом, в нашей работе возникла потребность более глубокого изучения этого нарушения. Мы ознакомились с рядом статей российских и зарубежных авторов (Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюис «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов»), опубликованных по этой теме. Познакомились с рекомендациями различных общественных фондов по поддержке детей с аутизмом, методическими рекомендациями, адаптированными образовательными программами для детей с РАС. Причинами развития РАС называют:  генные модификации;  органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);  гормональные сбои, нарушение обмена веществ;  воздействие вирусных и бактериальных инфекций;  ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);  чрезмерное употребление антибиотиков;  химическое воздействие на организм матери в период беременности;  наследственная предрасположенность. Практические занятия показали, что интенсивное обучение, требующее от детей с РАС активно контактировать со сверстниками и педагогами, родителями может привести к нормальному функционированию этих детей. А исследования, в этой области, говорят, что развитие необходимого словарного запаса к возрасту пяти лет дает наиболее положительные результаты развития детей с РАС в дальнейшем, напрашивается вывод, что чем раньше будет поставлен диагноз и начнется интенсивная коррекция нарушений у таких детей, тем прогнозируется наиболее лучший результат. Поэтому так важно заметить проявления РАС еще в раннем детстве. Для диагностики можно использовать диагностическую карту, разработанную К.С. Лебединской и О.С. Никольской «Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма», обследование С.С. Морозовой. Первичные проявления РАС:  В период ползания ребёнок опирается на предплечья, при этом выставляя таз вверх;  движения плохо скоординированы, дети склонны падать на правую сторону при ползании;  В период начала ходьбы - опираются на пальцы ног, руки держат внизу из-за плохого равновесия;  Позднее исчезновение младенческих рефлексов;  Стремление уйти от общения, страхи, агрессия, самоагрессия;  нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков;  Стереотипность поведения. Моторные стереотипии: раскачивания, потряхивания руками, однообразные манипуляции с предметами. Сенсорные: ритмичное раскачивание, надавливание на глаза. Речевые: многократное бессмысленное повторение фраз, звукосочетаний. Такие дети не говорят и не испытывают желания говорить. Поэтому, работу необходимо начинать, с развития предпосылок к речи, установления зрительного контакта, имитации движений и действий с предметами. Мы учим говорить детей через игру, выполнять единичные команды, узнавать знакомых людей, указывать на желаемый предмет, развиваем понимание речи языковые и коммуникативные способности. Без установления зрительного контакта, невозможно развитие речи. Ребенок не реагирует на лицо педагога, так как оно для него, как «белое пятно». Он не смотрит в глаза. Для привлечения внимания аутичного ребенка мы используем маску. Постепенно знакомим ребенка с лицом, открываем глаза на маске, нос, рот и соотносим маску с лицом человека. Дальнейшим шагом в формировании элементов невербальной коммуникации являются жесты. На! (предложение), (просьба), Да. (согласие), Нет (отрицание), Там (указание направления), Ай-ай-ай! (порицание), «Молодец», «Пока». Затем учим подражать через игру: «Постучи» Подражать ритмичному постукиванию двумя ложками о кастрюлю; «Прикоснись» Наблюдать за другим человеком и имитируя, касаться трех собственных частей тела (нос, рот, глаза); «Хлопни в ладоши» Подражая взрослым, хлопать в ладоши; «Делай как я» Улучшать моторную координацию, выполняя движения «вверх», «в сторону» и «вниз»; «Найди такой же» Соотнесение картинки с предметом и наоборот. Как пример работы над развитием имитационных способностей предлагаем научить ребенка повторять упражнение с соской, работа проводится при многократном повторении. Слова — это ритм. Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетических процессов, слоговой структуры слова, ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Работа проводится в игровой форме. Игры: «Понюхай цветок», «Погрейся на морозе», «Листья шелестят», «Покатай карандаш», «Чайник закипел», «Снежинки летят», «Футбол», «Надуй шарик», «Фокус», «Свистульки», «Вертушки», «Одуванчики», «Мыльные пузыри». Подготовка артикуляционного отдела речевого аппарата к говорению осуществляется средствами пассивной гимнастики. Все упражнения выполняются сначала с помощью рук взрослого, а затем ребенок выполняет их самостоятельно. Если ребенок не умеет просить, то это сформирует проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии. Предварительный этап обучения — научить использовать указательный жест для выражения своего желания. Учитель- дефектолог, учитель- логопед, показывая на соответствующую картинку, произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой, затем это делает ребенок с последующим переносом навыка просьбы с картинок в бытовые условия. Для развития понимания речи мы используем следующие упражнения. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению. Учим: узнавать собственное имя, прийти по речевому вызову. Сначала ребенка направляет педагог к помощнику и наоборот, протягивает ему каждый раз награду и процесс повторяется до 4–5 переходов. Садиться по речевому требованию, принести предмет, узнать себя в зеркале. Формирование экспрессивной речи начинаем с подражания простым гласным звукам (А, У, О, Э, И), голосам животным. Игру с пуговицами мы используем на подготовительном этапе развития предпосылок речевого общения и развитие мелкой моторики у неговорящих детей. На занятиях, мы используем жесты: для проработки отдельных звуков. Иногда дети не обращают внимание на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекаем внимание ребенка. Использование дидактического материала позволяет удерживать внимание, снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка. Используя альбом с кармашками, в которых разложены картинки, для работы с неговорящими детьми, составляем рассказ по схеме. Раздав картинки ребенку, предлагаем ему выкладывать их на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Помогаем составить рассказ по схеме: сначала - потом.... Развитие речи жизненно необходимо для неговорящих детей. Возможность высказывать свои мысли, нужды, потребности позволяет адаптировать его в окружающей действительности. Мы гордимся достижениями бывших наших воспитанников, успешно обучающимися в массовой школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с воспитанниками ДОУ с расстройством аутистического спектра.

С каждым годом увеличивается число «неговорящих детей», поступающих в дошкольные учреждения. С такими детьми работаем мы учителя-дефектологи, учителя-логопеды. Среди безречевых детей встречаются дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), с сенсомоторной и моторной алалией, расстройством аутистического спектра (далее – РАС), интеллектуальной недостаточностью. Значительно увеличилось число детей с ранним детским аутизмом и детей с аутичными компонентами. Детский аутизм проявляется в различных формах, при различных уровнях интеллектуального развития, поэтому ребенка с РАС можно встретить и в специальном, и в обычном детском саду. В связи с тем, что в наш детский сад чаще стали поступать дети с таким диагнозом, в нашей работе возникла потребность более глубокого изучения этого нарушения. Мы ознакомились с рядом статей российских и зарубежных авторов (Л.Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюис «Занятия по модификации поведения для аутичных детей: руководство для родителей и специалистов»), опубликованных по этой теме. Познакомились с рекомендациями различных общественных фондов по поддержке детей с аутизмом, методическими рекомендациями, адаптированными образовательными программами для детей с РАС.

Причинами развития РАС называют:

  • генные модификации;
  • органические поражения ЦНС (энцефалит, аномальное развитие отделов мозга);
  • гормональные сбои, нарушение обмена веществ;
  • воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  • ртутное отравление (в том числе при вакцинации ребенка);
  • чрезмерное употребление антибиотиков;
  • химическое воздействие на организм матери в период беременности;
  • наследственная предрасположенность.

Практические занятия показали, что интенсивное обучение, требующее от детей с РАС активно контактировать со сверстниками и педагогами, родителями может привести к нормальному функционированию этих детей.

А исследования, в этой области, говорят, что развитие необходимого словарного запаса к возрасту пяти лет дает наиболее положительные результаты развития детей с РАС в дальнейшем, напрашивается вывод, что чем раньше будет поставлен диагноз и начнется интенсивная коррекция нарушений у таких детей, тем прогнозируется наиболее лучший результат. Поэтому так важно заметить проявления РАС еще в раннем детстве.                Для диагностики можно использовать диагностическую карту, разработанную К.С. Лебединской и О.С. Никольской «Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма», обследование С.С. Морозовой.

Первичные проявления РАС:

  • В период ползания ребёнок опирается на предплечья, при этом выставляя таз вверх;
  • движения плохо скоординированы, дети склонны падать на правую сторону при ползании;
  • В период начала ходьбы - опираются на пальцы ног, руки держат внизу из-за плохого равновесия;
  • Позднее исчезновение младенческих рефлексов;
  • Стремление уйти от общения, страхи, агрессия, самоагрессия;
  • нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении, сложности в освоении бытовых и социальных навыков;
  • Стереотипность поведения.

Моторные стереотипии: раскачивания, потряхивания руками, однообразные манипуляции с предметами.

Сенсорные: ритмичное раскачивание, надавливание на глаза.

Речевые: многократное бессмысленное повторение фраз, звукосочетаний.

        Такие дети не говорят и не испытывают желания говорить. Поэтому, работу необходимо начинать, с развития предпосылок к речи, установления зрительного контакта, имитации движений и действий с предметами. Мы учим говорить детей через игру, выполнять единичные команды, узнавать знакомых людей, указывать на желаемый предмет, развиваем понимание речи языковые и коммуникативные способности. Без установления зрительного контакта, невозможно развитие речи. Ребенок не реагирует на лицо педагога, так как оно для него, как «белое пятно». Он не смотрит в глаза. Для привлечения внимания аутичного ребенка мы используем маску. Постепенно знакомим ребенка с лицом, открываем глаза на маске, нос, рот и соотносим маску с лицом человека.

Дальнейшим шагом в формировании элементов невербальной коммуникации являются жесты.

На! (предложение), (просьба), Да. (согласие), Нет (отрицание), Там (указание направления), Ай-ай-ай! (порицание), «Молодец», «Пока».

Затем учим подражать через игру:

«Постучи» Подражать ритмичному постукиванию двумя ложками о кастрюлю;

«Прикоснись» Наблюдать за другим человеком и имитируя, касаться трех собственных частей тела (нос, рот, глаза);

«Хлопни в ладоши» Подражая взрослым, хлопать в ладоши;

«Делай как я» Улучшать моторную координацию, выполняя движения «вверх», «в сторону» и «вниз»;

«Найди такой же» Соотнесение картинки с предметом и наоборот.

Как пример работы над развитием имитационных способностей предлагаем научить ребенка повторять упражнение с соской, работа проводится при многократном повторении.

Слова — это ритм. Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетических процессов, слоговой структуры слова, ударения, ритмичной организации речедвигательного акта. Работа проводится в игровой форме. Игры: «Понюхай цветок», «Погрейся на морозе», «Листья шелестят», «Покатай карандаш», «Чайник закипел», «Снежинки летят», «Футбол», «Надуй шарик», «Фокус», «Свистульки», «Вертушки», «Одуванчики», «Мыльные пузыри».

Подготовка артикуляционного отдела речевого аппарата к говорению осуществляется средствами пассивной гимнастики. Все упражнения выполняются сначала с помощью рук взрослого, а затем ребенок выполняет их самостоятельно.

Если ребенок не умеет просить, то это сформирует проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или самоагрессии.

        Предварительный этап обучения — научить использовать указательный жест для выражения своего желания.

        Учитель- дефектолог, учитель- логопед, показывая на соответствующую картинку, произносит: «Дай сок» или «Я хочу пить», закрывает последовательно каждую картинку фишкой, затем это делает ребенок с последующим переносом навыка просьбы с картинок в бытовые условия.

Для развития понимания речи мы используем следующие упражнения. Каждое упражнение следует повторять многократно, пока ребенок не усвоит полностью, и только после этого переходить к следующему упражнению.

Учим: узнавать собственное имя, прийти по речевому вызову.

Сначала ребенка направляет педагог к помощнику и наоборот, протягивает ему каждый раз награду и процесс повторяется до 4–5 переходов.

Садиться по речевому требованию, принести предмет, узнать себя в зеркале.

Формирование экспрессивной речи начинаем с подражания простым гласным звукам (А, У, О, Э, И), голосам животным.

Игру с пуговицами мы используем на подготовительном этапе развития предпосылок речевого общения и развитие мелкой моторики у неговорящих детей.

На занятиях, мы используем жесты: для проработки отдельных звуков. Иногда дети не обращают внимание на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекаем внимание ребенка. Использование дидактического материала позволяет удерживать внимание, снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка.

Используя альбом с кармашками, в которых разложены картинки, для работы с неговорящими детьми, составляем рассказ по схеме. Раздав картинки ребенку, предлагаем ему выкладывать их на столе в нужной последовательности, объясняя, почему та или иная картинка следует за предыдущей. Помогаем составить рассказ по схеме: сначала - потом....

Развитие речи жизненно необходимо для неговорящих детей. Возможность высказывать свои мысли, нужды, потребности позволяет адаптировать его в окружающей действительности. Мы гордимся достижениями бывших наших воспитанников, успешно обучающимися в массовой школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы педагогов с детьми с расстройствами аутистического спектра

Материалы полезны для педагогов, работающих с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра...

Работа с родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС)

В статье описываются основные признаки детского аутизма, принципы и правила работы с такими детьми....

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...

Использование метода танцевально-двигательной терапии в коррекционной работе с детьми с РАС (расстройство аутистического спектра).

В инклюзивном танцевальном коллетиве "Солнечные зайчики", в котором занимаются дети с диагнозами: РАС, эписиндром, синдром Дауна, ЗПР, ЗПРР и др., ведущим методом является метод танцевально-...

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно - игровым действиям

Статья содержит информацию об особенностях детей с РАС и путях развития у них предметно-игровых действий....

О необходимости раннего выявления детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Опыт работы с данной категорией воспитанников в МАДОУ детский сад №40 г. Белебея».

В нашем дошкольном учреждении с момента открытия созданы специальные условия для детей с особыми образовательными потребностями. В учреждении функционирует одна разновозрастная группа компенсирующей н...

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...