Консультация для родителей «Игры развивающие познавательную активность»
консультация

Баранова Татьяна Викторовна

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место впервые годы их обучения в школе. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры развивающие познавательную активность»

Подготовила:

Воспитатель МКДОУ д/с №488

Баранова Т.В.


В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место впервые годы их обучения в школе. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Организуя жизнь детей в игре, мы воздействуем на все стороны развития

личности ребенка: на чувства, сознание, на волю и на поведение в целом. В

игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка.

Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, активность мышления и речи детей.

Дидактические игры помогают взрослым дать дошкольникам элементарные научные знания, которые необходимы для обучения в школе, закрепить их и научить ребят применять на практике все то, чему их научили. Игра учит целенаправленно и последовательно воспроизводить знания, реализовать их в игровых действиях, в правилах. А это значит, что с использованием дидактических игр идет подготовка дошкольников к обучению в школе.

Сегодня предлагаем Вам познакомиться с играми, направленными на формирование элементарных математических представлений, на первый

взгляд простыми для взрослых, но очень эффективными для развития познавательных процессов ребенка старшего дошкольного возраста.

Рекомендации родителям: 

  1. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.
  2. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.
  3. Выслушивайте рассуждения ребѐнка,  не перебивая.
  4. Не говорите ответа, если ребѐнок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.
  5. Читайте с ребѐнком познавательные книги.
  6. Исследуйте различные предметы, например, когда идете по дороге в детский сад.

Особое внимание  надо обратить на  развитие внимания, памяти, мышления,  воображения детей, так как с нарушением интеллекта все психические процессы развиты слабо. Как это сделать?  Конечно же, с помощью  специальных,  развивающих игр. Поиграйте с ребенком, и вы увидите, как спокойная, свободная и веселая  обстановка  игры помогут  в его развитии, а вы будете участвовать в игре на равных, незаметно обучая его.

      Для развития  интеллектуальных задач следует развивать  мышление ребенка. Для этого и педагогам, и родителям  надо применять  основные средства  решения этой задачи – наглядную модель: схемы, чертежи, планы.  Применять их можно с 3х летнего возраста. Например, в игре можно применять  вместо градусника – палочку,  а в 5-6 летнем возрасте  выступают уже не реальные предметы, а  условные обозначения,  полоски различных цветов и размеров (вместо лисы – оранжевый кружок, вместо волка - серый).

      В сказке «Три медведя»  Михаил Потапович  замещается самым большим кружком,  Настасья Петровна – кружком поменьше,  а Мищутка -  самым маленьким.  Прочитав любую сказку, вы можете  отрицательный персонаж  обозначить черным кружком, а положительный – белым.

      Играя с детьми дома,  вы можете нарисовать план комнаты, обозначив мебель  геометрическими фигурами, а спрятанную игрушку -  кружочком, а чтобы  поддержать интерес к игре,  прятать можно любимую игрушку.  Постепенно можно задание усложнять.  Выйдя на улицу, можно  рисовать план двора, улицы, парка,  в котором вы гуляете.

      Кроме сенсорных и интеллектуальных способностей следует развивать еще и творческие способности, связанные с такими  психическими процессами,  как воображение. Здесь следует, чтобы ребенок научился наоборот видеть и выделять  в нереальном предмете – нереальный  (в красном кружочке, например,  видеть яблочко, помидор, мяч, цветок и тд).

      Еще можно усложнять задание: дорисовать любой предмет,  чтобы он мог увидеть и убедиться, что было,  а что можно еще  с помощью воображения создать любой предмет.

      Эти творческие задания  воспитывают в ребенке  эмоциональную сторону жизни и позволяют видеть  за каждым действием его  определенный этап развития.

      Очень важно, например,  при наблюдениях выделять более яркие, характерные особенности животных (у коровы  и козы – рога, - а для чего они? Зачем?  У петушка – гребешок; у зайчика – длинные уши).  Ничто в природе не существует раздельно, просто так.  А когда ребенок узнает, он начинает сравнивать,  обобщать. А если он затрудняется, помогайте ему разобраться в окружающем мире: на глазах ребенка покажите, как надо ухаживать  за животными, растениями,  покажите пример  бережного отношения к ним: например, растения – они живые, растут, пьют воду, любят свет, тепло, солнце, дышат.  Если вы будете  хорошо ухаживать  за ними,  он увидит,  как вырастают новые листочки, цветы.    

      На огороде дети видят особенности произрастания  овощей (например – морковь растет в земле,  а листики находятся на поверхности грядки). Здесь внимание  надо обратить на цвет, форму, величину овощей, вкусовые качества и обязательно можно сравнивать  и обобщать, загадывать загадки и  самим придумывать загадки об овощах и фруктах, прочесть сказку «Репка»  и обыграть ее дома.

      Познавательные интересы ребенка  начинают формироваться с  первых детских вопросов: почему? Зачем? Что это?  Часто эти вопросы  надоедают взрослым, и они  начинают отмахиваться, но, чтобы ребенок развивался, необходимо родителям не только поддерживать, но и  стимулировать  интересы к новому. Нужно не только отвечать на вопросы, но и  рассказывать новое, придумывать  интересные ответы на вопросы, всегда быть рядом с ребенком и не скупиться на похвалу.

УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной позиции, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через решение исследовательских заданий, направленных на формирование у детей первоначальных измерительных умений.

Материал: картинки с игрушками

Ход игры: 1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая

игрушка больше всех?

2. Медвежонок легче слонѐнка, но тяжелее тигрѐнка. Кто самый лѐгкий?

3. Ежик ниже жирафа, но выше мышки. Кто выше всех?

«ВОЛШЕБНАЯ КОРЗИНА»

Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.

В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе. «Магнит»

Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.

«МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружѐнную другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену.

Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать то же.

Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.

ИГРА «НАОБОРОТ»

Поиграйте в игры «наоборот» (твердый – мягкий, холодный - теплый,  сухой – мокрый, день – ночь, высоко – низко и тд), о пространственных понятиях: где предмет? (на столе,  в коробке, над . . ., под . . ., за , ,  и тд).

«ТАИНСТВЕННЫЕ ОТПЕЧАТКИ»

Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаѐт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеѐнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеѐнку на стол или на пол и пр.

      Нельзя ограничивать  познавательное развитие   в виде обычного созерцания, а полученные от вас  впечатления  и знания  следует закреплять в  чтении сказок, рассказов, песенок, потешек, стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность"

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его вним...

Консультации для родителей "Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста."

Предложены игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста...

Родительское собрание для родителей группы раннего возраста на тему: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Ознакомить родителей с понятием «познавательная активность». 2. Р...

Консультация для родителей "Игры, развивающие познавательную деятельность детей раннего возраста"

Познавательная деятельность у ребенка формируется не только при целенаправленном руководстве взрослого, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Роль взрослого заключается н...

Консультация для родителей "Игры развивающие познавательную активность у детей"

Консультация для родителей "Игры развивающие познавательную активность у детей"...