Сенсорная интеграция
консультация

Епифанова Оксана Витальевна

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов. От такого, насколько развита данная способность во многом зависит успешность деятельности человека в целом. Потому ее важно развивать при помощи специальных занятий по сенсорной интеграции. Итогом таких занятий становятся правильное сенсомоторное развитие и мгновенные рефлексы на внешние раздражители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornaya_integratsiya.docx800.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция

C:\Users\Master\Pictures\didakticheskiy-kovrik-vremena-goda_foto_largest.jpg

Сенсорная интеграция – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, вестибулярный аппарат, ощущения тела), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.

У большинства людей процесс сенсорной  интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие.

Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и применять (интегрировать) различные виды сенсорной информации, формировать адаптивные ответы. Детство играет в сенсорной интеграции главную роль, так как ребенок организует не только свои зрительные и слуховые ощущения, но и ощущение собственного тела и действия силы тяжести.

Основоположником терапии, основанной на сенсорной интеграции, является американский эрготерапевт Джин Айрес.                                      

C:\Users\Master\Pictures\6186499757_e9f91065d9_b.jpg

Под словом «терапия» Джин Айрес понимает не назначение лекарственных препаратов, а строго дозированную и четко построенную специфическую тренировку нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.

Таким образом, можно сказать, что сенсорная интеграция:

- является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге (мы не задумываемся о ней, как не задумываемся о дыхании);

- организует информацию, полученную с помощью органов чувств (вид, звуки, вкус, запах, прикосновение, движение, воздействие силы тяжести и положение в пространстве);

- наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чем следует сконцентрироваться (например, слушать учителя и не обращать внимания на уличный шум);

- позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (адаптивный ответ);

- формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Сенсорная интеграция формируется в определенной последовательности, при этом каждый уровень сенсорной интеграции базируется на предыдущем.

Сначала нужно почувствовать и узнать собственное тело, то есть, достичь определенного уровня самовосприятия. Затем, наряду с ощущением собственного тела необходимо приобрести ощущение окружающего мира. Самовосприятие и восприятие внешнего мира составляют основу сенсорной интеграции.

Основные признаки нарушения сенсорной интеграции.

Гиперактивность.

Часто первым признаком сенсорной дисфункции является гиперактивность. Это самая распространенная жалоба. Ребенок почти постоянно находится в движении, бегает вместо того, чтобы ходить, и большая часть его действий выглядит бесцельной. Спокойно сидеть и концентрировать внимание для него почти невозможно. Отвлекаемость может стать главной проблемой в школе: ребенок не в состоянии «отгородиться» от шума и света, окружающие люди, занятые множеством дел, приводят его в замешательство, и потому он не способен работать в полную силу.

Если мозг не может организовать сенсорные сигналы и двигательную активность, он так же не может помочь разобраться в портфеле с книгами, тетрадями и ручками.

Проблемы с поведением.

Ребенок с нарушением сенсорной интеграции трудно делится игрушками или едой. Постоянно стремится к ощущению успеха и собственной значимости, он не в состоянии думать о нуждах окружающих. Реакции его мозга не такие, как у других, поэтому на обстоятельства он реагирует по-другому (по-своему). Также встречаются и гиперчувствительные дети, чьи чувства очень легко задеть. Они нередко не справляются с каждодневными стрессами, новыми или необычными ситуациями.

Речь и проблемы с языком.

Развитие речи зависит от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации речь обычно развивается медленнее.

Родители нередко замечают речевые нарушения раньше других проблем.

Мышечный тонус и нарушение координации.

Тело человека сохраняет вертикальное положение и обладает достаточной энергией для какой-либо активности  благодаря ощущениям, идущим от вестибулярной и проприоцептивной систем. Они обеспечивают мышечный тонус. У детей с сенсорной дисфункцией часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми и вялыми. Таким детям требуются значительные усилия для того, чтобы просто удержать голову и тело в вертикальном положении, поэтому они быстро устают. Если ребенок работая за столом, не в состоянии спокойно сидеть и поддерживать тело в вертикальном положении, это может служить признаком плохой сенсорной интеграции, которая заставляет сидячего ребенка ложиться головой на руку. Оставаться в вертикальном положении – тоже не легкая работа: человек стремится опереться, например, о стену.

Если вестибулярная, проприоцептивная и тактильная системы работают со сбоями, у ребенка страдает координация движений. Ребенок спотыкается, теряет равновесие, роняет предметы. Некоторые дети даже падают со стульев, будучи не в состоянии точно оценить размер сидения.

Неспособность играть.

Это очень распространенный симптом нарушений сенсорной интергации.  Ребенок, у которого не получается построить домик из кубиков, удержать игрушку, сложить простую мозайку, вероятно, имеет проблемы с сенсорной интеграцией.

Все эти признаки так же могут быть симптомами неврологических нарушений. Для уточнения причины данных нарушений, рекомендуем обратиться к врачу-неврологу.

При обучении чему-либо человек последовательно проходит несколько стадий от понимания стоящей перед ним задачи до выбора необходимых для ее выполнения действий. Освоение навыка характеризуется тем, что человек может успешно его использовать в условиях меняющихся окружающих условий. Происходит так называемая генерализация навыка, то есть перенос способности успешно выполнять определенное действие в любых новых условиях.

У детей проблемы в сенсорной сфере разнообразны. Не видя ребенка, его двигательные возможности, поведения специалисты сталкиваются с трудностями, во время определения конкретного вида дисфункции, так как у каждого ребенка свой собственный набор признаков и симптомов.

Стимуляция сенсорной интеграции в домашних условиях

Выделяют 7 органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (поддержание равновесия), проприоцепция (ощущение от суставов и мышц).

Прежде всего, необходимо понаблюдать за ребенком и определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная.

Прежде всего, понаблюдайте за своим ребенком и определите, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких - пониженная.

Запишите Ваши наблюдения.

Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, - это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Если у ребенка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом мы как бы приучаем ребенка к ранее неприятным для него ощущениям и учим его правильно реагировать на них. А если у ребенка пониженная чувствительность – то, наоборот, предоставляем ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций.

Воздействие на вестибулярный аппарат и  проприоцепцию: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.

   Воздействие на слух ребенка. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать, знакомим его с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую. При особой чувствительности у ребенка к звукам (бытовой техники, громкой музыки и др.) можно включать эти звуки на минимальную громкость, которая не будет вызывать беспокойства. Ежедневно включайте данную запись, постепенно увеличивая уровень звука. При этом происходит привыкание ребенка к ранее раздражающим звукам.

Воздействие на тактильные ощущения: игры с водой, игры с различными природными материалами, игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, образцы разных тканей, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и тд.), тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный - горячий, мягкий - твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и тд.). Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический.

Воздействие на зрение: рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть неврологические нарушения(например, эпиактивность).

Воздействие на вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами и разной консистенцией.

Воздействие на обоняние: учим ребенка распознавать различные запахи. Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (кофе, какао, ванилин, хвоя, апельсиновые корки и др.). Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что некоторые эфирные масла бодрят (апельсин, лимон, бергамот), а некоторые успокаивают (масло ромашки, лаванды).

Правила организации и проведения занятий по сенсорной интеграции в домашних условиях.

  • При выполнении упражнений ребенок не должен испытывать принуждения. Поэтому лучше начинать с таких воздействий, которые он хорошо переносит, постепенно переходя к менее приятным для него.
  • Занятия по сенсорно-интергационной терапии проводятся в игровой форме. Старайтесь не подрывать веру ребенка в свои силы, заставляя его делать то, что он делать не может. Иначе игра утратит смысл. Нарушения в сенсомоторных процессах сделают игру неровной: на несколько минут она может улучшиться, а потом снова ничего не будет получаться.
  • Важно показать ребенку, как нужно делать, а не рассказывать!
  • Хвалите ребенка за прилагаемые усилия, а не за успешность выполнения. Похвала помогает почувствовать свои силы. Подчеркивайте положительное
    и пропускайте отрицательное.
  • Вооружитесь терпением: пусть ребенок неуклюж, пропускает мяч, кидает его не в ту сторону, но именно так он учится  и ваше терпение облегчит ему освоение навыка.
  • Помогайте сделать игру эффективнее. Пусть ребенок делает что-то не так, но в его представлении все происходит правильно и успешно. Ваша задача – «обеспечить тылы» на протяжении всей игры.

Примеры игрушек для сенсорно-интегративной терапии.

Гимнастический мяч.

Упражнений на мяче существует множество. Вот несколько простых примеров: «Пружинка» - ребенок, сидя на мяче, делает пружинистые движения. «Лошадка» - пружинка с выпрямлением рук вперед и пощелкивания языком. «Бокс» - имитация движений рук при боксе. «Юла» - переступая ногами, поворачиваться вокруг своей оси попеременно то в одну, то в другую сторону.

Ортопедический коврик.

Ходить по коврику полезно для стимуляции нервных окончаний, расположенных на ступнях. В то же время у ребенка может возникнуть желание трогать такой коврик руками. Это тоже стимулирует нервную систему, что положительно влияет на развитие ребенка.

Плед (гамак).

Можно использовать покрывало, пододеяльник и др., важно чтобы ткань выдержала вес ребенка при нагрузке. Сажаем ребенка на середину пледа и раскачиваем его. Так же, использовать мягкий плед можно для обертывания в целях осознания ребенком границ собственного тела.

Разбрасываем по полу подушки.

Пол – море, а подушки – островки. Нужно прыгать с подушки на подушку, уворачиваясь от взрослого (пират). Завершить можно боем на подушках.

Игры с пластилином, глиной, тестом.

Можно менять консистенцию теста, глины.

Развитие обонятельной системы.

Для игр можно использовать баночки или коробочки, в которые можно положить кусочки фруктов, овощей. «Угадай, что пахнет с закрытыми глазами».

Пустая пластиковая бутылка от напитка.

Наполнить ее можно разноцветными бусинами, стеклянными шариками, что будет создавать приятный шум, когда ребенок будет двигать ее. Это хорошее занятие для развития ранних навыков двусторонней координации рук, так как бутылку приходиться брать двумя руками.

Пленка «воздушно-пузырчатая».

Ее можно использовать для развития разных видов чувственного опыта или силы пальцев. Различная упаковочная бумага и пленка отлично подойдет для развития моторики. Ее можно мять, рвать, распрямлять.

Картонные коробки.

В них ребенок может прятаться, если необходима «передышка». Можно сделать домик.

Крупы.  Макароны.

Можно сделать тканевые мешочки и наполнить их разными крупами (греча, фасоль, рис, манка и др.). Ребенок может распознавать через ткань, какая там крупа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивная среда сенсорной комнаты и ее применение для коррекции нарушений сенсорной интеграции у дошкольников"

Презентация, раскрывающая понятия "сенсорная комната" и "сенсорная интеграция", а также возможности использования интерактивного оборудования сенсорной комнаты ДОУ в коррекционно-развивающей работе с ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ  «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ СЕНСЕРНУЮ ИНТЕГРАЦИЮ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ»...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

НАРУШЕНИЕ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОМА РЕБЕНКА. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В 2022/23 учебном году мы осуществляем проект  «СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА». В рамках этого проекта мы подготов...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...